Пострадавшие от тёплой зимы-3.

Mar 10, 2020 01:40

Логично предположить, что, кроме самих производителей энергоресурсов, пострадавшими будут являться и представители обслуживающей их инфраструктуры. ( Читать далее... )

Leave a comment

tadavsh March 10 2020, 17:11:02 UTC
Она каждый год сезонно в плюсе в январе-феврале, этот январь примерно такой же по сальдо, как и предыдущий. Только дело в том, что именно в этот раз всё иначе: стабильность января обеспечена резервом нефти, закупленной в декабре под завязку: в декабре 2019 у нас внезапно импорт товаров вырос на 700 млн долл г/г, и внешнеторговый дефицит кв/кв вырос на 1 млрд $. Январь протянули на этих запасах, а дальше всё будет печальней.

Курс бел рубля к корзине с начала года упал пока всего на 2,5%, так что пока ничего и не произошло, всё впереди. В лучшем сценарии, думаю, будет плавное падение курса процентов на 8-10 к корзине за год. Но его вероятность всё меньше: сначала наши орлы решили пободаться с Кремлем за лишние 10 $ с тонны, назло маме отморозить себе уши, закупая норвежскую нефть, вместо того, чтобы лопать за обе щёки субсидированную нефть, пока она есть. А потом тамошние орлы решили пободаться с саудитами и проверить, у кого раньше кончатся резервы. Что снижает для нас нефтяные субсидии в абсолютном выражении, когда тут кое-кто поборет свою гордость и даст команду все-таки брать по максимуму дешевую российскую нефть. А кроме того, скоро взвоют наши экспортеры в РФ, которым плевать, какая там корзина валют, им важен курс к росс рублю, и укрепление их совсем не радует.

Reply

romoshka March 10 2020, 18:12:06 UTC
Как Вы думаете, чем закончится саудо-российский нефтяной конфликт: Россия в ближайшее время вернется за стол переговоров или опустит рубль до 85-90 и готова к долгосрочному (полгода-год) диапазону в 30-40$ за баррель?

Reply

tadavsh March 10 2020, 19:17:56 UTC
Понятия не имею, это была полнейшая неожиданность. И всё пошло по самому плохому сценарию буквально за пару дней. Я бы готовился к сценарию нефти по 25-30 и рубля по 80-90 на довольно долгий срок. В рисковом сценарии денежно-кредитной политики ЦБ РФ описан вариант при среднегодовой нефти 25, а в острой фазе кризиса - и по 20, адаптация будет происходить через резкую девальвацию и временный рост инфляции. В этом случае, наверное, можем увидеть кратковременно и 100 курс. Наверное, решили проверить, как оно будет.

Reply

opium179 March 10 2020, 18:43:25 UTC
Спасибо. Видать придется ещё месяц ждать чтобы проверить по торговле. А я уже было воодушевился.
Раньше у нас как-то все быстро происходило. Сейчас команда поменялась, есть резервы, могут быть более длительные мучения по ослаблению к главной валюте - Росс рублю.

Reply

ext_1829490 March 10 2020, 19:02:02 UTC
> сначала наши орлы решили пободаться с Кремлем за лишние 10 $ с тонны, назло маме отморозить себе уши, закупая норвежскую нефть, вместо того, чтобы лопать за обе щёки субсидированную нефть, пока она есть

Да, но ведь тогда пришлось бы подписаться на премию и платить ее весь год а то и больше. А сейчас же коньюнктура для Беларуси как по заказу. В рамках торговой войны Саудиты начали целенаправленный демпинг именно по нефтяным торговым партнерам России, а Беларусь в топе этого списка. То есть сейчас возможно можно не то что с премией, а с дисконтом контракт с Россией подписать.

> Что снижает для нас нефтяные субсидии в абсолютном выражении, когда тут кое-кто поборет свою гордость и даст команду все-таки брать по максимуму дешевую российскую нефть

Кстати чисто из любопытства, а вы не прикидывали после какого года нефтяного маневра Беларуси будет выгодна максимально низкая цена нефть (так как мы чистый импортер). 2022 или 2023?

