(no subject)

Mar 31, 2021 11:21

Перебираю от случая к случаю книги, с которыми в разное время сложилось или не сложилось, и снова думаю про Гюго. На самом деле, я тот человек, который всегда любил пространные описания - ну, не природы, но, во всяком случае, быта, жизни и прочей этнографии. В десять лет мне было очень интересно читать "Оливера Твиста", пока там описывалась жизнь в работном доме, у гробовщика и в воровском притоне, и становилось скучно, как только начинались диалоги :))
А в "Отверженных" случился затык где-то на середине, примерно на "Мариусе". Знаете, как бывает (вряд ли я в этом одинок) - читаешь, и вдруг ни с того ни с сего возникает препятствие, которое никак не можешь одолеть. То ли за время чтения с тобой что-то произошло и больше ты это не воспринимаешь, то ли в книге реально что-то поменялось. В случае с "Отверженными", я бы сказал, мне стало неинтересно следить за героями, которые сначала казались многообещающими, а потом... а потом повзрослевшая Козетта становится заурядной хорошенькой девушкой (и этим, пожалуй, начинает раздражать). А Мариус... ну, он, конечно, очень славный молодой человек, романтический студент, республиканец, вот это всё - но на фоне тех же "Друзей азбуки", пожалуй, совершенно не выделяется, там уйма гораздо более ярких типажей. Да что там, девяностолетний господин Жильнорман, дедушка Мариуса, выглядит гораздо колоритнее внука.
И вот это ощущение - что по сравнению с людьми "века минувшего" (да, и с теми, кто, как водится, "родился слишком поздно", а лучше бы в героическую эпоху) "герои нашего времени" бледноваты - пожалуй, в 13-14 лет понять трудно, да и не самое это жизнеутверждающее знание, так-то. И что, главным образом, в "Отверженных" следить надо за Жаном Вальжаном и Жавером, потому что они-то и составляют для автора главный интерес, а все остальное более или менее декоративно - тоже.
Previous post Next post
Up