Первое впечатление от Акрополя было на редкость удачным - спасибо Василису, опытному в делах вождения туристов по достопримечательностям.
Ночное восхождение на холм Филопаппос (когда-то именовавшийся холмом Муз) запомнилось, в первую очередь, подъемом по вьющейся среди зарослей тропе из камней, отполированных предыдущими гостями города. Разноразмерные, скользкие, они добавляли некий элемент экстремальности. Полнейшая темнота, смутно виднеющиеся силуэты деревьев, оглушительный треск возмущенных цикад (как! как кто-то посмел нарушить их покой!), иногда встречающиеся ступеньки - скучать не приходится.
Подъем сравнительно небольшой, занимает нормальным шагом порядка трех-четырех минут, так что ноющих в группе не нашлось. К тому же гид делает три остановки за маршрут: на площадке с видом на Акрополь, на верхушке холма - здесь открывается круговой обзор на Афины, непосредственно у памятника Филопаппу.
Нам повезло, вместе с нами в одиннадцатом часу вечера пожелали посетить холм всего лишь две другие группы. Основной народ прибывает позднее.
Евгений честно попытался сделать фотографии, ибо вид того стоил, но лишь убедился, что из меня плохая подставка, а штатив надо было брать с собой. Посему загорелся идеей повторить поход на следующий день, благо время у нас было.
Помимо холма Василис показал нам тюрьму Сократа - три пещерки за железной решеткой. Туристы неожиданно увлеклись, какие-то две девочки даже пытались доказать, что увидели подземный ход, но гид их разочаровал.
Второе восхождение на Акрополь состоялось уже на следующее утро. В солнечном свете стало четко видно плачевное состояние памятников, что подтвердил и Василис. Собственно, греки более-менее относятся к русским именно по той причине, что славяне не успели у них ничего спереть или сломать. Тот же памятник Филопаппу разрушен благодаря туркам, ну и, думаю, всем известна история с англичанами, вывезшими почти все ценное из Парфенона.
Василис опять же поступил очень грамотно: мы приехали до основного наплыва толпы, так что быстро получили билеты на руки.
На удивление, у подножия Акрополя не было кошек, зато водились три собаки, чрезвыйчайно сонные (или попросту ленивые)
За воротами в зону осмотра стоят турникеты, далее начинается тропа, с которой можно осмотреть руины на склонах:
Одеон Герода Аттического
Театр Диониса
В десять утра еще достаточно приятно: не слишком жарко, не слишком солнечно, однако все равно рекомендуется брать с собой и воду, и шляпу.
По тропе народ идет довольно спокойно, периодически рассыпаясь на группки для фотографий и осмотра отдельных строений, а вот непосредственно у подножия Акрополя, где традиционно делается остановка для исторической справки, собирается толпа, так что гидам приходится идти на разные ухищрения, чтобы обозначить свое присутствие. Василис, например, размахивал розовой пластиковой папочкой над головой.
Как видно, мрамор стен подвержен разрушению: ветер и вода вносят свой вклад в дело увеличения энтропии. Свободное пространство тут же занимает мох и трава.
Чтобы хоть как-то сохранить наследие, Акрополь перманентно ремонтируют. Следы вмешательства отчетливо заметны: старый мрамор пожелтел от времени, новый гладкий и белоснежный.
Храму Ники Аптерос еще повезло.
Парфенону пришлось значительно хуже: турецкие бомбежки, активное вмешательство прочих стран - в наличии остался лишь скелет былого величия.
Впрочем, останки выглядят достаточно бодро. И это при том, что ни одна из периферических колонн не является ровной!
Перед нами искусно использованный оптический обман. Автор изначально создавал разные по толщине и степени вогнутости колонны, чтоб получить эффект особой легкости и абсолютной прямизны при осмотре здания с любой точки.
Истинный вес мраморных глыб демонстрирует безвинно раздавленная лошадь под крышей=)
Намного лучше выглядит Эрехтейон.
Знаменитые кариатиды привлекают внимание издалека. К тому же вокруг достаточное количество камней, которые можно использовать для отдыха. Ну а тень пусть создают спутники!
Слева от Парфенона - обзорная площадка, с которой хорошо видны руины храма Зевса Олимпийского.
Это последняя точка в экскурсии, после которой туристам дается порядка получаса на самостоятельный осмотр и спуск к выходу.
По дороге встречаются замечательные русские женщины: "Что мы все идем да идем, давайте отдохнем уже, расскажете чего-нибудь!" Вообще опыт общения с группами вызывает приступ острого сочувствия гидам(
На выходе открывается вид на Афинскую агору и холм Ареса - место проведения судебных заседаний.
Последний запомнился мне неким волынщиком, исполняющим народные шотландские мотивы с вершины холма.
Возвращение тем же вечером показало, что таки не все таксисты имеют представление, где есть холм Филопаппа в Афинах. Ну или не умеют красиво наживаться на туристах. Молодой человек образцово-показательно кружил по улицам, ничуть не палясь в накручивании счетчика, и в итоге высадил не у самого входа. Впрочем, лишняя прогулка никому не мешала.
А вот сюда нас должны были привезти по задумке:
Мы подъехали около девяти, так что туристических групп пока не было совсем, зато на вершине холма нашлись две группы местных молодых людей, культурно отдыхающих на природе. Честно говоря, я их понимаю - ночь, романтика, запахи, цикады... Тепло и уютно как-то.
И, конечно, шикарные виды.
Кварталы Афин:
Разумеется, я не могла упустить такой шанс сделать красивую фотографию себя!
Очень яркая подсветка у памятника Филопаппу.
Ну и самое главное - Акрополь. Сравните, как он выглядит в темноте. Совсем другое впечатление: игра тени и света съедает разницу в материалах, скрывает механизмы и машины. Да и вообще, как известно, "большое видится на расстояньи".
К сожалению, опыта для качественной съемки ночью мы пока не набрались, так что на этом удачные фотографии заканчиваются.
Впрочем, это лишний повод работать над собой и, может быть, когда-нибудь повторить попытку=)