Прокуратура Самары утвердила обвинительное заключение по уголовному делу в отношении бывшего директора строительной компании ООО "Спектр-Плюс" Василия Емельянова, обвиняемого в аферах с "двойными" продажами квартирами в доме № 165 по ул. Самарская. Несмотря на попытки ряда высокопоставленных силовиков развалить уголовные дела по Емельянову, тем не менее, органы МВД и СК провели расследование как минимум по одному делу в отношении Емельянова. По некоторым данным, уголовное дело уже передано в суд.
Договор заключен, но не заключен
Запутанная история с так называемыми "двойными" продажами квартир в доме № 165 по ул. Самарской растянулась на долгие годы. Как утверждают сами застройщики, в марте 2005 года между ЗАО "ЭДС" Вячеслава Курлыкова и ООО СК "Спектр-Плюс" Василия Емельянова был заключен договор № 1-3 на участие в долевом строительстве. "Спектр-Плюс" обязался внести деньги в долевое строительство жилого комплекса по ул. Самарская в размере 2,068 млн. долларов. В обмен на это фирма Емельянова должна была получить в собственность около 70% площадей дома. Но обязательств по этому договору компания "Спектр-Плюс" не выполнила, что не помешало застройщикам в ноябре 2006 года заключить новый договор.
Правда, впоследствии, уже в ходе судебных разбирательств, будет установлено, что Приложение № 1 к тому самому договору № 1-3 от 25 марта 2005 года является фальшивым. Почерковедческие экспертизы подтвердят, что в Плане распределения площадей между застройщиками "ЭДС" и "Спектр-Плюс" подпись от имени директора "ЭДС" Вячеслава Курлыкова выполнена не Курлыковым, а иным лицом. Но об этих и многих других деталях аферы многострадальные дольщики, выкинутые на улицу из собственных квартир, узнают не сразу.
"Двойные" продажи как форма инвестиций
Лишь через несколько лет после достройки жилого комплекса и заселения выяснилось, что застройщики вели работу по заключению целого ряда соглашений об уступке прав требований на те или иные квартиры. Представители ЗАО "ЭДС" и ООО СК "Спектр-Плюс" готовили почву для аферы с так называемыми "двойными" продажами квартир.
На каком-то этапе дольщики, вложившие свои "кровные" деньги в покупку квартир, стали получать уведомления о вызове в суд, так как на их законное жилище претендуют другие лица. Свои судебные иски люди Емельянова мотивировали тем, что они приобрели спорные квартиры еще в 2005-2007 годах, якобы заключив соответствующие договора не с застройщиком ЗАО "ЭДС", а с генподрядчиком ООО "Спектр-Плюс".
После того, как дольщики поняли, что в отношении них совершено мошенничество, они подали заявления в правоохранительные органы. Длительное время силовики отказывались возбуждать уголовные дела по фактам "двойных" продаж квартир, покрывая в том числе Емельянова. Но дольщики не останавливались и продолжали писать жалобы в следственные и надзорные органы, в результате следователи все же приступили к следственным действиям в рамках возбужденных дел. Основными подозреваемыми в организации афер стали руководитель ЗАО "ЭДС" Сергей Курлыков (сын Вячеслава Курлыкова) и директор ООО СК "Спектр-Плюс" Василий Емельянов.
Емельянов ничего не помнит
В 2015 году Емельянов, опасаясь уголовного преследования, выходит на одну из дольщиц, Джамилю Яфарову, с предложением осуществить обмен квартирами. Емельянов хотел передать Яфаровой новую квартиру в том же 165-ом доме по ул. Самарской, поскольку суд уже лишил Яфарову права собственности на ее прежнюю квартиру. В обмен на это Яфарова должна была прекратить подавать жалобы в следственные и надзорные органы в отношении Емельянова. Яфарова поверила аферисту и согласилась на сделку. В результате между дольщицей и Емельяновым был подписан договор о переуступке ему права требования Яфаровой к ЗАО "ЭДС" в размере более 4,48 млн. рублей на основании договора долевого участия, ранее заключенного между Яфаровой и застройщиком "ЭДС".
Но квартиру Яфарова так и не получила. После заключения сделки выяснилось, что Емельянов передал Яфаровой на подписание подложные документы на чужую квартиру, законным собственником которой к тому времени уже являлась вдова актера Александра Амелина - Ингрид Амелина. Амелина, как и Яфарова, тоже покупала квартиру в данном доме от застройщика в лице ЗАО "ЭДС". Впоследствии самарские суды признают за Амелиной право собственности на квартиру. А Яфарову, на основании решений все тех же судов, выселят из собственного жилья.
По факту уже второй аферы с квартирами в отношении Емельянова было возбуждено еще одно уголовное дело. Во время предварительного следствия по данному делу у Емельянова внезапно пропала память: на допросах в СК Емельянов периодически путался в показаниях, заявлял, что ничего не помнит и ничего не знает.
Так, на вопрос следователя Андрея Жаринова о том, какие документы Емельянов передавал Яфаровой при заключении с ней в июле 2015 года договора об уступке права требования к ЗАО "ЭДС" в размере более 4,48 млн. рублей (то есть, в размере примерной стоимости квартиры Яфаровой), Емельянов заявил, что передал только соглашение № 14/Ц/05 и квитанцию к нему. На вопрос же следователя о том, передавал ли Емельянов Яфаровой некий договор № 1.03/05, Емельянов пояснил, что не помнит и высказал предположение, что в наименовании этого договора допущена опечатка. Но когда от Жаринова последовал уточняющий вопрос о том, почему в соглашении № 14/Ц/05 от 28 ноября 2005 года договор № 1-3 указан как 1.03/05, а спустя 10 лет при заключении с Яфаровой в июле 2015 года соглашения об уступке права требования договор № 1-3 снова указан как договор 1.03/05, Емельянов заявил, что это - ошибка. По утверждению Емельянова, такого договора не существовало.
Бывший директор строительной компании "Спектр-Плюс" Василий Емельянов не помнит, как он соучаствовал в реализации афер с так называемыми "двойными" продажами квартир.