Суриковский институт, где я училась, располагался в переулках Таганки. Общежите было напротив. Замуж выходила - здесь же. Так что, 7 лет я прожила в этом районе, редко выезжая за его границы (если выезжала на каникулы - то это уже была не Москва). И район стал мне родным.
Когда я только поступила, в близлежащих переулках ещё было много старинных домов. При мне их начали сносить и строить многоэтажки. Мне всегда было интересно узнать: кто здесь жил? Что здесь было? Из окна общежития была видна высокая колокольня. Она возвышалась над знаменитым Рогожским старообрядческим поселением. Так случайно, я вышла на тему купцов- старообрядцев.
Если вы попадёт на Рогожское кладбище, то узнаете, что здесь похоронены многие знаменитые представители московского купечества, cелившегося вблизи храмов в слободах на территории современного Таганского (а тогда - Рогожского) района.
Здесь на Рогожском кладбище - родовая усыпальница Морозовых: Тимофей Саввич, купец, Савва Тимофеевич, меценат и общественный деятель; Михаил Акимович (тот самый «Мика Морозов - с картины Серова. Будущий шекспировед, академик АМН СССР) Здесь похоронены Рябушинские Павел и Василий Михайловичи, текстильные фабриканты, К.Т. Солдатенков книгоиздатель и владелец художественной галереи; купцы 1 гильдии Шелапутины, благотворители, Кузнецов фарфорозаводчик
Я стала собирать материалы о старообрядцах
«Странное дело: большинство русских дореволюционных предпринимателей были старообрядцами. Скорее всего, преобладание купцов-старообрядцев в российской промышленности и торговли можно объяснить их редкостной корпоративной солидарностью. Будучи в обществе маргинальной группой, они старались не пускать в занятую ими нишу людей не своей веры. И в то же время очень «по-свойски» обходились с единоверцами. Помогали при необходимости, выручали. А уж дать единоверцу деньги в рост, «поставить его на счетчик», как теперь делается новыми нашими предпринимателями, для старообрядцев было совершенно немыслимо. К такому способу наживы в старину было отношение весьма презрительное. Вот как писал об этом один из Рябушинских - Владимир Павлович- в своих воспоминаниях: «На вершине уважения стоял промышленник, фабрикант, потом шел купец-торговец, а внизу стоял человек, который отдавал деньги в рост, учитывал векселя, заставлял работать капитал. Его не очень уважали, как бы дешевы его деньги ни были и как бы приличен он сам ни был. Процентщик!» Вот такой в старину был русский бизнес. Теперь у нас все прямо наоборот. Теперь у нас процентщики на вершине уважения. А промышленников, фабрикантов у нас катострофически мало.
Макс Вебер в начале XX в. говорил о "духе капитализма", возникшем в Западной Европе в ходе Реформации, как об одном из главных факторов становления буржуазных отношений. Первые протестанты проповедовали аскетизм в повседневной жизни, труд как главную цель человеческого бытия и считали себя "Божьими доверенными по управлению богатством". С течением времени в Западной Европе "дух капитализма" стал меняться. Аскетизм сменился роскошью и жаждой наслаждений, а труд во имя труда превратился в жажду наживы.
На Руси же веками складывался иной тип "русского хозяина". Бедность в России, в отличие от Запада, никогда не считалась доказательством неугодности Богу. Наоборот, в этой стране бедных всегда привечали и старались им помочь. Психология староверов соответствовала этому типу. Любое богатство воспринималось староверами как божественное благословение. Они сознавали свою ответственности за собственное и общественное благо и считали, что богатство, ниспосланное Богом, не должно лежать мертвым грузом, а должно приносить пользу как его владельцам , так и обществу.
Здесь уместно вспомнить старообрядческий стих об Иоанне Крестителе: "Сослал Господь четыре дара. Уж как первый дар - крест и молитву. Второй дар - любовь и милостыню. Третий дар - ночное моление. Четвертый дар - читательную книгу".
Этот стих объясняет широкую благотворительность и коллекционерскую деятельность русского старообрядческого купечества. Первому дару - кресту и молитве служила церковь. Поэтому, как указывает В.П.Рябушинский, русский хозяйственный мужик и покровитель церкви - почти синонимы. Второму дару - любви и милостыни, - служили богадельни, больницы, бесплатные столовые. Третий дар, - ночное моление - это иконы, собирание которых получило широкое распространение среди старообрядцев. Четвертый дар - чительская книга обуславливал созданию старообрядцами библиотек.
Многие из купцов- старообрядцев самостоятельно выбились в предприниматели и начинали с торговли. Так, Иван Иванович Хлудов, переселившийся в Москву после войны 1812 г. имел сперва небольшую лавку на Швивой Горке (близ Таганки), а в 1836 г. приобрел амбар в Гостином дворе , чем и положил начало знаменитому на всю Россию торговому дому. Михаил Яковлевич Рябушинский начинял с того, что торговал холщевыми, бумажными и шерстяными изделиями, скупая их у крестьян и ремесленников. А затем сам стал раздавать кустарям полуфабрикаты , из которых те выпускали готовые изделия. Его наследники стали впоследствии крупными предпринимателями.
