Leave a comment

tyletish2 January 7 2018, 05:06:50 UTC
Другими словами - СЕК является типичнейшим идеалистом. Все его рассуждения о Духе - как Дух меняет действительность, как человек, пробив канал к Духу, меняется (или по другому - Дух меняет человека) - все это прекрасные свидетельства идеалистической картиры мира.
Ну да и ладно, казалось бы... СЕК тут не первый и не последний.
Но вот приписать всю эту систему взглядов марксизму - это.... какая то издевка что ли...
В прошлые века между материалистами и идеалистами была долгая большая дискуссия, порой весьма яркая.
И большим достижением Маркса с Энгельсом было серьезное развитие материализма - его синтез с диалектикой. До этого в ходу был метафизический материализм, который вынужден был таки вводить понятие певичного толчка...
И вот, мыслитель, который называет себя марксистом, рассуждает как полный идеалист.

Напомнило еще высказывания СЕКа про Лафарга. Лафарг сочинил "символ веры" Капитализма - ироничная пародия на христианский символ веры.
А СЕК проитерпретировал так, что - смотрите, Лафарг узрел что то из духовной сущности капитализма.
Интересно было бы посмотреть на реакцию Лафарга... но да давно почил и теперь с его работами можно делать все, что хочешь, так же, как и с Марксом.

Я думаю, что только обвал официальной марксистской идеологии позволяют СЕК так фривольно работать с источниками.
Кто заступится то?

Кстати, как там у СЕКа дела с построением новой русской идентичности от каких то там богов? Довел ли он эту нить рассуждений или бросил и занялся чем то другим?

Reply

takotoj January 8 2018, 08:33:31 UTC
>Но вот приписать всю эту систему взглядов марксизму - это.... какая то издевка
>что ли...
На самом деле все еще сложнее и запутаннее. Марксизм, хотя и "строго научен" и атеистичен, на практике. да и частично в теории, является псевдо- или казирелигией, о чем хорошо писал Р. Редлих в "Очерках большевизмоведения" (есть в сети).
Во-первых, марксизм этически ориентирован и ищет социальной справедливости, а во-вторых мечтает о конце истории, т.е. о неком аналоге христианского Рая.
Т.е. марксизм как минимум НЕ ПОЛНОСТЬ бездуховен и атеистичен. В нем эта струя присутствует, хотя и не является его мейнстримом.

>как там у СЕКа дела с построением новой русской идентичности от каких то там
>богов?
Еще не читал. Жду когда выпусков 15-20 газеты накопится, тогда большим куском читаю.

Reply

tyletish2 January 9 2018, 13:38:46 UTC
Спасибо за ссылку - прочитаю.
Пока же прокомментирую так.
Духовность - это нестрогое понятие (как и большинство понятий в гуманитарных науках).
Если рассматривать духовность, как этичность, то духовность нормально размещается в марксизме. Например, считать Маркса гуманистом - это не такая уж и натяжка. В этом смысле и СССР был вполне себе духовным.
Если же духовность рассматривать, как проявление Духа (чем и занимается СЕК), то от материалистов надо смещаться к идеалистам. Пожалуйста, Гегель - вот вам вариант Духовности (и СЕК его периодически поминает). Но не Маркс же ведь.

С религиозностью по моему еще проще. В основе религии вера в сверхсущества. Ожидание конца истории - это, скорее, сходство не потключевому признаку.. и то не со всеми религиями. Полно религий, которые вообще цельной картины мира не выстраивают (культы предков и т.п.).

Кургинян нам пытается продвинуть подспудно мысль, что если в обществе нет господствующей идеалистической идеологии, то такое общество распадется. Или другими словами, только действенная вера в невидимую Духовную часть мира, может нормально сплотить и удержать социум. ... ну вот хз... большую часть времени человечество прожило в состоянинии, когда духовный мир вполне себе признавался. Материализм по историческим меркам не так давно уж и появился. Но, вроде, можно с ним вполне жить... и пользы немало в практической науке принес. Чего его выносить то? Вот эти разговоры о том, что только благодаря Духовности человечество сохраняет этические нормы - вот это, судя по работам антропологов, демагогия. Наш вид развивается при соблюдении этических норм - слишком недешево дается сложный мозг.
Какие еще аргументы против материализма? Может (домысливаю) проблема в том, что материалисты становятся больше потребителями, а на всех ресурсов не хватает? А для аскетичного проживания лучше, чтобы человек был Духовным - может так?
Кургинян еще много говорил о важности идеалистической составляющей для управленческой элиты.. это все, скорее всего так, но его "марксистские" разработки то явно нацелены на широкую аудиторию. А иначе бы разработали бы себе там закрытый культ - и веруйте.

Reply

takotoj January 10 2018, 12:35:26 UTC
>Если же духовность рассматривать
Я бы дал такое определение: духовность это этика, эстетика и метафизика. Последнее можно тактовать хоть в кургияновском духе, хотьв традиционно христианском.

>Но не Маркс же ведь.
Точнее сказать не Маркс в основном корпусе его сочинений. Но где-то далеко на периферии марксизма Маркс говорит примерно о том, что и Кургинян: он ищет идеального человека, который является творцом и духовно и материально не порабощен. А это и есть христианский идеал (обОжение), только (хе-хе) без Бога.
Так что Маркс может и "духовен", но не марксизм ("научная" доктрина).

Reply

tyletish2 January 10 2018, 15:03:32 UTC
Интересно, зачем Кургиняну потребовалось свою картину мира ответвлять имено от марксизма?
Вопросов из за этого к нему масса. СЕК выглядел бы гораздо адекватнее в сообществе философов идеалистов. Такой своеобразный вариант развития идей Платона. А из марксизма взял бы что то частично..
но...то ли необходимость сослаться на авторитет для придания большего веса своим пострениям, то ли подключение к ностальгической памяти об СССР для агитации среди широких слоев населения...

по сути же мы имеем дело с весьма неочевидной интерпритацией марксизма. Кстати, не первой в истории, благо неоднозначности в марксизме вполне позволяют это делать.

Придумалась аналогия. Предположим, встречаете вы математика, который при вычислениях исходит из того, что параллельные прямые пересекаются. Ага, говорите, вы - этот человек посследователь Лобачевского: либо что то развивает, либо позаимствавал, либо просто использует его геометрию. Ан нет, человек вас убеждает, что он самый, что ни на есть последователь Евклида, которого он, в отличие от вас, изучил полностью и понял все его сокровенные идеи во всеобъемлющей полноте. Так что внемлите- Евклид считал, что параллельные прямые пересекаются.

как то так, только в математике это гораздо очевиднее, в отличии от философии и социологии.

Reply

takotoj January 11 2018, 08:00:41 UTC
>зачем Кургиняну потребовалось свою картину мира ответвлять имено от марксизма?Думаю, по причине того, что эта картина уже была частично реализована в СССР (несмотря на его заявление о бездуховности ленинизма-большевизма). А реализация основывалась на марсизме, который в свою очередь частично совпадает с кургинизмом.

Reply


Leave a comment

Up