В любом конфликте - особенно вооружённом, особенно между государствами - вообще не имеет значения, кто тут прав. Кто первый начал, а кто оборонялся. Кто имел право выдвигать требования, а кто нет. Кто действовал по понятиям нормам международного права, а кто их грубо нарушил.
Имеет значение только одно - есть ли для тебя здесь свои и чужие.
Понять это очень просто. Посмотри поочерёдно на все стороны противостояния, и про каждую задай себе два вопроса:
- Если они победят - это будет хорошо или нет?
- Если они проиграют - это будет плохо или нет?
Разумеется, из этой простой арифметики вытекает достаточно сложная алгебра. Далеко не всегда удаётся прийти к чёрно-белому делению: я за этих и против тех.
Бывает так, что обе стороны для тебя свои. Трагедия уже в том, что они вступили в схватку, и проигрыш любого из них сделает мир хуже.
Бывает так, что обе стороны чужие. Кто бы из них ни победил - это будет нехорошо, так что идеально было бы, если бы проиграли оба.
Бывает так, что победа одного тебя совершенно не греет, но это всё же лучше, чем если победит другой.
Порой какой-то участник конфликта настолько неоднозначен, что ты чешешь затылок, прикидывая, что тебя огорчит (или порадует) больше: его победа или поражение.
И ещё много других вариантов.
Но всё же в большинстве случаев свою сторону найти можно - пусть даже по формуле меньшего зла, озвученной Сапковским устами одной из его злодеек.
Вы можете спросить: но разве осознание, что кто-то здесь прав, а кто-то нет, не влияет некоторым образом на выбор стороны?
А я отвечу: нет, не влияет.
Споры о правоте - риторика для внешних. Для потенциальных сторонников или противников, которые ещё не ввязались в драку и прикидывают, на чьей стороне им это сделать. Осознание, что они поддерживают правое дело, сильно в этом выборе помогает.
Но если ты уже находишься в сфере конфликта, правота или неправота сторон тебя не особенно занимает. Куда интереснее другое: что случится (в частности - лично с тобой, анонимус) в случае победы тех или других.
Как говорил один мудрый человек, если с тебя снимают сапоги, тебе всё равно, сделал это честный человек или бандит. Ты всё равно остался без сапог.
Иногда возникает желание возвыситься над конфликтом, не принимать ничью сторону, выступить в роли миротворца.
Но тут вступает в действие ещё один закон вселенской подлости.
Настоящим миротворцем может стать только сила, способная быстро и эффективно нейтрализовать всех участников драки одновременно. Желательно ещё, чтобы участники это заранее знали - тогда одного лишь появления этой силы на поле боя может быть достаточно, чтобы сразу же его остановить.
Любой другой, вмешиваясь в конфликт, не пресекает его, а участвует на стороне одного из дерущихся.
Об этом правиле жизненно важно помнить и не забывать. Если ты не миротворец и не сторонний зритель, то ты - участник драки. И драться тебе нужно за своих, а не против них.
Это значит, что мешать надо чужим и только чужим. Совестить, угрожать, отвлекать внимание, оттаскивать за руки - только чужих, и ни в коем случае не своих. Ты даже представить не можешь, что успеют сделать с дорогим тебе человеком за то короткое время, когда он - твоими стараниями - перестал сопротивляться.
Пацифизм - хорошее и нужное дело до первого выстрела. С этого момента он перестаёт отличаться от вражеской пропаганды. Какое тебе дело, чего хочет человек, призывающий тебя «сдавайся, сложи оружие»? Чем бы он ни руководствовался, он приближает победу врага, а значит, он и сам твой враг.
Потому и сказано: когда говорят пушки, шутам музам лучше помалкивать.
Отсюда:
https://anairos.livejournal.com/233348.html