Старообрядцы использовали и другой способ основания бизнеса. Старообрядческая община выбирала из своей среды талантливого, п редприимчивого человека, снабжала его начальным капиталом и тот становился купцом. Видимо, так произошло со знаменитыми Гучковыми.
Среди старообрядцев - предпринимателей также было популярно откупное дело, когда купец получал разрешение на продажу спиртного на определенной территории. Так поступил Василий Александрович Кокорев, заработавший на винных откупах миллионы.
Купцы-старообрядцы развертывали свою деятельность в различных отраслях экономики. Они, в частности, приняли активное участие в развитии текстильной промышленности, которая была одной из ведущих отраслей российской индустрии. Так, после смерти Ивана Ивановича Хлудова его сыновья открыли собственное бумагопрядильное производство в Егорьевске в 1845 г., а в 1874 г. основали Паевое товарищество Егорьевской мануфактуры. Богатства Рябушинских также создавались в указанной отрасли: Михаил Яковлевич в 1846 г. открыл небольшую текстильную фабрику. Крупными текстильными магнатами были и Морозовы. Они создали многие текстильными фирмы, и, в частности, "Товарищество Викулы Морозова с сыновьями", "Товарищество Никольской мануфактуры Саввы Морозова сын н Ко". Одна из дочерей Елисея Викуловича Морозова была замужем за ткацким фабрикантом В.А. Горбуновым, также старообрядцем. Развитие текстильного производства создало богатства Коноваловых, Алексеевых и многих других купеческих старообрядческих династий.
Старообрядец Матвей Сидорович Кузнецов 1864 г. добился огромных успехов в другой отрасли - производстве фарфоровых изделий и стал "королем фарфора". Этому предпринимателю, потомку гжельских мастеров, удалось стать монополистом в этой отрасли и получить почетное звание "Поставщик Двора Его Императорского Величества".
Среди российских старообрядцев был очень популярен ямской промысел (транспортные перевозки), а также содержание гостиниц и постоялых дворов. В.А. Кокорев в первопрестольной был известен своим "Кокоревским подворьем", то есть гостиницей. Он был также первым в мире человеком, организовавшим добычу нефти и ее массовое промышленное использование. В.А Кокорев первым обратил внимание на Бакинский регион и тем самым способствовал его развитию. Одним из первых нефтепромышленников был и старообрядец Сидор Мартынович Шибаев.
Крупнейшими московскими торговцами чаем были представители старообрядческой семьи Боткиных. Основатель дела Петр Кононович, происходил из посадских людей г.Торопца, затем стал купцом первой гильдии и почетным гражданином Москвы.
Весьма распространенным среди старообрядцев было банковское дело. Кредитные и ссудно-сберегательные общества и организации, основанные старообрядцами, отличались устойчивостью и значительным ростом капитала. Это, как правило, были небольшие, но весьма надежные организации. Самым крупным предприятием подобного рода и одним из самых крупных российских банков, был банк Рябушинских. В 1902 г. ими был основан собственный торговый дом, на основе которого был создан Московский банк. Кроме этого, Рябушинские вкладывали огромные деньги в развитие железнодорожного транспорта, а в годы первой мировой войны наладили выпуск отечественных автомобилей.
В среде старообрядцев была развита и такая специфическая форма деятельности, как торговля иконами и церковной утварью. Однако она не была основным источником их доходов. Как правило, такая торговля осуществлялась в процессе коллекционирования и собирательства этих изделий. На всю Москву были известны имена Тихона Федоровича Большакова и его сына Сергея Тихоновича, которые занимались собиранием и продажей старопечатных книг, редких монет, посуды, предметов церковной утвари и т.п. (подробно об их деятельности наша газета рассказывала в № 3 за нынешний год).
Для большинства старообрядческих фирм было характерно стремление к созданию крупных предприятий. Кроме того, некоторые династии основали в чистом виде монополии, существовавшие на протяжении долгого времени .
Создание крупных предприятий было обусловлено тремя причинами. Во-первых, - почитание труда как главной цели бытия. Предприниматели-старообрядцы не останавливались на достигнутом и постоянно наращивали производство. Во-вторых, из-за враждебного к старообрядцам общественного окружения им было необходимо стать богаче и предприимчивей всех остальных. В-третьих, благодаря принадлежности к старообрядческим общинам многие из них, в частности Морозовы, Рябушинские, Гучковы и другие могли рассчитывать на входившую также в эти общины разветвленную сеть посредников: извозчиков, хозяев постоялых дворов и т.д.
Русское старообрядчество следует считать одним из важнейших факторов развития не только предпринимательства, как вида хозяйственной деятельности, но и всей экономики России в целом".
В.Богданов, аспирант истфака МГУ