Кирилло-Белозерский монастырь после закрытия в 1924 году

Apr 21, 2017 17:49



Кирилло-Белозерский монастырь. Фото С.М. Прокудина-Горского. 1909 г.

В результате февральского и октябрьского переворотов 1917 года была уничтожена Российская Империя. В планы большевиков входила также ликвидации Церкви, как части той государственности, которую они разрушили.

Политика правящей партии по отношению к Церкви была определена В.И. Лениным: «Мы должны бороться с религией. Это - азбука всего материализма, и, следовательно, марксизма» (Полн.собр.соч.Т.17.С.418). Тысячи священнослужителей и мирян были расстреляны, храмы и монастыри закрыты или разрушены, мощи святых вскрыты и осквернены, культурно-исторические ценности, веками копившиеся в Церкви, расхищены.

В 1922 году большевики развернули кампанию по изъятию церковных ценностей под предлогом борьбы с массовым голодом в Поволжье и других регионах. В 1921-1922 годах в России разразился страшный голод, охвативший 35 губерний (Поволжье, Южную Украину, Крым, Башкирию, Казахстан, частично Приуралье и Западную Сибирь). По разным оценкам, от голода в нашей стране погибло 5-6 миллионов человек. Голод стал удобным поводом для массированной атаки властей на Православную Церковь.

23 февраля 1922 года был опубликован декрет, в котором высший орган законодательной власти Советской России - Президиум ВЦИК постановил местным Советам «…изъять из церковных имуществ… все драгоценные предметы из золота, серебра и камней… и передать в органы Народного Комиссариата Финансов для помощи голодающим». На деле же речь шла об изъятии всех ценностей безо всякого разбора.

Для спасения голодающих советское руководство в церковных ценностях не нуждалось. В России имелось зерно, которое отправляли на экспорт во время голода. В руках большевиков находилась часть золотого запаса России и богатства, конфискованные ВЧК-ГПУ, которые растрачивались на нужды "мировой революции". Главная цель кампании была богоборческая - разгромить Церковь. Автором плана ограбления Церкви "для помощи голодающим" был Л.Д. Троцкий (Бронштейн). В этом вопросе они с Лениным являлись единомышленниками. В секретном письме членам Политбюро от 19 марта 1922 года Ленин с предельным цинизмом изложил свой план жестокой расправы с Церковью: «Именно теперь и только теперь, когда в голодных местах едят людей и на дорогах валяются сотни, если не тысячи трупов, мы можем, и потому должны, провести изъятие церковных ценностей с самой бешеной и беспощадной энергией, не останавливаясь перед подавлением какого угодно сопротивления… мы должны именно теперь дать самое решительное и беспощадное сражение черносотенному духовенству и подавить его сопротивление с такой жестокостью, чтобы они не забыли этого в течение нескольких десятилетий… Чем большее число представителей реакционной буржуазии и реакционного духовенства удастся нам по этому поводу расстрелять, тем лучше».



Известны слова жены Троцкого, руководителя Главмузея Н.И. Троцкой, сказанные И.Э. Грабарю: «У Вас нет ничего, кроме бумажек, а Вы думаете, что они нужны в Генуе. Нужно создать новый революционный фонд, так как только золотом мы сможем добиться признания нашей власти». Большевики возлагали большие надежды на Генуэзскую международную конференцию по экономическим и финансовым вопросам в 1922 году, желая получить дипломатическое признание, которого РСФСР тогда ещё не имела. И Запад пошел навстречу новой власти в России. 1 февраля 1924 года Англия, крайне заинтересованная в торговле с Россией, первой официально признала Советское государство. Как "остроумно" выразился английский премьер-министр Ллойд-Джордж: "Торговать можно и с людоедами".

Уже первые декреты советской власти нанесли сокрушительный удар по Церкви, подрывая ее экономические основы и лишая юридических и политических прав. Принятый на второй день советской власти "Декрет о земле" провозглашал национализацию всех монастырских и церковных земель «со всем их живым и мёртвым инвентарем, усадебными постройками и всеми принадлежностями».

Знаменитый ленинский декрет от 23 января 1918 года "Об отделении церкви от государства и школы от церкви" устанавливал светский характер государственной власти и решительно провозглашал принцип полного лишения религиозных организаций любой собственности: «Никакие церковные и религиозные общества не имеют права владеть собственностью. Прав юридического лица они не имеют».

В апреле 1918 года появилось разъяснение VIII "ликвидационного" отдела Народного комиссариата юстиции (НКЮ): так как имущество монастырей переходит в ведение советов, сами монастыри должны быть ликвидированы. Действующие церкви и монастыри, как подчеркивал Троцкий, - это особая задача, более политическая, чем финансовая.

Перед революцией в России было 55 173 православных церквей и 1253 монастыря. Уже в 1917 году сразу закрылись 94 церкви и 26 монастырей, к концу 1921 года - 722 монастыря. В 1922 году было убито не менее 15 тысяч представителей духовенства, монашества и привлеченных по "церковным делам" мирян.

