Бронеблог-тур. Часть 2. Броня крепка. "Спартан", "Кугуар" и семейка Шрек.

Oct 09, 2015 15:15




...А потом заводская «маршрутка» отвезла нас на полигон. Изначально у блогеров была идея провести сравнительные испытания между кразовской бронетехникой и  нашими «Мицубиши Пэджеро» Андрея Аскета и «Ниссаном Патфайндером» Игоря Бигдана. Но с первого же взгляда на полигон от этой идеи единодушно решили отказаться.

И вы бы тоже отказались...





Семейка огров. Слева - "Шрек", справа - "Фиона". Внешне их можно отличить по количеству мостов. У "Фионы" их три.
Полигон предприятия построен относительно недавно Его площадь - более 11 тысяч квадратных метров. Каких-то общепринятых стандартов в этом деле нет, поэтому специалисты КРАЗА отобрали самые лучшие препятствия от самых известных выставочных площадок мира  и разместили их на территории завода. На полигоне проводятся как испытания, так и демонстрационные показы. Поэтому наблюдать за техникой можно прямо с трибуны.

Первый заезд мы делаем на «Фионе». Из-за отсутствия  прав на вождение грузовых автомобилей, блогеры довольствуются ролью пассажиров. По сути своей, «Фиона» и есть  грузовой автомобиль с бронированным корпусом на шасси полноприводного трехосного КРАЗа. «Шрек», кстати, тот же грузовик, только шасси у него  двухосное. На всех выставках эта машина просто поражает своими размерами. Водителю приходится карабкаться в кабину на почти полутораметровую высоту. Зато в грузопассажирский отсек ведет удобная и широкая аппарель со ступеньками. Она делает удобной погрузку не только личного состава, но и грузов, например боеприпасов или тяжелого вооружения взвода. Поднимать этот скарб в кузов грузовика тяжело, а тут можно даже пианино без проблем погрузить. Поэтому семейство «Шрек-Фиона» пользуется особой популярностью у медиков и саперов. Но кроме вместимости есть у машины еще одно преимущество - плавность хода по внедорожью. Раненых не растрясет да и снаряды с минами будут целее даже при обстреле.
Чтобы в полной мере пережить все «тяготы и лишения» пассажира  я сажусь на откидное сидение. Выглядит оно хлипко - просто рама, обтянутая тканью. Такие выбрал заказчик. В салоне по углам стоят и нормальные автомобильные кресла, а откидные идут в качестве запасных, оставляя  тем самым больше места для груза.


Пристегиваюсь ремнями и готовлюсь к экстриму... Фотоаппарат на ремне выполняет роль своеобразного маятника, отклоняясь при движении и показывая угол наклона транспорта по отношении  к земле . Но экстрима не последовало. «Фиона» спокойно и уверено проходит  все препятствия, при этом пол остается горизонтальным. Трясет меньше, чем в «Пэджеро» Андрея по дороге на Кременчуг. Фотик  начинает отклоняться  только при преодолении подъема углом 60 градусов. С моего сидения подъем выглядит просто стеной, взобраться на которую невозможно. «Фионка» тормозит, потом плавно, без  надрывов поднимается на высоту и спокойно, как старый бык из анекдота спускается вниз. Машина прыгает по ступенькам, переезжает через рельсы, скачет по «пенькам»… Высокая кременчугская подвеска делает свое  дело.




Прямо луноход...




На передней панели - экран видеокамеры заднего вида. Не хватает только парктроника. А может он и был когда-то, но сошел с ума после испытательной поездки. Сама кабина не очень высокая - в полный рост не стать. Под   пулеметной турелью -  своеобразный сварной стол, на который становится стрелок, выглядывая из люка. Стрелок сидящий рядом будет постоянно биться об этот стол коленями. Это все мои замечания к конструкции. Стекла в кузове большие, но бойниц всего по две с каждой стороны. Они представляют из вычурные закрывающиеся круглые отверстия, как раз , чтобы можно было выставить  фотообьектив. Вообще, в отличии  от БМП,   вопрос ведения огня десантом из машины всерьез не рассматривался. Тут нету ни гильзосборников, ни газоотводов. Да и неудобно вести наблюдение и стрелять сидя спиной к бортам на складывающемся сидении. Понятно, что это тоже пожелание заказчика, ведь у КРАЗа есть проекты кузовов, в которых десант расположен лицом к бортам на подвесных противоминных сидениях. Вопрос  цены и изменений в тактике применения войск. А еще надо учесть, что благодаря высоте машины, окна с бойницами находятся на высоте более двух метров, так что  много не настреляешь.






Аппарель опускается и мы выходим на воздух. В бронеавтомобиль загружается вторая группа блогеров. Наблюдать за приключениями «Фионы» снаружи  еще интереснее, чем изнутри.


Оксана - http://kitsune-xu.livejournal.com/ К слову, девушка отлично водила "Кугуар".

«Шрек» мы решили лишний раз не ганять, ограничась его «супругой». А вот «Спартан» и «Кугуар» принимали нас уже не только в качестве пассажиров…




Первым за руль  черного  «Спартана» с надписью «Police” cел Игорь Бигдан. Свой «Никон» он положил прямо на пол и я постоянно поглядывал, чтобы аппарат не улетел куда-нибудь. Никаких шансов. Созданный на базе пикапа  «Форда 550», броневик движется еще плавнее, чем его большегрузные собратья.  Мы не рискнули проезжать по препятствиям, вместо нас это сделали водители-испытатели, но комфорт от поездки по пресеченной местности оценили.



Поганяем?


