Спасибо за ссылку - прочитаю. Пока же прокомментирую так. Духовность - это нестрогое понятие (как и большинство понятий в гуманитарных науках). Если рассматривать духовность, как этичность, то духовность нормально размещается в марксизме. Например, считать Маркса гуманистом - это не такая уж и натяжка. В этом смысле и СССР был вполне себе духовным. Если же духовность рассматривать, как проявление Духа (чем и занимается СЕК), то от материалистов надо смещаться к идеалистам. Пожалуйста, Гегель - вот вам вариант Духовности (и СЕК его периодически поминает). Но не Маркс же ведь.
С религиозностью по моему еще проще. В основе религии вера в сверхсущества. Ожидание конца истории - это, скорее, сходство не потключевому признаку.. и то не со всеми религиями. Полно религий, которые вообще цельной картины мира не выстраивают (культы предков и т.п.).
Кургинян нам пытается продвинуть подспудно мысль, что если в обществе нет господствующей идеалистической идеологии, то такое общество распадется. Или другими словами, только действенная вера в невидимую Духовную часть мира, может нормально сплотить и удержать социум. ... ну вот хз... большую часть времени человечество прожило в состоянинии, когда духовный мир вполне себе признавался. Материализм по историческим меркам не так давно уж и появился. Но, вроде, можно с ним вполне жить... и пользы немало в практической науке принес. Чего его выносить то? Вот эти разговоры о том, что только благодаря Духовности человечество сохраняет этические нормы - вот это, судя по работам антропологов, демагогия. Наш вид развивается при соблюдении этических норм - слишком недешево дается сложный мозг. Какие еще аргументы против материализма? Может (домысливаю) проблема в том, что материалисты становятся больше потребителями, а на всех ресурсов не хватает? А для аскетичного проживания лучше, чтобы человек был Духовным - может так? Кургинян еще много говорил о важности идеалистической составляющей для управленческой элиты.. это все, скорее всего так, но его "марксистские" разработки то явно нацелены на широкую аудиторию. А иначе бы разработали бы себе там закрытый культ - и веруйте.
>Если же духовность рассматривать Я бы дал такое определение: духовность это этика, эстетика и метафизика. Последнее можно тактовать хоть в кургияновском духе, хотьв традиционно христианском.
>Но не Маркс же ведь. Точнее сказать не Маркс в основном корпусе его сочинений. Но где-то далеко на периферии марксизма Маркс говорит примерно о том, что и Кургинян: он ищет идеального человека, который является творцом и духовно и материально не порабощен. А это и есть христианский идеал (обОжение), только (хе-хе) без Бога. Так что Маркс может и "духовен", но не марксизм ("научная" доктрина).
Интересно, зачем Кургиняну потребовалось свою картину мира ответвлять имено от марксизма? Вопросов из за этого к нему масса. СЕК выглядел бы гораздо адекватнее в сообществе философов идеалистов. Такой своеобразный вариант развития идей Платона. А из марксизма взял бы что то частично.. но...то ли необходимость сослаться на авторитет для придания большего веса своим пострениям, то ли подключение к ностальгической памяти об СССР для агитации среди широких слоев населения...
по сути же мы имеем дело с весьма неочевидной интерпритацией марксизма. Кстати, не первой в истории, благо неоднозначности в марксизме вполне позволяют это делать.
Придумалась аналогия. Предположим, встречаете вы математика, который при вычислениях исходит из того, что параллельные прямые пересекаются. Ага, говорите, вы - этот человек посследователь Лобачевского: либо что то развивает, либо позаимствавал, либо просто использует его геометрию. Ан нет, человек вас убеждает, что он самый, что ни на есть последователь Евклида, которого он, в отличие от вас, изучил полностью и понял все его сокровенные идеи во всеобъемлющей полноте. Так что внемлите- Евклид считал, что параллельные прямые пересекаются.
как то так, только в математике это гораздо очевиднее, в отличии от философии и социологии.
