Mar 07, 2022 16:44
Источник Истории.
Это самый важный текст в моей истории. Как бы пафосно это не звучало. Текст про незримое влияние информации на человека, людей, судьбы, идентичности. То есть об основе социально-исторической организации.
Цивилизация начинается и заканчивается Городом. Нет ничего более устойчивого в информационном пространстве чем Город.
Что такое город? Википедия даст на этот вопрос простой и невнятный ответ - крупный населённый пункт, жители которого заняты, как правило, не сельским хозяйством.
Пункт несельского хозяйства. Откуда тогда цивилизация?
Город - особая организация социальных связей объединённых общей судьбой. Общая судьба (история) придаёт общности устойчивость. Эта устойчивость продолжается в вечность. Так получается вечный Рим. Кроме Рима мы знаем много других вечных городов - Дамаск, Афины, Пекин, Сеул, Сузы, Иерусалим, Алеппо, Дели, Варанаси, Кито ….
Я нахожу в этом систему повторения одного и того же замысла. Вечность Города - продолжение его личной неповторимой истории. То есть Город в этом смысле и есть вечность. То есть он обладает особой исторической устойчивостью. В противоположность ему окружающая (сельская) местность непрерывно меняется под действием климата, уклада, обстоятельств. Обстоятельства тоже могут убить город (Карфаген «Новый город»), но на его месте возникает новый, обозначая ту самую устойчивость, пусть и запущенную заново (в информационном плане).
Судьба - сила обстоятельств неизменно влияющих на человека. В материальном плане судьбу можно определить через общедоступную и понятную информацию для всех сопричастных. Отсюда мы подходим к следующему заключению, что Город - некая привязанная к месту информация. Он что-то вроде «флешки» с памятью. И эта память преобразует людей внутри города, делая их носителями уникальной информации. Эта информация является главной силой определяющей субъектность Города. Библиотека могла возникнуть только в Городе. Собирая информацию, Город её преображал до культуры, закладывая основание цивилизации. То есть создавая историю как таковую. Уникальность Города в этом случае легко проследить, наблюдая его продолжение сквозь сменяющиеся цивилизации. Город может оставаться собой, преображая любую информацию. То есть, как бы история не складывалась Город остаётся в активной позиции по отношению к ней. Если конечно очередная волна истории не смывает его. Но даже тогда бывает так, что на фундаменте старого возникает новый Город.
За информацией всегда идёт экономика. Городская среда даёт наиболее концентрированный вариант экономики, придавая ей свою уникальность. «Эти амфоры из Афин, так как имеют характерный орнамент». Собственно о Городе люди узнают из экономических «новостей». В сельской местности принципиально недостижима городская концентрация экономики. Известная нам экономика в смысле товарообмена является результатом влияния Города на материальную культуру. Так информация видоизменяет окружающую среду.
Сохранение информации требует фиксации на месте. Так город обретает чёткую границу - стену. Городская стена выполняет не только функцию обороны, но и четко отделяет Город от остального мира.
Сельская местность (деревня) не является противоположностью Города. Это два разных типа организации пространства. Противоположностью Города является пригород. Пригород обладает таким специфическим качеством, как совмещение в себе городского и сельского содержания. То есть пригород уже не село, но ещё и не Город. Нечто постоянно промежуточное, где нет в полной мере определенного (городского/сельского) порядка. Такая ситуация неизменно порождает культурную деградацию, которую ошибочно связывают с сельской культурой. В селе действует собственная система порядка. Тогда как пригороде, который уже не село, но и не город не действует по-настоящему никакая. В этом смысле пригород является смысловой серой зоной между двумя разными состояниями, отрицая каждое из них. В Харькове есть такая пословица: «Остановка Дергачи - вылезайте рогачи». Дергачи - пригород Харькова, архетипичная серая зона между Городом и пригородом.
Модерн стал злой исторической шуткой Города. Возникая в городской среде, новый формат социально-экономических отношений создал настоящую конкуренцию Городу в виде индустриализма. При индустриализме концентрация экономики перестаёт зависеть от Города и его стен. Завод становится новой точкой социально-культурного преобразования человека. Его машинная суть стирает грани субъектного обозначения. На стандартизированных изделиях клейма не Города, а завода. Появляется заводской поселок, который легко захватывает серую зону пригорода. Она дополнительно усиливает заводскую капитализацию, возвышая завод над Городом. Доминирующий индустриальный капитал подчиняет Город себе. Новое индустриальное структурирование сносит городские стены. Серая зона занимает городское пространство, сминая местную культуру.
Индустриализация даёт новый технологический вид информации - популярную культуру. Универсальность поп-культуры ликвидирует индивидуальность Города в информационном пространстве. Она как паутина оплетает городскую культурную среду, приводя её к единообразному выражению. Информационное качество города растворяется в поп-культуре.
Индустриальная революция создала такой поток людей в Город из негородской местности, что прежнее качество социально-культурной переработки нового населения Города стало невозможным. Город перестал контролировать собственное население. Капитализация пригородов опередила городскую.
Могущество индустриального вооружения сделало Город особенно уязвимым. Он и раньше подвергался опасности, но никогда она не была столь могущественной. Характерный пример - появление стратегической бомбардировочной авиации. Город получил реальную угрозу массового уничтожения.
Индустриальная фаза стала историческим вызовом для Города. И он ответил провокацией индустриального кризиса.
Завод банкротится и вытесняется из Города.
В ответ на монополию поп-культуры Город придумал собственную - альтернативную. Электронная музыка в Германии, техно в Детройте, рок в Екатеринбурге. Список можно продолжать. Появление альтернативной музыки всегда связано с городами пережившими ту или иную степень индустриальной катастрофы.
Пригороды маргинализируются, усиливая собственную серость.
Стратегической авиации Город вручает Бомбу. Самое могущественное мирное оружие, которое защищает Город(а) от тотального уничтожения.
Человеческая цивилизация создала уникальную структуру фиксирования и обработки информации - Город. Уникальность Города определило его доминирование в истории. История описывалась и хранилась Городами. Это предопределило вечность Города как повторяющейся структуры. Некоторые города обладают настоящей вечностью. Монополия Города на историю была нарушена индустриальной фазой, которая стала для него тотальной угрозой от экономики до военного дела. Реакцией Города на это - провокация индустриального кризиса и изменение военно-стратегического характера войны (появление Бомбы).
Послеиндустрильный мир неизбежно снова станет обычной городской историей, с её очевидной уникальностью культурно-экономических узлов. Городские связи вернут истории её настоящее содержание.
индустриальный кризис,
индустриальная цивилизация,
история