Водитель-испытатель Валерий.
А потом за руль сел я. Управление - легкое, машина очень подвижная и динамичная.  Это не первая бронемашина, за руль которой мне удалось попасть, но ни БМП-2, ни австрийский «Пандур» даже рядом не стояли с украинской машиной. Ощущения от машины - как от обычного тяжелого внедорожника. Автоматическая коробка, гидроусилитель руля, хорошая звукоизоляция, мягкая подвеска (замененная с учетом предыдущих замечаний). Даже магнитола есть! Что еще требуется, чтобы достойно встретить наши дороги? Правильно - пулемет. Сергей « Моцарт» сразу же открыл люк и переквалифицировался в пулеметчика, рассматривая окружающий мир попеременно  в видоискатель фотоаппарата  и видеокамеры… Результат можно увидеть на видео -

image Click to view


В местах, где камеру особенно трясет - за рулем  Ваш покорный слуга…



Интересное решение - кресло превращается при необходимости в подножку для турельного стрелка . Или видеооператора.

Полигон  обильно насыщен препятствиями, но «Спартан» без напряга обьезжает их, разворачиваясь практически на месте.

«Кугуар» после  своих  собратьев не впечатляет.  Созданный на базе «Лэндкрузера» он  заметно медленнее набирает скорость. Чувствуется, что 8 миллиметров брони для японца слишком много.




Интерьер "Кугуара" - спартанский. Маленькие окошки и не разгуляешься.  бойница - только у переднего пассажира, зато есть держатели оружия.



Экстерьер "Спартана" - хищный



Рельсы - одно из самых сложных препятствий.


Но набрав скорость он  тоже хорошо управляется. Привычная приборная панель, обычный руль. Рычаг автоматической коробки находится на положенном  месте, справа от водителя. И тут  я впервые столкнулся с действительно малым боковым обзором. Дело не столько в сетках на окнах (они, к слову, есть и на «Спартане»), сколько в том, что окна слишком низко расположены. Большой ли это недостаток? Если у тебя бронированная машина -  терпимый. Но когда рядом  по полигону носится в два раза более тяжелый и такой же твердый   чОрный  полицейский «Спартан», волей-неволей приходится крутить головой. К слову, в «Спартане» таких проблем не возникало :-)


Подъем 60 градусов

В «Кугуаре» к пулеметной  турели уже никто не рвется - все уже  надышались свежим воздухом в лицо.
Кузова у всех машин просторные, между сидящими бойцами можно разместить и миномет, и ящики с боеприпасами, и раненых. Складные сидения «Фионы» в этом отношении позволяют использовать вообще все пространство для грузовых целей.
Словом, машины нам понравились. Сейчас много критики   адрес кразовских бронемашин, но учитывая то, что на поле боя они попали минуя тестовые испытания , они проявили себя неплохо. Особенно учитывая то, что они вообще для поля боя не предназначены. К тому же, гибкость инженеров и наличие постоянной обратной связи очень помогли  при выпуске боевой техники. Сотрудники  очень тесно работают с конечными потребителями и вносят изменения, порой существенные, буквально на ходу. Так, после первых же отзывов с фронта, в конструкции «Спартана»  были внесены изменения -  поставлены  газовые спортивные амортизаторы, усилен задний мост. Усилен передний мост, поставлена защита поддона двигателя. Переднее стекло стало состоять из двух частей. Из салона убрали ненужные стойки для оружия.



«Заказчик всегда прав» - вот девиз КРАЗа.  Даже если использует машины не по назначению. Дело в том, что и «Спартан», и «Кугуар» и «Шрек» с «Фионой» являются бронированными «такси поля боя». Их задача - перевозка бойцов и их  вооружения в условиях боевых действий. Участвовать в атаках на укрепленные объекты они не должны. Даже в учебниках по тактике задача боевых машин сводится к  поддержке действий пехоты огнем с безопасной позиции. Да, на них ставятся современные боевые модули, в том числе и с ракетно-пушечным вооружением, но при обилии противотанковых средств на поле боя шансов на выживание у них немного. Из «Лэндкрузера» танк не сделаешь.

Есть также много замечаний  по поводу того, что «Спартан» и «Кугуар» - машины разработки «Стрейт Корпорэйшн», а в Кременчуге проводится только их  крупноузловая сборка. Соотношение комплектующих составляет 20/80 в пользу иностранных деталей. Но это положение постоянно меняется, при этом, в случае со «Шреком» и «Фионой» подобное  соотношение наших и импортных запчастей  уже в нашу пользу. А чем больше будет заказ, тем больше будет экономического смысла производить украинские запчасти и комплектующие. В  2014 году выбор был такой - или обеспечивать рабочих работой, или солдат - надежной  броней. Договор со «Стрейт Корпорейшн»  был заключен в мае, а уже в июне первые машины пошли в погранвойска и гвардию. У других предприятий дальше выставочных образцов дело начало идти только недавно, а на Харьковском заводе в прошлом  пришлось срывать  поставки техники за рубеж, чтобы поставить ее в украинскую армию.
Да и сейчас, несмотря на большое количество  производителей бронетехники в Украине, особой конкуренции не чувствуется. Слишком уж большой на нее спрос, поэтому место находится и для «Казаков» и для «Дозоров», и «Шреков» со «Спартанами», найдется он и для «Тритонов» с «Варанами».

В заключении хочу поблагодарить руководство Кременчугского автозавода за предоставленную возможность побывать на предприятии, Сергея Викторовича Дуня - за подробные обьяснения, Дину Валентиновну Стеганцеву - за организацию, рабочих и водителей завода - за мастерство,  АНБ и Игоря Бигдана за отличную идею, Андрея - за предоставленый "Пэджеро" и хороший звуковой ряд, кременчугских блогеров - за гостеприимство. А вас, мои дорогие, благодарю за внимание!

КРАЗ, броня, блог

Previous post Next post
Up