(no subject)

Sep 03, 2019 12:10

Немного о еде в викторианских школах-пансионах.

С одной стороны, предполагалось, что еда должна быть достаточно сытной и плотной, чтобы человек не страдал от холода и сырости. С другой - содержать ораву мальчиков-подростков не должно было быть слишком накладно. Кроме того, в эпоху, когда даже взрослые питались не слишком обильно и разнообразно, баловать детей лакомой едой было тем более не принято. Что же получалось в итоге?


В школе Херстпирпойнт в 1868 году школьное меню выглядело следующим образом:

"Завтрак, 8-00. Хлеб с маслом, сколько съешь за полчаса, и к нему полпинты свежего молока, разбавленного горячей водой.
Обед, 13-00. Мясо [вареная либо тушеная говядина или баранина], хлеб, овощи, полпинты пива, четыре раза в неделю пудинг.
Чай, 18-00. То же, что и за завтраком.
Ужин в половине десятого, для префектов [старших учеников] и капитанов спортивных команд. Хлеб, сыр, пиво".

Подавали в школах также мясное рагу, зачастую с хрящами и жиром; из овощей были вареная брюква, репа, капуста или картофель. Давали и рыбу, чаще всего треску, с картофелем, а если с провизией было совсем туго, то солонину. На десерт иногда полагался молочный рисовый пудинг, иногда чернослив и фиги, что зачастую становилось серьезным испытанием для желудков.

В 1853 году в Илинг-скул, по воспоминаниям одного из учеников, на обед каждый понедельник подавали «ужасный пирог» - «с каменной коркой, которая не ломалась, но отходила слоями, а внутри были жуткие комки хрящей и куски сухожилий, перемежаемые слоями жира - все вместе могло бы сгодиться на четки какому-нибудь вурдалаку. Мы называли это блюдо “пирогом с котятами”, “воскресительным пирогом”, “пирогом мертвеца”. Старина Богрин [директор школы] однажды продержал старосту Гигглсуика семь часов за столом, поставив перед ним пирог, однако Гигглсуик держался храбро и не прикоснулся к проклятой пище».

В "Эрике" (1858 г.) упоминаются вечерний чай и roly-poly pudding - пудинг с джемом.

image Click to view





Кстати, английский десерт Eton Mess (смесь клубники или ягод, взбитых сливок и накрошенных меренг) якобы возник в Итоне, престижной частной школе для мальчиков; впервые он упоминается в 1893 году, когда его подали в качестве угощения на школьном крикетном матче.




Чарльз Диккенс, "Рассказ школьника":

А говядина, - просто стыд и позор. Это вовсе не говядина. Настоящая говядина не одни только жилы. Настоящую говядину можно жевать. Кроме того, настоящую говядину всегда подают с подливкой, а на нашей и капли не увидишь. Другой наш мальчик уехал к родным совсем больной и слышал, как доктор говорил его отцу, что ума не приложит, почему заболел ребенок, разве только потому, что пил пиво, которое давали в школе. Ну, конечно, пиво-то его и доконало!
...
Да что там, посмотрите только на корочку паштетов. Она не рыхлая. Она твердая - что твой свинец, только сырая, к тому же. Из-за нее наших мальчиков по ночам мучают кошмары, и тогда другие мальчики лупят их подушками за то, что они орут во сне и будят товарищей. Да и не мудрено, что орут!... Во время летних каникул некоторые ребята; жившие поблизости, частенько прибегали в школу и взбирались на деревья за оградой площадки для игр только затем, чтобы поглазеть на Старика Чизмена, который сидел там и читал книжку один-одинешенек. Он всегда был тихоня, жидкий какой-то, словно чай у нас в школе, - а такого жидкого чая на всем свете не сыщешь! - и когда мальчики, бывало, свистнут ему, он только поднимет глаза и кивнет; а когда его спросят: «Эй, Старик Чизмен, чем тебя кормили за обедом?» - он ответит: «Вареной бараниной», а когда его спросят: «Не скучно тебе одному, Старик Чизмен?» - он ответит: «Скучновато бывает!», а потом они скажут: «Ну, прощай, Старик Чизмен!» - и слезут с деревьев. Конечно, это было тиранство - все каникулы кормить Старика Чизмена одной вареной бараниной, но такие уж у нас были порядки. Иногда вместо вареной баранины его пичкали рисовым пудингом, уверяя, что это на редкость вкусное кушанье. А на мясо не тратились.

