Маниакальное применение губернатором Николаем Меркушкиным админресурса в ходе выборов всех уровней вновь спровоцировало критику из уст руководства Центризбиркома РФ. На состоявшемся сегодня заседании ЦИКа было принято постановление, в котором от Меркушкина требуется принять исчерпывающие меры по недопущению случаев вмешательства в деятельность избирательных комиссий региона. Пристальное внимание ЦИКа к неблагополучной ситуации в Самарской области привело к тому, что руководитель облизбиркома Вадим Михеев теперь вынужден заниматься самобичеванием и признавать ошибки, спровоцированные Меркушкиным.
Упертость Меркушкина до Саранска доведет
Сегодня Центризбирком вновь обратил внимание на неблагополучную ситуацию в самарском регионе, в связи с применением руководством области админресурса в ходе выборов всех уровней. Для того, чтобы умерить административный пыл губернатора, ЦИК принял постановление, в котором Меркушкину предлагается "в пределах своих полномочий принять исчерпывающие меры по недопущению случаев вмешательства в деятельность избирательных комиссий всех уровней со стороны органов госвласти и органов местного самоуправления Самарской области".
После критики из уст главы ЦИКа Эллы Памфиловой, руководитель облизбиркома Вадим Михеев вынужденно занялся самобичеванием, еще 7 июля приняв знаковое постановление избирательной комиссии Самарской области "О мерах по преодолению негативных тенденций в регионе...". Помимо открытого признания в применении админресурса в ходе досрочных выборов губернатора Меркушкина в сентябре 2014 года, облизбирком также был вынужден признаться, что действующий региональный закон о выборах депутатов губдумы противоречит федеральному законодательству. Согласно действующему закону, принятому в апреле 2016 года, кандидаты в депутаты регионального парламента при выдвижении обязаны предоставлять в окружные избирательные комиссии ряд документов, не предусмотренных федеральным законодательством. Так, кандидаты обязаны предоставлять уведомление об отсутствии ограничений пассивного избирательного права, справку об отсутствии судимости, справку о доходах с места работы или службы, согласие на обработку персональных данных. Однако Центризбирком установил, что эти требования - чрезмерные и противоречат федеральному законодательству. Облизбирком в оперативном порядке довел до ОИКов указание не истребовать эти документы у кандидатов и не отказывать в регистрации в случае их отсутствия.
Характерно, но закон "О выборах депутатов Самарской губернской думы" формально был разработан и внесен в губдуму самим облизбиркомом. Некоторые губернские депутаты, например, члены фракции ЛДПР, еще на этапе рассмотрения этого закона вносили поправки, чтобы привести региональное законодательство в соответствии с федеральным. Однако упертость Меркушкина временно одержала верх: закон был принят.
И иные недостатки в законе о выборах
Впрочем, помимо перечисленных выше нарушений, Центризбирком выявил и иные недостатки в областном законе о выборах. Так, член регионального политсовета партии "Гражданская платформа" Андрей Морозов 28 июня направил в ЦИК жалобу на незаконное ограничение пассивного избирательного права. Согласившись с доводами представителей "ГП", ЦИК направил в облизбирком замечания и предложения, в которых было указано и на иные недостатки местного закона о выборах. Однако, чтобы выяснить, о каких именно недостатках выборного законодательства идет речь, секретарь регионального политкомитета "Гражданской платформы" Владимир Обухов направил обращение в областную избирательную комиссию с просьбой, в числе прочего, сообщить, какие иные недостатки были выявлены членами ЦИКа в местном законе о выборах и какие разъяснения в связи с этим ведомство Михеева дало окружным избирательным комиссиям. Также, в связи с противоречием областного закона о выборах федеральному законодательству, Обухов направил обращения прокурору Самарской области Мурату Кабалоеву и начальнику управления министерства юстиции РФ по Самарской области Сергею Быстревскому с просьбой провести проверку и принять необходимые меры в пределах своих компетенций.