Интервью Кургиняна РИА "Иван-Чай", часть 2

Sep 11, 2017 13:50


Тот малость покрякал, клыки свои спрятал
Красавчиком стал, - хоть крести
В.Высоцкий "От скучных шабашей..."

Вышла вторая часть интервью Кургиняна информационнному агентству "Иван-Чай" (http://eot.su/node/22575). Первую часть мы разбирали здесь https://takotoj.livejournal.com/64455.html .

То, без преувеличения, немыслимое, что было намечено в первой части интервью, теперь обозначилось с полной ясностью. Кургинян, два десятка лет строивший и построивший жесточайшую манихейскую систему, в которой противостоят друг другу два радикально непримиримых метафизических начала, вдруг говорит о многоукладности и мирном сосуществовании двух и даже многих идеологий (Леонтьева с его "цветущей сложностью" привлек)!

Цитата:
Какое начало д.б. положено в виде монолита в основание здания? Нет такого начала, одного, которое можно положить в основание. Есть некая цветущая сложность, сочетание этих начал. Есть, говоря уже о совсем простых вещах, многоукладная экономика. Рядом д.б. и совершенно новые частные предприятия, ппричем не только рестораня, но основанные на творческом открытии человека, кот. двигает научно-технический прогресс и государственные начинания, без которых все рухнет, рядом д.б. и начинаняи совсем нового типа.

... На какое бы одно начало мы не сделали ставку - это неизбежно провал, это проигрыш.
... Только гармоническое сосуществование очень разных укладов может дать нам будущее. Мы не можем двигаться только в рынке, но мы не можем двигаться сегодня и только в плановом хозяйстве.

Корр.: социальной справедливости больше при социализме
Кургинян: больше, больше. Но как вам сказать... Нельзя покупать социальную справделивость путем унификации. [Каково! Именно эту крамольную для любого марксиста мысль - необходимость дополнять идею српаведливости идеей свободы - я высказывал здесь https://takotoj.livejournal.com/68166.html ]

...
Должны быть разные типы жизни. В этой частной жизни больше богатсва, неравенства. А рядом, человек ушел, он работает в гос. секторе, у него д.б. качественная квартира, он знает что будет жить по-другому, а вот в этих вот местах будет братство, но тут не будет выпендрежа... Как только вы говорите, что все будет только так, и все должно опираться на некий элемент, как на всеобъемлющее начало, а другие говорят, что все должно быть совсем по-другому и опираться нна другой элемент, как на всеобъемлющее начало, дальше возникает вопрос "А кто прав?" Это же не вопрос логической аргументации. Это вопрос политической воли. Значит опять гражданская война... Пройти через это снова - значит уничтожить страну.[Особенно пикантно это заявление смотрится на фоне недавних громов, которые Кургинян метал в Зюганова, объявившего, что Россия исчерпала лимит революций]
...
Мы категорически считаем, что это должно быть по-другому. Не кованым сапогом надо вбивать во всех правила жизни. А нужно сказать: "Вот вы живете так, мы живем так. Вы живете каким-то третьим, четвертым образом, а внутри весего этого есть нечто объединительное, есть эта цветущая сложность."

Как все это прикажете понимать? Первое, что приходит на ум - ленинский НЭП, временное наступление. Отступление не от хорошей жизни, разумеется, а от недостатка сил. От самой марксисткой доктрины никто не собирался отказываться, но вот заставить ее работать в конкретных уловиях сил не хватало. В приложении к кургиняновской ситуации это звучит так (см. самое начало передачи):
Корр.: Насколько от вас зависит это все, вся эта новая жизнь?
Кургинян: Ну что ответить на этот вопрос? Пока что все это, я бы сказал не просто сильно, оно зависит от меня чрезмерно.
Проще говоря, коммуна и все движение настолько слабы и зависимы от одного-единственного человека, что речи о навязывании а, тем более, установлении доминирования в области идеологии не идет. Приходится мириться и уживаться с некургиняновскоим идеологиями, "многоукладность". Отсюда этот мирный, спокойный и взвешенный тон. Надолго ли?

Я почему-то уверен, что эта идеологическая терпимость и толерантность уйдет как с белых яблонь дым, едва только на горизонте обозначится хоть малейший признак укрепления движения или обретения им властных рычагов.

марксизм, суть вермени, капитализм, Кургинян, Александровское, Иван-чай, многоукладность

Previous post Next post
Up