Путешественник и этнограф сэр Ричард Фрэнсис Бертон (1821-1890) писал в своих воспоминаниях: «Если мы, дети, капризничали или воротили нос от еды в английских гостиницах, каково же было наше удивление при виде еды в английской школе! Завтрак, в восемь часов, состоял из снятого молока с водой, в выщербленных кружках с отбитыми ручками. Мальчикам разрешалось привозить из дома чай, однако за право выпить его шла постоянная битва. Далее - ломтик хлеба, слегка помазанный маслом. Гурманы обычно собирали все масло на одном краю ломтика, чтобы насладиться последним кусочком. Обед был в час; он начинался с пудинга [как правило, приготовленного из обрезков залежалого хлеба с салом или нутряным жиром - он «надежно отбивал аппетит», по мнению школьников] и заканчивался мясом, как во всех второразрядных школах. Мясо было приготовлено необычайно скверно, снаружи подгоревшее, внутри синее, жилистое и хрящеватое. Из овощей полагался картофель, похожий на шрапнель, и ненавистная морковка. Ужин представлял собой повторение завтрака, и в том возрасте, когда мальчики усиленно растут, они отправлялись спать голодными. Иногда обитатели комнаты в складчину покупали ковригу хлеба, ветчину, свиную колбасу или сосиски, а кроме того пиво и вино, так что пирушка обычно заканчивалась драками. Суббота всех страшила, поскольку в этот день подавали особый пирог, состоявший из всех недельных объедков и обрезков. В воскресенье предпринималась попытка приготовить сливовый пудинг, необычайно бледного оттенка, как будто его незаконным образом лишили полагающейся доли слив. И эта тоска продолжалась весь год».

Роальд Даль, конечно, учился позже, но и в первой половине ХХ века порядки, в целом, изменились мало.

В начальную школу в те времена раз в неделю приходили посылки - сердобольные мамаши тревожились о своих маленьких прожорливых сыночках, и в каждом сундуке почти всегда хранилась половинка домашнего смородинового пирога, помятая пачка печенья, пара апельсинов, яблоко, банан, баночка земляничного варенья или джема, плитка шоколада, пакет лакричной карамели со всякими наполнителями и т. п.

Английская школа того времени считалась - и была - предприятием для получения прибыли, как любой другой бизнес, а владел такой школой и по праву владения хозяйничал в ней ее директор. И понятно, ему хотелось экономить на питании учеников, и, чтобы иметь возможность кормить своих подопечных как можно скуднее, такой директор поощрял продовольственные посылки, - ему было только на руку, что родители сами старательно подкармливают своих чад.

- Так что, уважаемая миссис Даль, посылайте вашему мальчику какие-нибудь мелочи время от времени, - говорил матери директор. - Ну, там, несколько апельсинов и яблок раз на неделе, - а фрукты были очень дорогие! - и пирог со смородиной, большой такой пирог, ведь у маленьких мальчиков такие большие аппетиты, ха-ха-ха… Да, да, и так часто, как только хотите. Можно и почаще, да, да, так часто, как только пожелаете… Конечно же, его тут хорошо и обильно кормят, лучше, чем у нас не бывает, но ведь ему же хочется домашнего, а в чужом доме все не так, все равно на вкус не то, как дома, правда? Уверен, вы же не захотите, чтобы ваш сынок один из всей школы не получал посылки из родного дома хоть раз в неделю.

Неудивительно, что мальчики, получавшие из дома гостинцы, становились объектами всеобщей любви - хотя бы на время :)



Томас Джордж Уэбстер, "Мальчик, у которого много друзей"

eric, Англия моя, merry England ясен пень

Previous post Next post
Up