Благодаря Ассоциации Независимых Блогеров (А.Н.Б.) попал в бронеблогтур на Кременчугский автозавод - КРАЗ. Из Киева нас ехало четыре человека - я, Андрей -
http://a-s-k-e-t.livejournal.com/, Сергей -
http://holy-mozart.livejournal.com/, Роман -
http://r-naumov.livejournal.com/. Остальные, включая организатора - президента АНБ Игоря Бигдана -
http://ibigdan.livejournal.com ждали нас в самом Кременчуге, потому что это их родной город.
[url=
https://fotki.yandex.ru/next/users/bratgoblin/album/495680/view/1090166][img]https://img-fotki.yandex.ru/get/4207/7520658.14/0_10a276_fde2f0df_orig.jpg[/img][/url] В целевую аудиторию наших блогов лица, ответственные за закупку техники для армии не входят, поэтому и задачи приукрасить действительность перед нами не ставились. Никто не строил потемкинских деревень, не красил бордюров и не подметал цеха. В них и до нас было убрано. Машины, которые нам показывали тоже самые обычные. «Фиона», например, проходила стандартную обкатку перед отправкой заказчику. «Кугуар» и «Спартан» были уже мне знакомы и ранее по оружейным выставкам в Киеве, и они намотали на свои колеса столько километров испытательного полигона, что и врагу не пожелаешь.Сразу же скажу, что нас не обстреливали из пулеметов, мы не вывозили раненых из-под обстрела и не загружали снаряды для артиллерии, у нас не ломалась подвеска на бездорожье и водитель не выходил
из кабины, чтобы включить пониженную передачу (чес слово, я это не придумал). Но те, кто критикуют украинские бронемашины, тоже не делали этого. Зато мы увидели своими глазами, как собирают гражданские КРАЗы, попробовали себя в качестве десантников, пулеметчиков и даже водителей бронеавтомобилей и вживую увидели то, на что способны современные бронированные «армейские такси».
Подъезжая к заводу видно огромную пустую площадку, огороженную забором с колючей проволокой. Это - стоянка для готовой продукции. После кризиса 2008 года, когда завод остался один на один с сотнями машин, от которых были вынуждены отказаться заказчики, КРАЗ перестал работать «на склад». Но в этом есть и позитивная сторона, потому что клиенты получили возможность заказывать автомобили «под себя». Каждая новая партия машин при этом отличается разными деталями - двигателем, сиденьями, климатическим оборудованием.
КРАЗ - не градообразующее предприятие, Кременчуг мог достояться и без автозавода, но КРАЗ - своеобразный бренд города. Брэнд узнаваемый на всех континентах. Я бы на месте руководства завода организовал небольшой фан-шоп с фирменными футболками, кепками, и прочей атрибутикой. В самом деле, не с АвтоЗАЗом же патриотические сувениры выпускать.
Первым делом нас ознакомили с правилами безопасности. Все-таки промышленный объект, с множеством работающего оборудования и техники. Основные правила - смотреть под ноги и по сторонам и осторожно переходить дороги. По территории завода нас развозил дежурный микроавтобус завода. Это не только быстрее, но и безопаснее - повсюду то и дело разъезжают погрузчики и грузовики.
Людей сравнительно немного. Всего на предприятии сейчас работают 4 тысячи человек. Рабочий день заканчивается рано - в 15-30. Заводчане и рады бы работать в три смены, но столько заказов у государства пока нет. Хотя это и странно, особенно в свете недавних контрактов на поставку автомобилей МАЗ.
Очень много женщин. На заводе хватает работы не требующей физической силы, но женской внимательности к мелочам. А еще на территории работают несколько столовых и своя пекарня. Причем пекарня активно работает «на экспорт», продавая свои изделия в близлежащих школах и заведениях общественного питания. «Кразовская булочка» - это сытно и доступно.
Наше знакомство с заводом началось со сборочного цеха, где как раз заканчивали сборку небольшой партии грузовиков. Цех большой, как и полагается месторождению многотонной техники.
Кулер? Вода негазированная зато бесплатная.Конвеерная лента представляет собой узенькую дорожку в полу цеха, над которой возвышаются невысокие желтые «основы», на которые и ставится рама кузова. Лента движется медленно, давая возможность рабочим прикрутить все необходимое. С потолков свисают змеи проводов и воздуховодов, которые приводят в движение гайковерты.
Президент А.Н.Б. попирает основы...
Это и есть основы.
Рама кузова "вверх ногами"
Есть что-то магическое в том, как квадрат рамы постепенно обрастает агрегатами и в конце-концов одевает кабину, превращаясь в грузовик. Никто не суетится, не спешит, людей немного. В цехе чисто, разбросанных деталей и инструмента не заметил. Интересно, что автомобильную раму в процессе сборки переворачивают при помощи специального устройства - кантователя. А делает это симпатичная девушка одним нажатием на кнопку подвесного пульта.
Кантователь и его "повелительница"
Мосты россыпью
...осталось пару гаек прикрутить...
В Африку готовы!
Кроме сборки завод занимается еще и ремонтом бронетехники. Но слава Богу, этот цех стоял без работы.
Отдельная гордость завода - учебные классы. В них выставлены узлы и агрегаты автомобилей, причем классы служат не только для подготовки техников и водителей, но и своеобразной демонстрационной площадкой, на которой заказчик может увидеть то, что покупает не только в действии, но и в разрезе.
Отличный товарищ и собеседник - Игорь(
http://muziker.livejournal.com) Как видите, руль грузовика блогерам тоже доверили...
Заместитель технического директора Сергей Викторович Дунь - наш экскурсовод.
На самом деле, автомобили Кременчугского автозавода никак нельзя назвать «устаревшими». На них ставятся современные двигатели стандартов ЕВРО 4 производства Deutz и Mercedes-Benz, кондиционеры, гидроусилители руля, АБС и все атрибуты, присущие современным западным грузовым автомобилям. Просто не всем клиенты готовы платить за дорогие машины западного производства. А рынок развивающихся стран вполне доволен надежными и недорогими в обслуживании украинскими машинами. Недавно, например, КРАЗ заключил контракты с Африкой. У завода есть автомобили для любых дорог.
Вполне современное сидение водителя.
А это - клас для подготовки рабочих
Есть у завода и свой мини-музей под открытым небом. А звездой коллекции является настоящий «шоу-стоппер» по имени CRAZY CROCDILE. Эта машина давно знакома посетителям автосалонов и оружейных выставок.