Месяц или два назад по
наводке этого товарища прочитал книгу про Skunk Works. После серии ЖЗЛ из детства настороженно отношусь к биографиям (уровень занудства в жизни ок, восполнять не требуется). И темни менее прочитал с удовольствием, бодрая книжка. Под эффектом даже сгонял в DC в музей аэронавтики в пятый раз сфотографировать SR71. Когда знаешь предысторию, аппарат выглядит еще внушительней.
А вчера увидел такую статью -
What it takes to fly the U-2 spy plane Оказывается, разведчик U2, про который было в книге и на котором грохнулся о советскую твердь широко известный Пауэрс, до сих пор эксплуатируется. Даже больше скажу, есть полсотни активных пилотов. Инкредибл. Этот самолет был спроектирован в пятидесятых на пределе доступных технологий, при этом конструкторы пошли на все мыслимые компромиссы, включая компромисс со здравым смыслом. Высота кабины 29k ft (говорят, уже немного опустили), то есть уровень комфорта примерно как на Эвересте. Это при одиночных миссиях по 12-13 часов. У самолета двухколесное шасси, можете представить? Как велосипед с тридцатиметровым крылом. При посадке пилот сначала крутит задницей, чтобы держать равновесие, а потом прикладывается крылом о полосу, когда скорость уже не критическая и есть шанс, что крыло не оторвет. Когда самолет садится, сзади по полосе едет другой пилот на челленджере и по радио дает наводки. Так выживаемость выше.
Удивительно не то что благодаря нестандартным инженерным решениям аппарат стал передовым в пятидесятых, а то что он актуален до сих пор. Ничего лучше и практичней, чтобы летало за отметкой 70k ft, за шестьдесят лет не построили.