Click to view
Профессиональный археолог демонстрирует абсолютную несостоятельность кинематографа в изображении архаичной фазы человеческой истории. Почему образованные режиссёры не предпринимают усилий для приближения к истине и лепят откровенную туфту? Ответ на этот вопрос лежит в области типов человеческого мышления. Если для многих учёных характерен научный тип мышления, то для масс простых людей обыденный или вообще никакого. Безмыслие в условии плотного информационного потока - эффективная адаптация. Для обыденного мышления стремление к истине в строго научной форме не имеет принципиального значения. Обыденное не принимает абстрактные ценности. В этом смысле комфортная (понятная) картинка важнее. Она реальная ценность, а настоящая первобытная жизнь абстрактная. Отсюда и устойчивость массовых заблуждений наподобие уверенности в том, что в архаичную эпоху люди правильно питались пищей исключительно растительного происхождения, которая формирует образ жизни в соответствии с истинной духовностью. Само стремление к мифологизированным формам упрощения бытия и является важной особенностью обыденного мышления.
Режиссёры и продюсеры, ориентируясь на массового зрителя, автоматически подстраивают культурный продукт в соответствии с массовым мировоззрением. Поэтому получаются слоны и черепахи несущие на себе мир.
В некоторых случаях режиссёры, обладая научным типом мышления выдают совершенно иной культурный продукт. Главным его отличием от массового является не стремление к абстракции, как могло бы показаться(хотя она там обязательно присутствует), а наличие эксперимента в самом продукте. Усвоение подобного продукта неизбежно сопровождается процессом размышления. Не только во время просмотра, но много после.
Борцы с обывательскими мифами из видео, на самом деле не борются с ними как таковыми, а популяризируют среди масс само научное мышление. Это очень важная для прогресса задача, так как современная система образования этому делу никак не способствует. Можно себе представить прогресс в искусстве, когда научный тип мышления достигнет хотя бы небольшого распространения в массах. Проблему психологического барьера при возникновении источника массово научного мышления Стругацкие описали в "Гадких лебедях". Гадость научной картины мира состоит в её пугающем реализме в противовес комфортному мифу.