Изучая процессы развития капитализма в России историки неоднократно отмечали, что многие предприниматели конца XVIII - начала ХХ в. вышли из старообрядческой среды.
Связь старообрядчества и предпринимательства прослеживается, особенно в московском (центрально-черноземном) промышленном регионе, и в более позднее время. Возможно, что именно в старообрядческих корнях кроется причина складывания к концу Х I Х в. особого типа московского предпринимателя, оппозиционность к самодержавию и либерализм которого давно замечены историками российской буржуазии.
Функция московского, вообще столичного, старообрядчества заключалась в выработке новых форм приспособления к изменяющимся условиям жизни путем ассимиляции всего наиболее ценного в окружающем мире, но не нарушающего фундаментальных основ старообрядческой веры и культуры.
Состояния наживались на торгово-промышленной деятельности, поскольку другие пути к жизненному успеху были практически недоступны для старообрядцев. Купцы и предприниматели издавна играли ведущую роль в старообрядческих общинах, поддерживали их личными средствами. Привлечение значительных частных капиталов позволило поповцам уже через двадцать лет после возникновения Рогожского кладбища ( 1771 г .) и поселения вокруг него приступить к возведению по проекту одного из самых именитых тогда архитекторов, М.Ф.Казакова, Покровского собора, превосходившего по первоначальному замыслу Успенский собор Кремля. В начале Х I Х в. во главе рогожского прихода стоял Совет попечителей, в основном из купцов, потомственных староверов, открыто вернувшихся при Екатерине II к старой вере или поддерживавших ее своими капиталами. В ограде кладбища, кроме домов для престарелых, детского дома и училища, психиатрической лечебницы, гостиницы, зданий библиотеки и архива, располагались несколько домов, принадлежавших богатым староверам, которые поселялись в них во время говения. В 1910 г ., после немалых затрат на постройку храма-колокольни во имя Воскресения Христова (1907- 1908 г .), денежные средства рогожской общины составляли свыше 2 млн. рублей, что предполагает наличие значительного слоя состоятельных членов.
Основателями Преображенского кладбища были купцы Ф.Зенков и И.А.Ковылин - владелец кирпичных заводов, подрядчик строительных работ, - обращенные в федосеевскую веру ярославским крестьянином Ильей Ивановым.
Таким образом, подтверждается предположение, что московские старообрядческие могильники представляют собой, прежде всего, купеческие некрополи, информация которых является своеобразным массовым историческим источником по истории отечественного предпринимательства.
во 2-й половине XIX века П. И. Богатырев писал: Рогожская застава была одной из самых оживленных застав. Все прилегающие к ней улицы и переулки были сплошь заселены ямским сословием и спокон веков живущими здесь купцами и мещанами. Большинство этих обитателей принадлежало к древлепрепровославленной вере по Рогожскому кладбищу. Эта жизнь но древлепрепровославному создала особый быт, выработала свои условия; здесь нравы и обычаи резко отличались от остальной Москвы,особенно от ее центра... Рогожская Палестина велика - в ней в конце шестидесятых годов было пятьдесят две тысячи коренных жителей, девятнадцать церквей и пять монастырей, да еще Рогожское кладбище. Жизнь тогда здесь была замкнутая, постороннему почти невозможно было проникнуть сюда
Известных до сих пор русских предпринимателей - Морозовых, Кузнецовых, Рябушинских, Рахмановых, Шибаевых и многих других отличала одна важная особенность - все они были созидателями. Ими руководила не жажда богатства: они создавали не капиталы, а в первую очередь производства, заводы и фабрики. Создавали они объекты в сфере образования и здравоохранения, больницы и школы, а также развивали транспорт, науку и культуру.
Характерный пример предпринимателя-созидателя - Арсений Иванович Морозов. То, что было построено при нем в городе Богородске (нынешнем Ногинске), до сих пор составляет основу городского хозяйства. Он провел первую в Подмосковье трамвайную линию и электрифицировал старообрядческие деревни. В этой деятельности русские предприниматели-созидатели руководствовались осознанием, что такой жизненный принцип - их патриотический долг перед Родиной. Купцы жертвовали деньги на благое дело, не ожидая взамен каких-то определенных почестей и не во славу самим себе. Многие из них вообще стремились не привлекать к себе внимание. Они чувствовали себя ответственными за свою страну и город, где жили. Во многих случаях такие предприниматели, выделяя деньги на общественные нужды, не называли своих имен. Никто не просил купцов о финансовой помощи. Они сами проявляли в этой области инициативу, руководствуясь религиозными воззрениями.