30 августа 1918 года НКЮ разработал инструкцию о порядке проведения в жизнь Декрета "Об отделении церкви от государства и школы от церкви", в которой в частности определялась: «Имущества, которые находились в ведении ведомства православного вероисповедания, … переходят в непосредственное заведывание местных Советов Рабочих и Крестьянских Депутатов». Все движимое и недвижимое имущество, капиталы, производства всех религиозных обществ передавалось на баланс местных Советов.

Согласно Циркуляру НКЮ от 3 января 1919 года Совдепам предписывалось рационально использовать монастырские корпуса, устраивая в них музеи, квартиры, ясли, школы, исправительные дома, учреждения социального обеспечения и здравоохранения. Этими документами советской власти были заложены основы для развертывания атеистической пропаганды и атеистического воспитания. Перед новой властью стояла глобальная задача: уничтожить оплот русской морали, традиций и систем ценностей - Православную Церковь, а для этого закрытые церкви и монастыри необходимо было наполнить новым содержанием.

Экспроприации, сопровождаемые расстрелами духовенства и мирян, быстро вышли за пределы столиц. Не избежали разорения монастыри и церкви Белозерья. В 1918 году были казнены предстоятели самых известных обителей - епископ Кирилло-Белозерского монастыря Варсонофий (Лебедев), игуменья Ферапонтова монастыря Серафима (Сулимова), в 1937 году - игуменья Горицкого монастыря Зосима (Рыбакова).



Священномученик Варсонофий (Лебедев) 1871-1918 гг.

Имущество Кирилло-Белозерского монастыря национализировали в 1919 году, оставив братии лишь право пользования. Когда было решено ликвидировать монастырь, то в Кириллов осенью 1924 года прислали Комиссию по проверке ценностей, которая приписала монахам ряд "хищений". Это стало одним из поводов для расторжения договора с монашеской общиной. Решение закрыть монастырь было утверждено уже до конца года, после чего здания передали местному совдепу, который использовал их для разных хозяйственных нужд.

Так, в довоенный период на территории монастыря находились советские учреждения, квартиры, хранилища зерна, соли, дров, сена. Дрова привозили на баржах и складывали вдоль наружных стен с южной и западной стороны - это были 2-6-метровые бревна, которые называли "кострами". По распоряжению Кирилловского райисполкома территория монастыря с лета 1931 года стала районным сенозаготовительным пунктом. Сено складывалось в башнях и у стен, к которым были пристроены специальные навесы для хранения. В 1932 году в подклетах древних архитектурных зданий помещались тысячи голов скота, так как в монастыре устроили пункт скотозаготовок, который был выведен оттуда лишь в 1950 году. Арочными скотными дворами была занята охранная зона на берегу Сиверского озера между Глухой и Кузнечной башнями до 60-х годов XX в.

В 1918 году в бывших Архимандритских кельях открылся детский дом, директором которого назначили Изосимова Максима Нестеровича родом из Печенгской волости Вологодской губернии. Его дочь, Зинаида Максимовна вспоминала, что отцу было приказано очистить помещение от всего, что было связано с религией, в том числе уничтожить росписи парадного вестибюля. У отца не поднялась на это рука. Он решил спасти росписи, для чего зашил стены досками и заштукатурил. Семья жила в Кириллове до 1932 года. Каким-то образом власти узнали о том, что распоряжение об уничтожении росписи не выполнено. Изосимов М.Н. был уволен без права работать учителем. Той же ночью, пока не арестовали, он тайно уехал в Москву, оттуда в Севастополь, куда впоследствии перевез семью.



Вид Кирилло-Белозерского монастыря. Роспись парадного вестибюля Архимандритского корпуса. XIX в.

Летом 1932 года в монастыре побывала комиссия с целью подбора помещений для устройства ста "дефективных детей и подростков". Речь, по сути, шла о создании спецколонии, что, несомненно, привело бы к поджогам, кражам, разрушению памятников, как это произошло в Спасо-Каменном монастыре на Кубенском озере. К счастью, на территории обители открыли все-таки школу-интернат для глухонемых детей. Она просуществовала там более полувека (с 1936 по 1987) и занимала бо́льшую часть монастырских построек и земли. Учебный корпус был в здании Архимандритских келий. На втором этаже находились учебные классы, учительская, кабинет директора, бухгалтерия, швейная мастерская. На первом - раздевалка, пионерская комната, кухня, столовая, "кипятилка" (кипятили воду). В январе 1982 года Архимандритский корпус пострадал от пожара, который начался в столовой из-за неисправной электропроводки. Сгорели деревянные конструкции перекрытий, столярные заполнения проемов, лестница и штукатурная отделка интерьеров. Реставрация здания продолжалась с 1985 по 1998 год. В келейном корпусе "Духовное училище" XVII века находились спальные комнаты детей. Взрослые мальчики жили в караульных кельях справа от входа Казанской башни.