> А кроме того, скоро взвоют наши экспортеры в РФ, которым плевать, какая там корзина валют, им важен курс к росс рублю, и укрепление их совсем не радует.

Так нету же никакого укрепления. Сейчас курс росрубля такой же как был последние 3 года (за исключением последних 2 месяцев). Корзина то уже ослабла и достаточно существенно.

Reply

tadavsh March 10 2020, 20:11:24 UTC
«тогда пришлось бы подписаться на премию и платить ее весь год а то и больше»

- При цене нефти на начало года 55-57$ за баррель, наша скидка в этом году 17% от мировой (и будет снижаться вплоть до нуля к 2024), значит, субсидия нам со стороны РФ в этом году и при этой цене около 70$ с тонны. Торг насчёт премии был - 10$ с тонны или чуть меньше. Что лучше, получать субсидию 60$ с тонны, закупить согласованный максимум 24 млн тонн, переработать и продать нефтепродукты, и положить субсидии со всех 24 млн тонн в карман, или пойти на принцип и покупать по мировым ценам норвежскую и прочую, доплачивать ещё за транспортировку, и всё равно закупать только необходимый минимум, т.к. выработанные при таких условиях нефтепродукты неконкурентоспособны на мировом рынке ?

По мере снижения абсолютной величины субсидии, естественно, снижалась бы и премия постепенно, там тоже обсуждались варианты ступенчатого её снижения. Но кто-то скомандовал «на хрен», в Кремле пожали плечами - не хотите субсидии, как хотите.

Конъюнктура для нас очень хреновая. Чем дешевле нефть, тем меньше в абсолютном выражении субсидия в 17% от мировой цены (в этом году). Важно не то, насколько дёшево мы можем купить нефть у арабов или кого-то ещё, а насколько дешевле, чем покупают все остальные. Можно, конечно, вообще от субсидии отказаться прямо сейчас, как де-факто и происходит, но это значит, что мы добровольно отказываемся от нескольких миллиардов долл субсидий, которые ещё могли бы получить до 2024 г. Нам они не нужны, потому, что мы такие гордые и обиделись на Путина, что он что-то там когда-то обещал, а потом передумал? Мне лично они нужны.

Конечно, мастером выбивания субсидий из России из нас двоих является АГ, и, возможно, я ошибаюсь, и он всё делает правильно, и нас в итоге осыплют золотым дождем за то, что мы такие хорошие и вообще братья, но что-то я пока такого желания с их стороны не наблюдаю. И непонятно, почему это должно вдруг измениться.

« чисто из любопытства, а вы не прикидывали после какого года нефтяного маневра Беларуси будет выгодна максимально низкая цена нефть (так как мы чистый импортер). 2022 или 2023?»

- Ни с какого года не будет выгодно. Пока субсидии есть, чем дешевле нефть, тем меньше наша субсидия. А потом - чем дешевле нефть, тем меньше спрос в РФ на наши МАЗы, холодильники и все прочее, что на мировом рынке больше никому не нужно. В философском плане, может это и хорошо, жизнь заставит кое-кого покинуть ясли и жить на свои, многие иллюзии развеются, мы начнём наконец реформы и лет через 50, наверное, приблизимся к уровню жизни беднейших стран Европы ( а может, и нет, не гарантированно даже в идеальном варианте). Но только мы все на долгие годы станем гораздо беднее (ну, не все, конечно, а только завязанные на внутренний спрос и имеющие активы внутри РБ, то есть, почти все).

« нету же никакого укрепления. Сейчас курс росрубля такой же как был последние 3 года (за исключением последних 2 месяцев). Корзина то уже ослабла и достаточно существенно»

- Корзина ослабла на 2,45% с начала года, при этом инфляция за январь и февраль 1,9%. То есть, корзина почти не ослабла в реальном выражении. И заметно укрепилась к росс рублю. При том, что уже в прошлом году наблюдались признаки ценовой неконкурентоспособности белорусского экспорта, как дипломатично намекнул на необходимость девальвации Д. Крук на форуме Cbonds недавно, даже без ухудшения условий из-за налогового манёвра и наших метаний с норвежской нефтью.