Как отмечал исследователь московского купечества П.Бурышкин, "само отношение предпринимателя к своему делу было несколько иным, чем на Западе. На свою деятельность они смотрели не только как на источник доходов, а как на выполнение задачи, своего рода миссию, возложенную Богом или судьбою. Про богатство говорили, что "Бог дал его в пользование и потребует по нему отчета". Верующие предприниматели считали необходимым помогать нуждающимся, чтобы "искупить жесткость" в деловой сфере, оправдать богатство и заслужить прощение за совершенные грехи.
Такая жизненная позиция была, в частности, очень популярна среди старообрядцев. Какого-то определенного бизнес-сообщества старообрядцы специально не создавали, а устанавливали связи между собой иными способами. Приезжая, например, на ярмарки, они очень быстро находили себе подобных людей, которые не пили в трактирах ничего, кроме чая. Моментально завязывались деловые и дружеские отношения. Принадлежность участников договоров и соглашений к общей гонимой вере выступала определенной гарантией того, что сделка будет честной и справедливой.
В XVIII -XIX вв. в Москву в надежде изменить свою жизнь стали стекаться старообрядцы со всей России. Среди них было очень много бывших крепостных, отпущенных помещиками на вольные заработки. Основатель династии фабрикантов, Савва Морозов, который был крепостным ткачом на Зуевской текстильной мануфактуре, уже в 1797 г. записался в московское купечество как владелец собственного текстильного производства и торговли. В том же году в Москву приехал Егор Солдатенков, дед Козьмы Солдатенкова, будущего владельца крупнейшего в России издательского бизнеса стоимостью 8 млн. руб. Чуть позже - в 1800-1815 годах в Москве обосновались основатели династий Третьяковых, Мамонтовых, Щукиных, Бахрушиных, Алексеевых, Сапожниковых и других.
Многие предприимчивые крепостные мужики и мелкие деревенские торговцы уже через несколько месяцев после приезда в Москву записывались в третью, а то и вовторую купеческую гильдию, для чего требовался капитал как минимум в 4-5 тыс. руб. Деятельность практически всех предприятий, основанных в начале XIX в. поселившимися в Москве старообрядцами, так или и иначе, была связана с обработкой льна, производством и сбытом текстильных изделий. Морозовы и Рябушинские стали текстильными магнатами и мультимиллионерами.
Благотворительная деятельность
Сначала она проявлялась в подаче милостыни нищим и другим нуждающимся, а также в пожертвованиях церкви. Oднако по мере обострения социально-экономических противоречий в России предприниматели все больше осознавали свою социальную ответственность перед народом. Большая часть пожертвований направлялась нищим, число которых во второй половине XIX в. существенно увеличилось из-за роста безработицы, вызванного экономическим кризисом, и постепенно благотворительность стала приобретать растущие масштабы, для большинства благотворителей пожертвования стали своего рода чертой характера и образом жизни. "Наши купцы не считают своих пожертвований. Если бы счесть все их пожертвования только за нынешнее столетие, то они составили бы такую цифру, какой должна бы поклониться Европа".- подчеркивал в 1856 г. известный историк М.Погодин.
К концу XIX в. объемы благотворительной деятельности выросли еще больше. К 1900 г. только в Москве производилось больше пожертвований, чем в Париже или Берлине. Как указывал Ф.Шаляпин, "объездив почти весь мир, должен сказать, что такого размаха не видел нигде. Я думаю, что и представить себе этот размах европейцы не могут".
С.Морозов помогал как отдельным лицам, так и целым организациям. Он выделил несколько десятков тысяч рублей на строительство родильного приюта при Старо-Екатерининской больнице (сейчас там расположен Московский областной научно-исследовательский институт им М.Ф.Владимирова) и еще десять тысяч рублей "на дело призрения душевнобольных в Москве". П.Третьяков, известный у нас покровительством развитию искусства, был также щедрым благотворителем. Он жертвовал средства для работногодома, для выплаты стипендий в мещанском училище и для училища глухонемых в Москве.
