Недавние жесткие заявления главы ЦИК России Эллы Памфиловой в адрес руководства Самарской области в связи с применением админресурса в ходе выборов привели к цепной реакции со стороны различных групп влияния. После того, как Памфилова открытым текстом
заявила, что некоторые главы регионов мнят себя организаторами конкретных выборов, пытаются давать членам комиссий какие-то установки, руководитель облизбиркома Вадим Михеев подписал знаковое постановление избирательной комиссии Самарской области. Михеев не только признал наличие непомерного админресурса в ходе выборных кампаний, но и в некотором смысле заложил "мины замедленного действия" в рамках продолжающейся в регионе кулуарной борьбы за кресло губернатора.
Между молотом и наковальней
Напомню, в начале июля глава ЦИК Элла Памфилова заявила, что Самарская область является неблагополучным регионом не столько по вине облизбиркома, сколько из-за давления руководства области и прямого использования админресурса в ходе выборных кампаний. После заявлений Памфиловой, в регион с проверкой прибыли сотрудники Центризбиркома, в ходе которой инспекторы провели встречи с руководством облизбиркома и представителями политический партий. Изучив ситуацию, представитель ЦИКа Валерий Гальченко
заявлял, что "они недовольны ситуацией в Самарской области" в связи с потоком жалоб жителей на чрезмерное применение админресурса. На днях Элла Памфилова вновь подвергла резкой критике глав нескольких регионов, в том числе губернатора Самарской области Николая Меркушкина. По словам Памфиловой, с 2011 по 2015 год количество жалоб в регионе увеличилось на 67%, большинство этих жалоб касаются именно использования админресурса.
Критика главы Центризбиркома в адрес губернатора и председателя облизбиркома привела к цепной реакции. 7 июля руководитель облизбиркома Вадим Михеев подписал знаковое постановление комиссии (
http://www.samara.izbirkom.ru/way/7BB5F6E9-FAF6-4ED5-AA07-322A9F2C8385/obj/5975C05A-552F-4C71-B9D5-CD38949D1844.html), где подробным образом описаны меры по преодолению негативных тенденций, которые могут отрицательно сказаться на легитимности предстоящих в сентябре выборов в Госдуму и региональный парламент. Однако в этом же постановлении Михеев привел и конкретные примеры чрезмерного применения админресурса в ходе прошедших выборов, в том числе скандальные инициативы Меркушкина по подкупу избирателей. Сложно предугадать, согласовывал ли Михеев данное постановление лично с Меркушкиным, или ограничился согласованием позиций с модератором политических процессов в регионе - вице-губернатором Дмитрием Овчинниковым. Ясно лишь, что в связи с жесткой критикой со стороны Памфиловой в том числе в свой адрес, Михеев оказался между молотом и наковальней. С одной стороны, глава облизбиркома понимает, что в определенной степени зависит от губернатора. Вместе с тем, Михееву не с руки отвечать перед Памфиловой за личные промахи Меркушкина, как в ходе предыдущих избирательных кампаний 2013-2015гг, так и во время предстоящих выборов в федеральный и региональный парламенты. Общеизвестно, что скандальные инициативы Меркушкина по подкупу избирателей и их административному приводу на участки были продиктованы исключительным желанием губернатора максимально повысить явку в ходе голосования. Облизбирком порой лишь косвенно выступал соорганизатором по мобилизации явки избирателей. В этой связи, неслучайно Михеев начал играть на упреждение, отразив в постановлении облизбиркома все установленные за последние 3 года нарушения выборного законодательства, в том числе и подкуп избирателей в ходе досрочных выборов губернатора в сентябре 2014 года.
Эффект домино?!
Надо заметить, игру на упреждение Михеев ведет не столько потому, что полномочия действующего облизбиркома истекают сразу после предстоящих в сентябре выборов в Госдуму и самарскую губернскую думу. Помимо того, что Михеев, вероятно, дистанцируется от скандальных методов предвыборной работы команды Меркушкина (ремонт домов - в обмен на высокую явку на участки и тд), глава облизбиркома фактически закладывает "мины замедленного действия" под креслом действующего губернатора. Можно предположить, что, оказавшись между молотом и наковальней, руководство облизбиркома вынужденно пошло на опубликование такого постановления. Возможно, после осенних выборов Вадим Михеев может по-прежнему претендовать на пост председателя облизбиркома, соответственно, принятие знакового постановления комиссии - публичный реверанс в сторону нового главы ЦИКа Эллы Памфиловой.
Однако официальное признание руководства избирательной комиссии Самарской области в том, что Николай Меркушкин чрезмерно проявляет админресурс в ходе выборов всех уровней, выгодно и публичным, и кулуарным оппонентам губернатора. Несмотря на упертость Меркушкина в деле обеспечения явки на выборах любой ценой, сам губернатор в текущей ситуации тоже оказывается между молотом и наковальней. В своем желании угодить перед президентом Путиным, пытаясь обеспечить в вольном самарском регионе явку под 80-90%, Меркушкин одновременно попадает под справедливый шквал критики и со стороны оппозиции, и со стороны общественности. И, в случае, если Памфилова вновь выскажет опасения по поводу выборов в Самарской области, вряд ли тот же Михеев будет рьяно защищать перед ЦИКом административные "выкрутасы" Меркушкина. Не для того Михеев, под патронажем главы бизнес-холдинга "Волгопромгаз" Владимира Аветисяна, более 10 лет работал в органах судебной власти, чтобы спустя годы нести уголовную ответственность за политические ошибки экс-главы Мордовии.
Вне зависимости, согласовывал Михеев постановление облизбиркома "О мерах по преодолению негативных тенденций в Самарской области..." с Меркушкиным или нет, в регионе продолжается кулуарная борьба за пост губернатора.