Reply

ext_1829490 March 11 2020, 06:11:28 UTC
"- При цене нефти на начало года 55-57$ за баррель, наша скидка в этом году 17% от мировой (и будет снижаться вплоть до нуля к 2024), значит, субсидия нам со стороны РФ в этом году и при этой цене около 70$ с тонны. Торг насчёт премии был - 10$ с тонны или чуть меньше. Что лучше, получать субсидию 60$ с тонны, закупить согласованный максимум 24 млн тонн, переработать и продать нефтепродукты, и положить субсидии со всех 24 млн тонн в карман, или пойти на принцип и покупать по мировым ценам норвежскую и прочую, доплачивать ещё за транспортировку, и всё равно закупать только необходимый минимум, т.к. выработанные при таких условиях нефтепродукты неконкурентоспособны на мировом рынке ?
"

Тут во многом политический вопрос. Уже через пару лет, нефть придется покупать практически по рыночной цене, и до этого чтобы получить нормальные условия даже с Россией нужно хотя бы попробовать отладить другую логистику по работе с нефтью (то есть создать конкуренцию). И сейчас ситуация с саудитами очень кстати, так как предметом торга может стать - ну ok, сейчас возьмем у них только 6 млн, а с 2024 года будем вообще всю нефть у них закупать. Тем более что саудиты как раз похоже и собираются даже себе в убыток теснить Россию с их традиционных рынков. Сработает такая стратегия или нет все еще неизвестно, но попробовать точно стоило бы. Пока цена вопроса 200 млн долларов, что в долгосрочной перспективе не особо критично (но об этом позже).

"Важно не то, насколько дёшево мы можем купить нефть у арабов или кого-то ещё, а насколько дешевле, чем покупают все остальные."

На куда более критично не все остальные, а все остальные в России, так как мы в основном с ними конкурируем. А учитывая их внутренние субсидии чем меньше цена на энергоносители, тем меньше разрыв в условиях хозяйствования белорусских и российских предприятий.

"А потом - чем дешевле нефть, тем меньше спрос в РФ на наши МАЗы, холодильники и все прочее"

А вот тут можно поподробнее? Мы то как раз работаем в самом нижнем ценовом сегменте, и чем дешевле нефть тем меньше в России будут покупать Mann, Samsung, Ecco и даже все китайское и больше МАЗ, Белвест и прочие Атланты. Ну может не больше, но точно не меньше. Собственно если сейчас посмотреть на все тендеры в России там они вообще проходят по принципу у кого дешевле тот и выиграл. Ну или другой пример, обратите внимание на магазины секонд-хенда, все по одной цене и прочие светофоры. То есть когда падает покупательская способность нижний ценовой сегмент как правило наоборот получает дополнительное конкурентное преимущество.

"В философском плане, может это и хорошо, жизнь заставит кое-кого покинуть ясли и жить на свои, многие иллюзии развеются, мы начнём наконец реформы и лет через 50, наверное, приблизимся к уровню жизни беднейших стран Европы ( а может, и нет, не гарантированно даже в идеальном варианте). Но только мы все на долгие годы станем гораздо беднее (ну, не все, конечно, а только завязанные на внутренний спрос и имеющие активы внутри РБ, то есть, почти все)."

Вообще если взять даже вашу цену субсидий 70$ за тонну, и 24 млн тонн объема, то размер субсидии всего 1,5млрд в год. На секунду в прошлом году экспорт одного только ПВТ вырос с 1.4 до 2.1 млрд долларов в год. Даже если учесть что там часть роста липовое (за счет новых "старых" компаний), реальный рост там около 400 млн. Но даже при таких темпах роста к 2024 году один ПВТ скомпенсирует все это падение экспортной валютной выручки. А учитывая что эта валютная выручка в ПВТ размазывается ровным слоем по стране (и кстати более эффективно, чем через бюджет), то проблемы с внешним платежным балансом пока не настолько очевидны. Собственно это мы и наблюдали в прошлом году, когда за счет именно ПВТ (который дал половину роста ВВП) мы получили небольшой, но плюс. Собственно это мы скорее всего и будем наблюдать следующие 5 лет, небольшой рост за счет низкой базы и роста отдельных отраслей, компенсируемый уменьшением субсидий. То есть будет скорее стагнация. Станут ли беларусы гораздо беднее? Относительно других стран (за исключением России) - скорее да. Относительно самих себя - скорее нет.

