Dec 27, 2021 04:04
Недавно умер режиссёр "Ассы" Соловьёв.
Для меня лично "Асса" была в своё время прорывным фильмом, который сильно повлиял на дальнейшее восприятие кинематографа. Соловьёв в "Ассе" много использует от итальянского неоклассицизма. Собственно, из-за Соловьева я потом с ним ознакомился, автоматически заинтересовавшись источниками вдохновения.
Но сейчас речь ни о них. Из "Ассы" многие люди делают далеко идущие выводы относительно советской действительности восьмидесятых.
Цеховик Крымов антагонист главного героя показан, скажем так, несколько преувеличено.
Моя бабушка работа кардиохирургом. И цеховики, коих в Харькове было достаточно, автоматом попадали в круг её пациентов. Я о них слышал из разговоров взрослых. Это были люди с развитой деловой хваткой. Довольно богатые по советским меркам. Но очень скрытные. Я хорошо помню такой эпизод, когда во время застолья в честь бабушки в окно постучали и в воротах вручили деду картину в стиле Айвазовского. Бабушка считала их людьми нечестными в отношении советской системы и не проявляла никакой симпатии к ним в отличии от колхозников, например. Но никогда не отказывала им в помощи при этом.
К моменту появления фильма "Асса" я себе представлял Крымова и был удивлён в сюжете его избыточной кровожадностью по отношению к юному претенденту на молодую любовницу. В фильме здесь явное преувеличение. Дело в том, что советскую цеховую культуру формировали предельно рациональные люди, которые были теми ещё циниками. Поэтому в той ситуации Крымов никакой особой ревности, доводящей его до убийства не испытывал бы. На его месте цеховик бы наоборот не мешал любви, чтобы отмстить своей подруге неустроенностью жизни с молодым любовником.
Делали ли тогда так? Да, я по детству слышал несколько историй.
Крымов поступил нерационально с точки зрения опыта своей социальной страты.
Поэтому, я думаю, что Соловьёв специально заострил на этом внимание, чтобы усилить концовку фильма.
Показывает ли "Асса" реальную проблематику советского строя? Нет. Большая часть цеховиков не была заинтересована в его ликвидации, так как жила за его счет. Поэтому Крымовы не могли входить с советской системой в открытый конфликт, тем более из-за молодой дамы. Слишком дорого!
"Асса" разрушает советский строй намекая на родственность Крымова режиму, которого убила любовь, а не справедливый режим. Это явная субъективная интерпретация ситуации в позднем СССР.
кинематограф,
СССР