Живой Журнал снова порадовал комментариями, привожу выборку.
Свидетель Секты: нынешний автобизнес уже не в состоянии создать какой-либо инженерный продукт, только переклеивать бирки их научил нынешний капитализм.
В ответ ему накидали полную пелотку:
Да, конечно, социалистические автоизделия были целиком оригинальны и прорывны.
Не надо вилять, вы начали про капитализм, значит, при социализме было все наоборот. Утомили борцы с "капком", как будто то безвылазное свинство сорокалетней давности, где все молились на любой, самый древний европейский автопром (он хоть как-то иногда попадал в страну единицами),- это рай земной и сплошные утерянные технологии.
Ноль традиций нормального автопрома, ноль традиций его нормального, а не кривого-косого, без какой-либо конкуренции, развития. Но виноват "капитализм", разгребающий сейчас все эти навозные кучи, наваленные правлением ЦК КПСС.
Свидетель Секты: При всей своей "неоригинальности" и "непрорывности" они были на 100% локализованы, собирались из местных аналогов узлов и тащем-та по итогу заявились на рынки, откуда изначально были "попёрты образцы". Так что ваше замечание неверно почти на всех уровнях.
Ответы:
Нихрена подобного про "заявились на рынки". Когда их продают по демпинговым ценам, а внутри страны - по совершенно сумасшедшим, это не заявились, это дурдом.
Да еще и качеством отличается в разы, и никак практически не обслуживается. И не имеет никакой конкуренции внутри страны вообще.
Опять же," заявились" - сильно громко сказано. Практически дарились жителям стран соцлагеря, вовне же никто от них не пищал, мягко говоря, и в очереди не стоял.
В середине 80-х экспортная Самара 9-ка с движком 1.3 64 л.с. в бриташке стоила 4925 фунтов. Пятидверный Остин Метро с литровым мотором (40 лошадей) стоил 5257 фунтов. Что это, если не демпинг? Средний мужчина-британец в 80-е зарабатывал примерно 150 фунтов в неделю, 600 фунтов в месяц, т.е. Самара - это примерно 8 его месячных зарплат. 9-ка стоила примерно 9 тыс советских рублей, очень удачливый советский инженер с зарплатой 250 руб горбатился бы на нее года три (при условии что он не ест и вообще ни за что не платит), квалифицированный работяга бы со скрипом уложился в полтора (опять же при условии что он всю свою зарплату целиком на нее родимую откладывает), но на нее была гигантская очередь, так что деньги особо не помогали. А это к вопросу о том, кто этот демпинг оплачивал.
С советскими машинами было так: купил после нескольких лет очередей "что дали" - и е@ись с ней как хочешь, устраняй заводские косяки. Тебя что-то не устраивает - отдадут следующему в очереди, не выделывайся, слушай свои валенки.
К 80-м в СССР было 1253 СТО. На 2200 городов. И дефицит запчастей по сотне позиций.
Причём тут соцлагерь? При том, что 80% поставлялись в "страны соц лагеря и примкнувшую к ним финку". Ещё 10% - в страны Африки, Азии и ближнего востока.
А я, как бывший нивовод скажу, что в жопу такое родоначалие, когда даже блядь кресло водителя не соосно рулю и более того, кресло немножко не параллельно оси симметрии автомобиля. Нафига таким кроиловом заниматься было? Цель какая? 20 кг металла сэкономить? Ну а потом удивление, что же это все совецкое автомобилестроение говном мажут.
Ага, советские машины были локализованы, когда были упрощены до трактора.
Совок не делал дешевых автомобилей для народа. Цена была конская, и это еще, если не брать очередь. Причем это объявлялось официально, что цены на авто искусственно завышены, совок этим еще и гордился.
Коробка-автомат на 21 Волге был скопипизжен с Форд Мейнлайн. Разобрали по винтикам и "адаптировали". И то - адаптировать адаптировали, но ни культуры производства, ни трансмиссионных масел, ни квалифицированного обслуживания подобных агрегатов в массовом количестве в СССР не было, даже в таксопарках (привет вышеотписавшимся про "отсутствие проблем с обслуживанием автомобилей в СССР"), поэтому производство очень быстро свернули.
