В ходе исследования исторических мифов XIII века стоит обратить внимание на еще одну таинственную и «зловещую фигуру» русской истории - рыцаря Святой Марии Альфреда фон Штумпенхаузена.
Р.Ю. Почекаев в своей работе «Батый. Хан, который не был ханом» (М.: АСТ, 2006), пожалуй, единственный из исследователей кто провел сколько-нибудь историческое исследование этой личности, выяснив, что первым историком, упоминавшим о данном рыцаре стал Борис Башилов, исследовавший историю масонства. В своей книге «История русского масонства» (М., 1992) на стр. 19 буквально сообщает следующее:
«Не случайно советником Батыя был рыцарь святой Марии Альфред фон Штумпенхаузен». Как верно подмечает Р.Ю. Почекаев, «И ни одной ссылки, никакого развития темы! «Не случайно, как будто речь идет о всем известном факте, и никаких дополнительных сведений не требуется!» (стр. 206-207). То, что представляется профессиональному историку сомнительным, стало буквально находкой для разного рода православных публицистов.
Вот что к примеру сообщает нам Иоанн, митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский в своей книге «Самодержавие духа» (СПб., 1997): «Не брезгует Рим и антирусскими интригами при дворе Батыя - не случайно одним из советников хана является рыцарь Святой Марии Альфред фон Штумпенхаузен». Как видим, к простому упоминанию о рыцаре добавляются «антирусские интриги», т.е. выстраивается определенный контекст повествования, создающий дополнительный негативный образ Золотой Орды, которая уже затевает страшные интриги и готовит союз с Ватиканом.
Полностью копирует цитату из Башилова и известный публицист О.А. Платонов в своей книге «Терновый венец России. Тайна беззакония: иудаизм и масонство против Христианской цивилизации» (М.: «Родник», 1998), при этом добавляя на стр. 78, что «папы тем не менее продолжали натравливать на Россию орды католических завоевателей».
Не дальше ушла и доктор исторических наук Н.А. Нарочницкая, отметившая в своей книге «Россия и русские в мировой истории» (М.: Междунар. отношения, 2003) на стр. 115 буквально следующее:
«После этого Святой престол не постеснялся испробовать и антирусские интриги при дворе Батыя, где одним из советников хана стал рыцарь Св. Марии Альфред фон Штумпенхаузен». Опять-таки без ссылок или критического разбора данного момента. Таким образом, миф о «подлом» немецком рыцаре, мечтающем уничтожить Русь, внедрился в общественную мысль.
Некий митрополит Бишкекский и Среднеазиатский Владимир (Иким) в своей «работе» «Земля потомков патриарха Тюрка. Духовное наследие Киргизии и христианские аспекты этого наследия» (М.: Издательство Московской Патриархии, 2002), сумел извратить даже слова Башилова, буквально написав следующее: «Приближенным внука Чингиса хана Бату сумел стать папский агент, рыцарь-крестоносец Альфред фон Штумпенхаузен - фигура зловещая для православной Руси, как отмечает историк Б. Башилов». Перед нами уже предстает образ папского «агента» и рыцаря-крестоносца, все более и более демонизируясь.
Однако Башилов не был первым публицистом, вспомнившем о таинственном рыцаре. Писатель А.К. Югов в первой части дилогии «Ратоборцы», написанной в 1944-1948 гг., романе «Даниил Галицкий» приводит абзацы «зловещего присутствия» таинственного рыцаря. Например,
«- Герцог светлейший Даниил! - сказал он. - Тот, кто излучает свет, Покровитель вселенной, Бату-хан, повелевает, чтобы ты сел! Мне же, Альфреду фон Штумпенхаузену, рыцарю ордена Святой Марии, хан приказывает переводить и его и твои речи ради взаимного понимания.
Альфред из Штумпенхаузена смолк, ожидая ответа».
«Случайно ли советником у Батыя по делам Европы - немец, рыцарь-тевтон Альфред фон Штумпенхаузен?!».
Факт упоминания об этом рыцаре еще в 1940-е гг. приводит к мысли о необходимости поиска иных корней этого мифа.
Тем не менее Р.Ю. Почекаев предлагает и сугубо научные варианты поиска прототипа немецкого рыцаря, обращая наше внимание на факт присутствия у татар некоего англичанина, который был изгнан из родной страны и попал впоследствии на Ближний Восток. О нем упомянуто в послании, направленном архиепископу Бордоскому, датированное 1243 годом (Матузова В.И. Английские средневековые источники. - М.: Наука, 1979). На стр. 149 о нем буквально сообщается следующее:
«Из числа бежавших правитель Далмации захватил восьмерых, один из которых, как узнал герцог австрийский, был англичанин, из-за какого-то преступления осужденный на вечное изгнание из Англии….. Его же, захваченного лазутчиками, таттары увели с собой; и после того, как они получили ответ, что обретут господство надо всем миром, склонили [его] на верность и служение себе многими дарами по той причине, что нуждались в толмачах…..» Вряд ли здесь можно говорить о каком-нибудь серьезном сходстве с рассматриваемым литературным персонажем - единственное совпадение - в добровольности служения монголам.
Подводя краткий итог, не премину лишним сказать, что в очередной раз миф из взаимоотношений Руси и Золотой Орды рождается в недрах литературного произведения, попадая затем в книги публицистического характера, становясь затем сомнительным историческим фактом.