Reply

tadavsh March 11 2020, 12:48:00 UTC
Политический вопрос - это сейчас, когда нам дают субсидию за что-то политическое. А когда цена становится рыночной, какая тут политика - цена биржевая, всем известна, как и стоимость транспортировки и пр. Какая тут политика, бери и покупай. Не слышно ж ведь ни о какой политике, когда прибалты нефть у РФ покупают, или поляки ? Учитывая логистику, всё равно российская нефть будет всегда немного дешевле, арабы дарить подарки долго не будут. Если кому-то захотелось потренироваться именно сейчас танкерами возить, то это очень дорогая тренировка.

Налоговый манёвр как раз и ведёт к выравниванию ценовых условий по нефти внутри РФ и снаружи: цена везде будет мировая минус транспортные издержки. Только никакой радости нам от этого нет, помимо выпадения субсидий мы получим и кучу прочих негативных побочных эффектов, начиная от удорожания сырья для нефтехимии и заканчивая, возможно, необходимостью закрыть один из НПЗ, со списанием всех миллиардов, вложенных в его модернизацию. Ну или оба будут работать в половину объемов примерно с тем же эффектом.

В нижнем ценовом сегменте давно уже работаем не мы, а китайцы, индийцы и прочие азиаты, а местами и сами россияне, а во многих сферах и узбеки с таджиками. Тут можно не гадать, а посмотреть на эффект прошлой девальвации росс рубля на нашу торговлю:



Впрочем, мы там теряем долю рынка и по прочим причинам, более долгосрочным.

ПВТ - это хорошо, но не надо путать личные деньги айтишников, к которым государство не имеет никакого отношения и на которые никак не сможет наложить лапу, с энергосубсидиями, из которых с половину идет сразу в бюджет на обслуживание долга, а остальное как раз и размазывается в виде субсидий нефтехимии, сельскому хозяйству, промышленности и населению в виде дешевых нефтепродуктов. Если в этом году при нефтяных ценах прошлого года субсидии были бы около 1,5-1,7 млрд, то в прошлом это было на 0,5 млрд больше. А скоро будет ноль, и не очень понятно, как и за счёт чего это возместить, в условиях необходимости платить по долгам и удерживать разбегающихся медиков и прочих специалистов. Заметим ещё, что даже небольшое снижение субсидий всем вышеперечисленным категориям хозяйств может привести к цепочке банкротств. Так что, проблема большая.

Reply

ext_1829490 March 11 2020, 18:56:21 UTC
"Политический вопрос"

Я имел ввиду политический в другом смысле. Говорят, что у саудитов сейчас политика отбить у России ее классические рынки даже торгуя себе в убыток. Причем они вроде как делают индивидуальные предложения в обход рынка. То есть по факту у них цена может получиться почти такой же, как у России даже с учетом субсидии. А это может быть важным козырем в торговле с Россией. Впрочем время покажет, Румас сегодня уже сказал про новые предложения и "на первый взгляд, эти предложения не были отвергнуты российской стороной", так что скоро увидем кто был прав. Хотя да в начале года да и сейчас выглядело все немного авантюрно.

"Налоговый манёвр как раз и ведёт к выравниванию ценовых условий по нефти внутри РФ и снаружи"

Ну это теоретически. А на практике может быть как с газом - 60 долларов российским предприятиям и 127 белорусским (которые превращаются в 200 но это уже другая история). Насколько я помню они вроде как обещали своим предприятиям компенсировать потери от налогового маневра за счет снижения акцизов. Они же тоже не самоубийцы гробить свои предприятия.

"В нижнем ценовом сегменте давно уже работаем не мы, а китайцы, индийцы и прочие азиаты, а местами и сами россияне, а во многих сферах и узбеки с таджиками. "

Так а мы в каком тогда ценовом сегменте работаем? Ну и у тех же китайцев внутренний спрос растет такими темпами, что у нас сейчас в регионах средняя зп ниже чему у них на селе (не говоря уже про города). То есть китайцам уже выгоднее заводы у нас чем у себя открывать. Особенно с учетом логистики.

