Многие слышали про "культурную революцию" в Китае, когда при Мао Дзедуне начались системные репрессии против всех инакомыслящих. Но такая же по сути операция проводилась и в Советской России, и далее в СССР, до полного уничтожения всех, кто был против коммунистическй идеологии.
Термин «культурная революция» в России появился в «Манифесте анархизма» братьев Гординых в мае 1917 года, а в советский политический язык введён В. И. Лениным в 1923 году в статье «О кооперации»:
"Нам наши противники не раз говорили, что мы предпринимаем безрассудное дело насаждения социализма в недостаточно культурной стране. Но они ошиблись в том, что мы начали не с того конца, как полагалось по теории (всяких педантов), и что у нас политический и социальный переворот оказался предшественником тому культурному перевороту, той культурной революции, перед лицом которой мы всё-таки теперь стоим. Для нас достаточно теперь этой культурной революции для того, чтобы оказаться вполне социалистической страной, но для нас эта культурная революция представляет неимоверные трудности и чисто культурного свойства (ибо мы безграмотны), и свойства материального (ибо для того, чтобы быть культурными, нужно известное развитие материальных средств производства, нужна известная материальная база)".
- Полн. собр. соч., 5 изд., т. 45, с. 376-377
Культурная революция как изменение идеологии общества была начата вскоре после Октябрьского переворота. Христианскую религию было необходимо заменить религией коммунистической. 23 января 1918 года появился декрет об отделении церкви от государства и школы от церкви. Из системы образования были удалены предметы, хоть как-то связанные с религиозным образованием: богословие, древнегреческий язык и другие. Главной задачей культурной революции было вбивание в личные убеждения советских граждан принципов марксистско-ленинской идеологии.
"Еще до октябрьского переворота революционные партии сбросили Россию со счетов, уже тогда ей противопоставлено было новое божество - революция. После же захвата власти большевиками, Россия и русское имя попали в число запретных слов. Запрет продолжался, как известно, до середины 30-х годов. Первые семнадцать-восемнадцать лет были годами беспощадного истребления русской культурной элиты, уничтожения исторических памятников и памятников искусства, искоренения научных дисциплин, вроде философии, психологии, византиноведения, изъятия из университетского и школьного преподавания русской истории, замененной историей революционного движения. Не было в нашей стране дотоле таких издевательств надо всем носившим русское имя. Если потом, перед второй мировой войной, его реабилитировали, то с нескрываемой целью советизации. “Национальное по форме, социалистическое по содержанию” - таков был лозунг обнажавший хитроумный замысел." - Н.И. Ульянов, "Русское и великорусское".
Для реализации программы в первые месяцы советской власти была создана сеть органов партийно-государственного управления культурной жизнью общества: Агитпроп (отдел ЦК ВКП(б)), Главполитпросвет, Наркомпрос, Главлит и другие. Подверглись национализации учреждения культуры: издательства, музеи, кинофабрики; была отменена свобода печати. В области идеологии была широко развёрнута атеистическая пропаганда, начались гонения на религию, в храмах устраивались клубы, склады, производства, вводилась жёсткая цензура.
Одновременно началось уничтожение памятников и символов русской истории, понятие "русский патриотизм" и "русская история" становились ругательством.
Декрет Совета Народных Комиссаров «О памятниках республики». Затем для конкретного руководительства уничтожением «древнего культурного хлама» был создан «Экономический Совет для ликвидации всех искусств старого мира».
В действие вступила хорошо продуманная со всех сторон программа разрушения многовековой русской культуры.
Только в Москве разрушено около 7000 памятников архитектуры и около 8000 зданий исторической застройки. Уничтожены сотни тысяч предметов прикладного искусства, десятки тысяч художественных живописных произведений, фресок, росписей, не менее 20000000 икон. По ориентировочной денежной оценке, стоимость утраченных культурных сокровищ России составляет десятки триллионов рублей (в ценах 1985 года), что по мировым меркам равно культурным ценностям большого европейского государства.
Для разгрома "великорусского шовинизма" был резко начат подъём национализма окраин. В это время были созданы национальные алфавиты нескольких народностей (Крайнего севера, Дагестана, киргизов, башкир, бурят и т. д.).
«Лозунг национальной культуры есть буржуазный (а часто и черносотенно-клерикальный) обман… Наше дело - бороться с господствующей, черносотенной и буржуазной национальной культурой великороссов». - В.И.Ленин.
Были идеи и отмены русского языка.
"В руках пролетариата СССР унифицированный латинский алфавит служит средством проведения культурной революции на советском Востоке на базе социалистической реконструкции народного хозяйства. Поэтому он является алфавитом пролетарской революции на советском Востоке и орудием классовой борьбы пролетариата здесь - на фронте культурной революции. (Слова В. И. Ленина: латинизация - „это великая революция на Востоке“)." - Тезисы проф. Яковлева Н.Ф. „О необходимости латинизации русского алфавита“, принятые в начале работ подкомиссии по латинизации русского алфавита при Главнауке НКП РСФСР.