>зачем Кургиняну потребовалось свою картину мира ответвлять имено от марксизма?Думаю, по причине того, что эта картина уже была частично реализована в СССР (несмотря на его заявление о бездуховности ленинизма-большевизма). А реализация основывалась на марсизме, который в свою очередь частично совпадает с кургинизмом.
Пока же прокомментирую так.
Духовность - это нестрогое понятие (как и большинство понятий в гуманитарных науках).
Если рассматривать духовность, как этичность, то духовность нормально размещается в марксизме. Например, считать Маркса гуманистом - это не такая уж и натяжка. В этом смысле и СССР был вполне себе духовным.
Если же духовность рассматривать, как проявление Духа (чем и занимается СЕК), то от материалистов надо смещаться к идеалистам. Пожалуйста, Гегель - вот вам вариант Духовности (и СЕК его периодически поминает). Но не Маркс же ведь.
С религиозностью по моему еще проще. В основе религии вера в сверхсущества. Ожидание конца истории - это, скорее, сходство не потключевому признаку.. и то не со всеми религиями. Полно религий, которые вообще цельной картины мира не выстраивают (культы предков и т.п.).
Кургинян нам пытается продвинуть подспудно мысль, что если в обществе нет господствующей идеалистической идеологии, то такое общество распадется. Или другими словами, только действенная вера в невидимую Духовную часть мира, может нормально сплотить и удержать социум. ... ну вот хз... большую часть времени человечество прожило в состоянинии, когда духовный мир вполне себе признавался. Материализм по историческим меркам не так давно уж и появился. Но, вроде, можно с ним вполне жить... и пользы немало в практической науке принес. Чего его выносить то? Вот эти разговоры о том, что только благодаря Духовности человечество сохраняет этические нормы - вот это, судя по работам антропологов, демагогия. Наш вид развивается при соблюдении этических норм - слишком недешево дается сложный мозг.
Какие еще аргументы против материализма? Может (домысливаю) проблема в том, что материалисты становятся больше потребителями, а на всех ресурсов не хватает? А для аскетичного проживания лучше, чтобы человек был Духовным - может так?
Кургинян еще много говорил о важности идеалистической составляющей для управленческой элиты.. это все, скорее всего так, но его "марксистские" разработки то явно нацелены на широкую аудиторию. А иначе бы разработали бы себе там закрытый культ - и веруйте.
Reply
Я бы дал такое определение: духовность это этика, эстетика и метафизика. Последнее можно тактовать хоть в кургияновском духе, хотьв традиционно христианском.
>Но не Маркс же ведь.
Точнее сказать не Маркс в основном корпусе его сочинений. Но где-то далеко на периферии марксизма Маркс говорит примерно о том, что и Кургинян: он ищет идеального человека, который является творцом и духовно и материально не порабощен. А это и есть христианский идеал (обОжение), только (хе-хе) без Бога.
Так что Маркс может и "духовен", но не марксизм ("научная" доктрина).
Reply
Вопросов из за этого к нему масса. СЕК выглядел бы гораздо адекватнее в сообществе философов идеалистов. Такой своеобразный вариант развития идей Платона. А из марксизма взял бы что то частично..
но...то ли необходимость сослаться на авторитет для придания большего веса своим пострениям, то ли подключение к ностальгической памяти об СССР для агитации среди широких слоев населения...
по сути же мы имеем дело с весьма неочевидной интерпритацией марксизма. Кстати, не первой в истории, благо неоднозначности в марксизме вполне позволяют это делать.
Придумалась аналогия. Предположим, встречаете вы математика, который при вычислениях исходит из того, что параллельные прямые пересекаются. Ага, говорите, вы - этот человек посследователь Лобачевского: либо что то развивает, либо позаимствавал, либо просто использует его геометрию. Ан нет, человек вас убеждает, что он самый, что ни на есть последователь Евклида, которого он, в отличие от вас, изучил полностью и понял все его сокровенные идеи во всеобъемлющей полноте. Так что внемлите- Евклид считал, что параллельные прямые пересекаются.
как то так, только в математике это гораздо очевиднее, в отличии от философии и социологии.
Reply
Reply
Leave a comment