"ПВТ - это хорошо, но не надо путать личные деньги айтишников, к которым государство не имеет никакого отношения и на которые никак не сможет наложить лапу, с энергосубсидиями, из которых с половину идет сразу в бюджет на обслуживание долга, а остальное как раз и размазывается в виде субсидий нефтехимии, сельскому хозяйству, промышленности и населению в виде дешевых нефтепродуктов"

Вообще в ПВТ ЕМНИП медианная зп около 1600 которая как раз и идет в экономику в виде услуг, недвижимости, транспорта и т.п. То есть по факту расходуется эффективнее, чем когда их расходует гос-во через бюджет. Но главное другое, что общее количество денег в экономике остается такое же, просто перераспределяется по другому, условно вместо рабочих на заводе к барменам, таксистам и строителям.

Банкротства же наоборот оздоровят экономику и заставят людей задействованных в ее неэффективной части перейти в эффективную (пусть даже низкоквалифицированную, то есть условно в строители / уборщики / таксисты и другой обслуживающий персонал для сотрудников ПВТ). Да есть политические риски, но кого они сейчас волнуют.

Reply

ext_1829490 March 12 2020, 14:22:19 UTC
Кстати к вопросу про политический вопрос:

https://www.rbc.ru/business/12/03/2020/5e6a27059a7947110b98cc4b?from=from_main

Я так понимаю это дешевле, чем даже российская нефть с субсидиями.

Reply

tadavsh March 12 2020, 15:58:39 UTC
Очень печально. Это значит, что наши нефтепродукты будут непродаваемы, даже если мы с РФ сейчас экстренно договоримся. То есть, наша субсидия в любом случае почти обнулилась. Остаётся надеятся, что этот ход в нефтяной войне ненадолго, только как способ принудить РФ договориться с шейхами.

Reply

ext_1829490 March 12 2020, 18:33:03 UTC
"Это значит, что наши нефтепродукты будут непродаваемы, даже если мы с РФ сейчас экстренно договоримся"

Не совсем понял. Так а если мы купим у саудитов по 25, переработаем добавим маржу за переработку, почему вдруг мы их не сможем их продать? Наши НПЗ настолько дороже в переработке чем европейские или российские?

"То есть, наша субсидия в любом случае почти обнулилась."

Ну во-первых, это не отменяет того факта, что если бы мы подписались с РФ на поставки с премией было бы еще хуже.

Во-вторых, я так понимаю эти предложения по 25 СА делает исключительно ключевым покупателям России и в ограниченных объемах (нам всего 6 млн тонн). Хотя конечно не факт, пока есть только слухи.

Ну и в третьих. Если я правильно посчитал, субсидии в размере 1,5 млрд вы считали от цены в 411 долларов за тонну. При 25$ за барель разница от этой цены будет 227 долларов за тонну. То есть на внутреннем потреблении 6 млн тонн мы сэкономим 6*227, то есть почти те же 1,5 млрда. Или вы считаете что 6 млн это сильно завышенное внутреннее потребление?

Reply

tadavsh March 12 2020, 19:39:18 UTC
Во всём мире нефтепереработка - это низкомаржинальный и очень капиталоёмкий бизнес. В условиях конкретно Европы - ещё и с долгосрочно падающим потреблением и избыточными мощностями, в результате чего заводы периодически закрываются или банкротятся, а далее этот процесс только усугубится массовым переходом на электромобили, к чему толкает европейское регулирование норм выхлопа, это неизбежная данность. Это контекст.