В сфере образования "неправильные люди" были лишены прав поступления в средние и высшие учебные заведения, вместо этого была развёрнута сеть рабфаков (рабочих факультетов) для образовательной подготовки выходцев из среды крестьянской и городской бедноты, независимо от наличия начального образования. Учитывая низкий образовательный уровень и отсутствие стимулов к учёбе это вылилось в очередную профанацию.
В целях воспитания новой интеллектуальной элиты были учреждены Коммунистический университет, Истпарт, Коммунистическая академия, Институт красной профессуры. Уровень преподавания и образования там тоже был крайне низок.
Одновременно принимались меры по зачистке интеллектуального пространства страны: так, более 200 видных представителей российской науки и культуры были высланы из страны на «Философском пароходе». С конца 1920-х годов проводилось массовое «вытеснение» буржуазных специалистов: «Академическое дело», «Шахтинское дело», «Дело Промпартии» и т. п. С 1929 года начали свою деятельность «шарашки» - организованные органами внутренних дел тюремные особые технические бюро из заключённых для проведения важных научно-исследовательских и конструкторских работ.
В 1920-е годы в советских общественных и партийных организациях шли дискуссии о методах и направлении культурной революции. Например, летом 1923 года кампанию по обсуждению «вопросов быта» инициировал Л. Д. Троцкий, выступивший в печати с циклом статей, опубликованных в одноимённой брошюре (выдержала три издания).
Идеологическая гегемония в проведении культурной революции всегда оставалась за партией. Большую роль в выполнении задач партии по проведению культурной революции играл комсомол.
Происходило и разрушение самой культуры. Революционные идеи «Новой» культуры, зародившейся ещё в 1910-х годах, находили отклик у футуристов и приверженцев других направлений авангардизма. Созданный в 1922 году «Левый фронт искусств» (ЛЕФ) стремился к созданию социального.
Коммунистическая власть всегда контролировала новое советское искусство. От деятелей культуры требовалась однозначная поддержка «генеральной линии партии»; были созданы Российская ассоциация пролетарских писателей, Российская ассоциация пролетарских музыкантов, Российская ассоциация пролетарских художников. В 1932 году различные литературно-художественные объединения были распущены и вместо них были созданы отраслевые творческие союзы, а в качестве единственно допустимого направления был провозглашён «социалистический реализм».
Разрушалась не только культура сама по себе, но и культурные особенности общества. В Советской России впервые в мире официальной политикой стал оголтелый феминизм, развал брака и традиционной семьи, доходящие до обобществления женщин.
В деле построения социализма и проведения «культурной революции» женщины рассматривались как серьёзный кадровый резерв. Создавались «женотделы» при местных органах РКП(б), которыми руководил Отдел по работе среди женщин ЦК РКП(б). Активно обсуждался так называемый «женский вопрос» - проблемы пола, брака, семьи, положения женщины в обществе, женского мировоззрения. Провозглашались лозунги освобождения женщин от «домашнего гнёта» и равенства их с мужчинами, чтобы вместо того, чтобы заниматься семьёй и домом, они на равных аботали с мужчинами. Закономерно в связи с большей занятостью женщин как в общественной жизни, так и в тяжёлом труде на фабриках и заводах остро проявились проблемы, связанные с нехваткой у женщин времени на воспитание детей, ведение домашнего хозяйства и т.п. Возникли идеи обобществления уже и детей.
В результате России и российскому обществу был нанесён непоправимый урон. Была уничтожена русская духовность, которую заменили на оголтелый материализм.
Вместо Бога был создан культ марксизма-ленинизма и его главарей. Коммунисты сознательно и целенаправленно создали из великорусского народа homo soveticus, заменив духовное на материальное, обеспеченность на нищету, свободу самовыражения, вероисповедания, работы, места жительства народа на положение рабов или заключённых в своей собственной стране. В результате в СССР возникло массовое воровство, коррупция, алкоголизм, культ вещей и "блата". Ценность человека в советском обществе определялась не его духовными или интеллектуальными способностями, а доступом к материальным благам, дефициту, "кормушкам", способностью "решать вопросы", наличием престижных связей и вещей.
Была почти полностью уничтожена богатейшая Русская культура.
Русская культура в течение XIX - начала XX вв. переживала период своего расцвета - «Золотой век» сменился «Серебряным веком». Французский культурный критик Поль Валери назвал русскую культуру «одним из чудес света». В Совдепии же сразу начались убийства и высылки деятелей культуры, уничтожение памятников российской культуры и истории, уничтожение русских святынь, массовое сжигание книг, грабёж и продажа за рубеж русского национального достояния, шедевров российской и мировой культуры, принадлежавших России.
Во власти в СССР до самого его конца преобладали малограмотные, с низким интеллектуальным багажом и полным отсутствием моральных ценностей фигуранты.
Связанные материалы
Особенности советской культуры и искусств
https://takoe-nebo.livejournal.com/955777.html Уничтожение памяти, истории и культуры России
https://takoe-nebo.livejournal.com/933846.html Основные преступления коммунистов против России
https://takoe-nebo.livejournal.com/833841.html