Продукт был действительно прорывной. Вечерами в гаражах благодать была - обвешанные самодельными приспособами, запчастями, которые доставали по великому блату, пролетарии старательно чинили и латали постоянно прорывающийся продукт автогигантов. Тепло, лампово, тазики с оливье, всё работящие - своими руками чинят, обязательно по соточке мужики махнут, день ездят и три в ремонте. Красота, не то что сейчас капитализм бездушный. Ну а то что продукцию советского автопрома первым делом меняли на продукт капитализма - это совпадение, на грани клеветы на советскую власть.
Если великорусских шовинистов загнали в систему с краеугольными камнями "Достать" и "Брать что дают" - то да, всё было забито вырезками рубрик "Сделай сам" и действительно, все становились умельцами по необходимости и впендюривали.
Энтузиасты - люди, заслуживающие восхищения. Я вот, кстати, на 146 процентов уверен, что этот ваш знакомый не пиздит в интернетиках, о том, как охуенно было в СССР собирать велосипед из деталей, найденных на помойке, а просто угорает по любимому хобби, имея для реализации своих фантазий все условия - достойную работу с достойной оплатой, что позволила ему купить мастерскую, любые инструменты в свободной продаже, любые материалы, без доставаний у дыры в заборе завода за бутылку, без "принесу с работы", без блата, необходимого тогда для покупки гаража, который не был собственностью, и без остальных прелестей совочка.
У меня муж в журнале "Наука и жизнь" от 1979 г., в рубрике "Полезные советы", которая, видимо, обслуживала вторую часть названия и никак не была связана с первой, обнаружил совет: "Если стекло от наручных часов отвалилось, его можно приклеить чесночным соком".
Это зато так уютно, по домашнему, не то что нынешние клеи капиталистические. Научный подход к ремонту часов. У Суворова была "Наука побеждать", а единственно правильный строй мог предложить только "Науку выживать" и "Науку доставать". Зато удои были рекордные (на бумаге).
В моем глубоком детстве, которое пришлось на самый развитой социализм, во дворе было, условно говоря, три пятиэтажки разной степени подъездности. И ровно три автомобиля. Один - "Нива", стоял без движения, под ним жили кошки. Второй был "буханка", стало быть, служебная, она регулярно передвигалась. И третий, как щас помню, синяя фигня, то ли москвич, то ли жигули, по которой летом можно было определить день недели. Если идешь мимо и под ней лежит хозяин - значит, выходные. Зимой ее не было, видимо, в гараж прятал до весны. А так да, великие собственные производства, советская сборка, качество - "до сих пор ездят", и "кто хотел, тот покупал, подумаешь - пять тыщ р. без воровства и взяток".
Ни разу не 3 дня, неделю. В выходные собраешь, неделю разбирается. 16 лет отдал волговской матчасти. Однако жигуар, этому посвящено примерно столько же, чтоб ему, выпил крови много больше.
Весь совковый автопром это бейдж-инжиниринг с выкупом б/у конвееров у "вероятного противника" за царское золото. Единственно что сами создали это Нива и то ее мурыжили перед выпуском 15 лет.
Ниву получили от скрещивания FIAT 127 и Campagnola ;)
Советские граждане лобовухи на себе возили через всю страну в СВ для сохранности исключительно из-за причудливого хобби.
Благосостояние советского человека растет с каждым годом после 1991-го.
Это такая красная разводка-трёхходовочка.
1. СССР развалился не по объективным причинам, а из-за "врагов" - Горбачёва и Ельцина.
2. Вон, в Китае "рыночный социализм" и Китай при этом огого!
3. Следовательно, надо реставрировать советский строй в России, пока буржуи-капиталисты нас всех не угробили.
Эта публика не уймется, пока их идейки не приравняют к экстремизму со всеми вытекающими.
Мы, люди, никогда не перстанем удивляться дегенератству красножопых. Казалось бы всё, вот уже дно, ан нет, бланкофилы как пёрднут, хоть монитор в церковь неси.