Меценатство
В России отнюдь не все предприниматели были меценатами. Многие относились к поддержке культуры скептически. Но имелось много и таких купцов, которые были щедрыми меценатами - М.Морозов, П.Третьяков, А.Бахрушин и другие. Благодаря их деятельности русская культура расцвела на рубеже XIX и XX веков, были найдены такие таланты, как Шаляпин, Врубель и другие были собраны и сохранены изделия народных промыслов, произведения отечественных и зарубежных мастеров искусства.
Поддержка русскими меценатами развития культуры была обусловлена следующим:
-чувством ответственности за свою страну, патриотизмом. В этом плане весьма примечательно, что среди крупных промышленников и торговцев иностранного происхождения меценатов практически не было;
-отстраненностью купечества от идеологии. Взамен этого их внимание было поглощено заботой о развитии культуры. Вложение средств в эту сферу общественной жизни они не рассматривали как средство извлечение прибыли. Меценатство для предпринимателей было всемерной заботой о максимальной доступности самых широких слоев населения к культурным ценностям;
-повышением уровня образования многих наследников купцов-старообрядцев. Это побуждало их собирать коллекции живописи и других предметов искусства.
В результате, как свидетельствует художественный и музыкальный критик В.Стасов, в первой половине XIX столетия выросла иная порода купцов, у которых, невзирая на богатство, всегда было мало охоты до пиров, до нелепого прожигания жизни. Вместо этого у них была великая потребность в интеллектуальной жизни, влечение ко всему научному и художественному. Эти люди непрерывно ищут себе постоянных товарищей и знакомых в интеллигентной среде, истинно образованной и талантливой, проводят много времени с писателями и художниками, интересу-ются произведениями литературы, науки и искусства. Одни из них накапливают в своих домах богатые собрания книг и рукописей, другие собирают не менее богатые коллекции картин, третьи создают типографии и печатают целые библиотеки хороших книг, четвертые создают публичные галереи, куда открывают доступ всем желающим.
Меценатская деятельность русских предпринимателей отличалась профессионализмом. Последний проявлялся в обладании инициативой и особой интуицией видеть и делать то, что для отечественной культуры имело непреходящее значение. Такой профессионализм равен таланту.
Таким талантом, в частности, обладал С.Мамонтов. Знаменитый художник Ю.Васнецов в своих воспоминаниях подчеркивал, что "он не был в тесном смысле художник, певец, или актер, или скульптор, а была в нем какая-то электрическая струя, зажигающая энергией окружающих. Бог дал ему особый талант возбуждать творчество других".
Русским меценатам надо было иметь силу воли и твердость характера, чтобы идти "против течения". Преодолевала косность властей разного ранга на смоленской земле М.К.Тенишева, гигантские усилия прилагал для преодоления чиновничьих рогаток Н.Мешков, слыли "чудаками" в купеческой среде за свой интерес к собиранию коллекций и к развитию театра М.Морозов и С.Морозов.
Активно работали в Рогожских и Преображенских общинах Москвы купцы-старообрядцы из Гуслицкого края: Морозовы, Кузнецовы и Зимины. Многие рангом ниже занимали значительные посты в Московских и других духовных центрах страны.
Гуслицкий фарфоровый король М. С. Кузнецов на своих заводах изготавливал для старообрядческих храмов всей России фаянсово-эмалевые иконостасы, киоты и подсвечники, которые, будучи глазурованы, раскрашены и позолочены, отличались прочностью, красотой и изяществом. Пыль и копоть с них стирались быстро и бесследно.
Семейства купцов Морозовых, Кузнецовых и Зиминых относились к числу самых крупных гуслицких капиталистов. В первую половину XIX века почти все крупные промышленные и торговые фирмы Москвы находились в руках старообрядцев Морозовых, Кузнецовых, Рябушинских, Рахмановых, Гучковых, Шелапутиных и др. миллионеров. Наиболее массовой старообрядческой общиной была Рогожская.
Вотчина Морозовых (Орехово-Зуево) в конце XIX века стояла во главе фабричных сельских центров. По числу рабочих она уступала только Москве и Петербургу. Громадная заслуга многочисленного старообрядческого семейства Морозовых состоит в том, что оно основало четыре крупнейшие фирмы в текстильной промышленности России, способствовало расцвету русской культуры, а также Рогожского и Преображенского кладбищ в Москве.