Интернат имел обширное хозяйство. В школе работали швейная, столярная и сапожная мастерские, имелся большой приусадебный участок на территории крепости Новый город (после школы этими огородами пользовались сотрудники музея, в 2016 году музей установил на этом месте стационарную театральную сцену). За стенами монастыря с юго-западной стороны выращивали капусту. Урожай с огородов хранился в Казенной палате XVI-XVII веков, в помещениях так называемого "тюремного" двора и Нового города. В подклете Введенской церкви и Трапезной палаты 16 века устроили ледник, в Поварне XVI века - скотный двор, в Уксусной келье XVII века размещалась прачечная. С 1 сентября 1988 года "Школу-интернат глухих детей" перевели в Череповец.



Московская башня. Огороды на территории Нового города. Фото С.М. Прокудина-Горского. 1909 г.

Во Введенской церкви и Трапезной палате местные власти планировали устроить клуб с кинобудкой, в шатровой церкви Евфимия Великого XVII века - пионерский клуб и детскую площадку. В келейном корпусе "Архив" до войны размещалась колхозная школа для бухгалтеров и счетоводов, детский сад. В 1966 году в одном из помещений Казенной палаты оборудовали планетарий, просуществовавший там около четырех лет. На втором ярусе церкви Преображения находился районный архив, в подклете - мучной склад Райпотребсоюза. Эта же организация арендовала под склады все монастырские башни. В пристройке у Белозерской башни была городская баня.

Келейные корпуса "Братский" и "Священнический" XVII века городские власти использовали под квартиры для горожан. Жилые помещения находились также в комнатах Домика келаря на первом этаже, в пристройке слева от Косой башни, и даже под Казанской башней, там, где сейчас касса музея, напротив было служебное помещение для сторожей. По старой нумерации квартир на территории монастыря проживало более сорока семей. У жильцов монастыря и горожан Кириллова на территории Нового города были огороды, где они сажали картошку, огурцы, помидоры, капусту и даже пшеницу. До сих пор на участке земли между Казанской, Вологодской башнями и стеной Ивановского монастыря видны осевшие и заросшие травой холмики грядок. Между церковью Преображения и "Духовным училищем" тоже были грядки, на которых выращивали капусту. В помещениях в стене крепости жильцы держали коров.

Во время Великой Отечественной войны с декабря 1941 года на территории монастыря размещались мастерские по ремонту самолетных двигателей. Самолеты ремонтировали в большом зале Трапезной палаты 16 века. Техники воинской авиачасти жили в общежитии в келейном корпусе "Архив". Самолеты привозили на баржах к церкви Преображения на Водяных воротах. По настилу их закатывали в Трапезную палату, у которой с западной стороны была разобрана стена. Отремонтированные самолеты также на баржах увозили на фронт. Сиверское озеро, на берегу которого стоит монастырь, входит в Северо-Двинскую водную систему (канал герцога Вюртембергского), которая в районе деревни Топорня в 12 километрах от Кириллова соединяется с Волго-Балтом (Мариинской системой). По водным магистралям, проходящим по территории Кирилловского района, можно было попасть в Балтийское, Каспийское и Белое моря.



Водные пути единой глубоководной системы

По воспоминаниям старожилов, в келейных корпусах монастыря временно жили люди, эвакуированные из Ленинграда и Воронежа. Летом они лежали на траве с раздутыми животами, их лечением занимался медперсонал. Больных людей подкармливали местные жители тем, что выращивали на огородах в стенах монастыря. В не сохранившемся двухэтажном деревянном здании бывшей школы, где позднее находилось профучилище №59, во время войны был госпиталь.

Вскоре после войны - 1 января 1949 года в Кириллове открыли Областную трехгодичную культурно-просветительную школу, в которой обучалось девяносто человек. Школа готовила заведующих сельскими клубами, избами-читальнями, а также работников Домов культуры. С 1961 года школу переименовали в Вологодское областное культурно-просветительное училище (КПУ). Учебные корпуса училища располагались в городе. На территории монастыря были общежития для учащихся: в караульне слева от ворот Казанской башни - спальные комнаты мальчиков, в корпусе "Архив" - девочек. Учителя жили в корпусе "Братских келий".

В послевоенное время на территории монастыря проживало более двухсот человек - это был "город в городе".

В начале 1950-х годов здание "Братских келий" сильно выгорело. Пожар полыхал неделю, его не могли потушить, так как к зданию примыкал дровяной склад музея. В 1997 году накануне открытия мужского Кирилло-Белозерского монастыря Русской Православной Церкви общежитие КПУ перевели в город, передав монахам келейный корпус "Архив".

Продолжение следует

Автор: Евгения Тарасова
Опубликовано в газете "Новая жизнь" (г.Кириллов, Вологодской обл.), №№ 46-48

Кирилло-Белозерский монастырь, музеи в культовых зданиях, история

Previous post Next post
Up