В мире НПЗ строятся непосредственно в местах потребления нефти: её экономически выгоднее и проще перевозить, чем нефтепродукты. Перевозка нефтепродуктов оправдана не более, чем на около 500 км ( С. Вакуленко в одном из постов). Тот факт, что мы продаём нефтепродукты с наших НПЗ в Европу - это экономическая аномалия, возможная лишь при закупках нефти в РФ гораздо дешевле мировой цены, при субсидиях, которые сейчас отменяются. Даже когда мы закончим модернизацию наших НПЗ, на экспорт сможем продавать лишь на/в Украину, т.к. она близко и её НПЗ неэффективные, и, возможно, в Прибалтику. Хотя там свой есть Мажекяйский завод. И всё. То есть, нам по сути придётся один из наших свежемодернизированных НПЗ сразу закрыть и разобрать на металлолом, когда в РФ закончится налоговый манёвр. Ну или оба будут работать на половину мощности, лишь на внутренний рынок и немного экспорта, что экономически равнозначно закрытию одного из заводов. Это уже к контексту торга с РФ, он явно идёт не только и не столько за 10$ премии, а за долгосрочное существование нашей переработки и нефтехимии, которая тоже не супермаржинальный бизнес, как можно догадаться, и сможет ли она работать при мировых ценах - вопрос. (Углубляясь внутрь, затем окажется, что наши колхозы, и так дышащие на ладан, не смогут конкурировать с русскими частными агрохолдингами при мировых ценах на солярку. Масштаб одной только этой проблемы ещё только предстоит оценить. И высокие доходы айтишников туда никак не перетекут и не помогут).

Из всего этого уже понятно, сможем ли мы закупить арабскую нефть в Роттердаме, перевезти ее к нам на ПНЗ на перекладных, а затем теми же перекладными отвести обратно в Голландию/Германию и продать нефтепродукты, когда прямо там же рядом с портом стоят НПЗ, с большей глубиной переработки, чем у нас. И стоимость капитала для (создания) которых гораздо ниже.

По поводу нашей экономии при дешёвой нефти на внутреннем потреблении - съэкономим, конечно. Только лучше нам от этого не станет: в 2015-16 гг., когда нефть обвалилась, мы тоже съэкономили, но гораздо больше потеряли на падении маржи между ценой росс нефти и ценой продаваемых на внешний рынок нефтепродуктов + на схлопывании российского рынка для нашего экспорта. И в итоге сильно упали по отношению к 2013-14 гг.

Reply

ext_1829490 March 13 2020, 06:08:02 UTC
"В мире НПЗ строятся непосредственно в местах потребления нефти: её экономически выгоднее и проще перевозить, чем нефтепродукты. Перевозка нефтепродуктов оправдана не более, чем на около 500 км ( С. Вакуленко в одном из постов). Тот факт, что мы продаём нефтепродукты с наших НПЗ в Европу - это экономическая аномалия, возможная лишь при закупках нефти в РФ гораздо дешевле мировой цены, при субсидиях, которые сейчас отменяются. Даже когда мы закончим модернизацию наших НПЗ, на экспорт сможем продавать лишь на/в Украину, т.к. она близко и её НПЗ неэффективные, и, возможно, в Прибалтику. Хотя там свой есть Мажекяйский завод. "

Тут два момента. Во-первых, неужели, даже при перевозке цистернами логистика настолько дорогая, что делает такую большую разницу в цене. Ну и в конечном итоге какая разница в какой точке пути доставки нефти ее перерабатывать. Можете дать ссылку на тот пост?

Ну и еще тогда более странно все это заигрывание с электромобилями в нашей стране, если через 4 года нам свои НПЗ девать будет некуда.

Что касается агрохолдингов, то они и у нас образуются взять тот же Савушкин Мошенского, который худо-бедно, но вполне конкурирует на российском рынке. То есть в конечном итоге все колхозы войдут в один из таких агрохолдингов.

"Из всего этого уже понятно, сможем ли мы закупить арабскую нефть в Роттердаме, перевезти ее к нам на ПНЗ на перекладных, а затем теми же перекладными отвести обратно в Голландию/Германию"

Вообще арабскую нефть как я понял собираются через одессу закупать (то есть "по пути"). Правда как ее в черное море собираются доставлять я пока не разбирался. Может и ошибаюсь.

"По поводу нашей экономии при дешёвой нефти на внутреннем потреблении - съэкономим, конечно. Только лучше нам от этого не станет: в 2015-16 гг., когда нефть обвалилась, мы тоже съэкономили, но гораздо больше потеряли на падении маржи между ценой росс нефти и ценой продаваемых на внешний рынок нефтепродуктов + на схлопывании российского рынка для нашего экспорта. И в итоге сильно упали по отношению к 2013-14 гг."

Согласен. Но я как раз к этому и клоню, даже тогда не сказать что произошла катастрофа, хотя чистые потери были на порядок больше. К примеру, рынок недвиги вернулся к 1500 баксов за метр, да и упал не так сильно как ожидалось. А сейчас если посчитать то мы на внутреннем потреблении сэкономим столько же сколько потеряем на субсидиях. То есть по сравнению с 14-16, 20-22 это цветочки.

Reply

tadavsh March 13 2020, 11:33:04 UTC
Важно не то, сильно дорогая логистика и средне дорогая. Важно то, что эти дополнительные расходы есть, + на месте переработка дешевле из-за большей глубины и стоимости капитала. Не важно в итоге, дороже на 5% получаются нефтепродукты или на 15%, важен факт, что дороже вырабатываемых на месте и они становятся непродаваемыми. Плюс перевозка нефтепродуктов в принципе дороже и сложнее, чем нефти, именно поэтому арабы нефть сырую продают и не пытаются перерабатывать на экспорт. Перерабатывают только в гораздо более сложные продукты: масла, пластмассы и пр.

Ссылку дать не могу, это он писал в ФБ года 3-4 назад, можете сами поискать при желании.

С электромобилями заигрывают, видимо, в основном из-за АЭС, потому как энергия с неё почти бесплатная, если не учитывать затраты на само строительство, выгодно заместить потребление нефти атомом.

Мошенский конкурирует в условиях, когда колхозы ему продают молоко по фикс низкой цене, а колхозам в свою очередь почти бесплатно дают технику, удобрения и кредиты. В итоге госсубсидии с.х. у нас в 10 раз выше на га, чем в РФ. Из-за чего и пошёл изначально конфликт с РФ в этой сфере, молочные войны и сан. запреты на ввоз продукции и постоянное давление проверками. И будет ли Мошенский конкурентоспособен при снижении госсубсидий, вопрос. И это он один из лучших. Заметим, что успехи отдельно взятого Мошенского и пары других не избавляет львиную долю колхозов от состояния полубанкротов, даже с нынешними субсидиями.

Кризис 2020-24 гг будет, конечно, тяжелее прошлого, в 2015-16 гг., даже если не будет сопоставимой девальвации: тогда ещё сохранялись нефтяные субсидии более 2 млрд $ в год, которых скоро не будет, + была возможность наращивать внешний долг, чем активно пользовались.

Reply

ext_1829490 March 13 2020, 13:49:01 UTC
" Заметим, что успехи отдельно взятого Мошенского и пары других не избавляет львиную долю колхозов от состояния полубанкротов, даже с нынешними субсидиями."

Ну так тем лучше, обанкротят их полностью, передадут условным Савушкинам где ими управлять будут точно не хуже чем государство. Ну а в сильно более высокую эффективность российскими компаний, я если честно не верю, так как часто приходилось сталкиваться.

"Кризис 2020-24 гг будет, конечно, тяжелее прошлого, в 2015-16 гг., даже если не будет сопоставимой девальвации: тогда ещё сохранялись нефтяные субсидии более 2 млрд $ в год, которых скоро не будет"

Подождите. Кризис всегда определяется не текущим уровнем, а изменением этого уровня. И в 2015-2016 мы по сути лишились половины всех субсидий и огромной суммы в абсолютном выражении наверное млрдов в 5 (за счет падения цены нефти). Сейчас же даже если мы лишимся 1,5, то за счет экономии на внутреннем потреблении и эффекта низкой базы + роста отдельных отраслей (аля ПВТ) потери будут минимальными - пара сотен миллионов, что в масштабах ВВП очень и очень мало. Не говоря уже о том, что сейчас и мы и РФ в плане монетарной и бюджетной политики куда более готовы к любым кризисам (ставки по валютным вкладам минимальны, все сидят на безотзывных, ЗВР больше чем тогда, финрынки в РФ давно закрыты, то есть никакого вывода капитала и т.д. и т.п.) Собственно все это хорошо видно на валютных рынках, где такой дикой волатильности как была в 2016 как-то не наблюдается.

Reply


Leave a comment

Up