(Продолжение. Начало
тут). Признаки возрождения древнего дохристианского матриархального культа, к которому обратились нацисты Третьего рейха
вслед за Гете, все более явно обнаруживаются в «просвещенном» западном обществе. В области, совершенно на первый взгляд не имеющей отношение ни к нацизму, ни к дремучим языческим культам.
В 1984 году в США вышла книга американской феминистки, известного психолога юнгианского направления Джин Шиноды Болен «Богини в каждой женщине». В этой книге она предлагает женщинам использовать архетипы древнегреческих богинь, потому что те, по мнению Болен, могут давать женщинам большую силу и помогать принимать эффективные решения.
Для того, чтобы использовать силу древнегреческих богинь, женщины должны пробудить в себе их сущность. Болен считает, что женщина может пробудить в себе архетип любой богини: Артемиду, Афину, Афродиту и так далее.
На первый взгляд может показаться, что мы имеем дело вовсе не с новым религиозным культом, а всего лишь с некоей психо-практикой, помогающей, скажем, не очень уверенным в себе женщинам идентифицироваться с какой-нибудь Артемидой и тем самым стать решительнее и смелее.
Но, во-первых, следование тем или иным религиозным верованиям всегда предполагает использование религиозных практик, которые одновременно являются и психо-практиками. Во-вторых, источником развития человека, исповедующего ту или иную религию, является идентификация с той божественной сущностью, которой он поклоняется. Христианин должен стремиться уподобиться Христу и т. д. Болен претендует на нечто большее, чем разработка системы приемов психо-практики. Она предлагает как минимум новое мировоззрение.
А в доказательство того, что автор предлагает не очередной психотренинг, а создает (воссоздает?) некий религиозный культ, приведем несколько цитат. Вот так, по мнению Болен, женщина должна активизировать в себе архетип богини: « Чтобы "призвать" богиню, следует сосредоточиться на ней при помощи воображения, постараться мысленно увидеть, почувствовать, ощутить ее присутствие. Лишь после этого вы можете обратиться к ней с просьбой даровать вам свою силу». Далее приводятся примеры таких обращений: «Афина, помоги мне ясно думать в этой ситуации. Персефона, помоги мне оставаться открытой и восприимчивой...» Очень похоже на молитву, не правда ли?
В других местах книги Болен открыто призывает женщин молиться и получать через общение с богинями духовный опыт. Однако поклонение (идентификацию) отдельным богиням она считает неправильным. Ибо каждая из этих богинь являет лишь одну сторону некоей целостной божественной женской сущности - Великой богини. Вот что Болен рассказывает об этой богине:
«По оценкам ученых, культура Старой Европы сформировалась по крайней мере за пять (а возможно, и за двадцать пять) тысяч лет до того, как возникли патриархальные религии. Эта матриархальная, оседлая и миролюбивая культура была связана с землей, морем и культом Великой Богини».
Далее Болен утверждает, что этот культ, олицетворяющий женское начало, природу и плодородие, был уничтожен (а вместе с ним и старая Европа), индоевропейскими завоевателями - полукочевыми племенами патриархальных взглядов. Полное же низвержение Великой Богини произошло после прихода в мир христианства, мусульманства и иудаизма.
То есть Болен как бы намекает нам, что нынешняя христианская идентичность западного мира, пусть слабая и тающая, но все еще опирающаяся на христианские и гуманистические ценности, не является подлинной западной идентичностью. «Правильный» духовный мир, к которому все должны приобщиться, имеет отчетливые антипатриархальные черты. «Захватчики были воинственными, равнодушными к искусству людьми патриархальных нравов. Они с презрением относились к порабощенному ими более развитому в культурном отношении коренному населению, исповедующему культ Великой Богини, известной под многими именами, -- например, Астарта, Иштар, Инанна, Нут, Исис»,- пишет Болен.
Мир древнегреческих богов, по мнению писательницы, также патриархален. Образ Великой Богини распался множество женских божеств, занявших подчиненное положение по отношению к богам мужского пола. Греческие богини не обладают таким могуществом, каким обладает Великая Богиня, и, конечно же, они не могут так эффективно помогать женщинам. Зато будучи собранными вместе в душе женщины, они являют собой «неодолимую» силу. Болен подталкивает читателя к выводу, что только идентификация с воссозданной Великой богиней может сделать женщину по-настоящему свободной.
Описывая черты Великой Богини, Болен ссылается на историка-мифолога Роберта Грейвза. «Она брала себе любовников не для того, чтобы у ее детей был отец, но исключительно для собственного наслаждения. Богов-мужчин не было. В контексте религиозного культа не существовало такого понятия, как отцовство», - пишет Болен. Так что мы можем смело утверждать, что, говоря о Великой богине, автор явно не имеет в виду Богородицу.
Болен, как и ее предшественники-юнгианцы, лукавит, утверждая, что занимается психологической наукой. Она заимствует из древних мифов и сказок образы, которые предлагает сделать управляющими и смыслообразующими, принять в качестве новых ( или по ее мнению старых и подлинных) культурных ценностей. И ее, как и Гете, не устраивает мир олимпийских греческих богов. Подлинную силу она видит в архаических матриархальных культах.
Называя себя последовательницей Юнга, Болен подвергает критике его идею закрепления за женской сущностью определенных качеств (пассивность, восприимчивость и способность заботиться), в то время как мужчинам Юнг приписывал рациональность, решительность и т.д. По ее мнению, такие характеристики вводят в заблуждение и ограничивают женщин. Женщина может быть и рациональной, как Афина, и воинственной, как Артемида.
Также Болен лукавит, когда повествует о мирном характере матриархальных религиозных культов. В своей книге она, конечно же, не рассказывает про жестокие обряды и кровавые жертвоприношения, которые часто сопровождали поклонения хтоническому женскому божеству.
Конструкт «женское миролюбие против мужской агрессии» - любимый конек феминисток. И нужен он им совсем не для борьбы женщин за свои права. Например, идеолог феминистского движения в Великобритании журналистка Шерил Плант своей статье «Деконструируя мужественность» утверждает, что мужчины являются источником насилия на планете. Мужественность она практически отождествляет с агрессией. В то же время Плант считает, что типичное мужское поведение навязано мужчинам культурой и считает, что им пора избавиться от давящей «гендерной коробки». «Я считаю, что мужественность - это проблема для феминисток», - говорит Плант.
Феминистки намерены «деконструировать» мужественность. Вроде как прямых жертв пока никто еще не требует (надо думать, что все еще впереди), но как, например, можно назвать требование шведских феминисток справлять мужчинам малую нужду сидя, если не символической кастрацией? По-видимому, никак иначе культ вечной женственности обществу не навязать.
Надо сказать, что Джин Болен вовсе не является экзальтированной, помешанной на эзотерике дамой. Она - почетный член Американской Ассоциации Психиатров, ранее она была председателем Совета национальных дел этой ассоциации. А это означает, что ее «научные» воззрения на то, в чем человек должен черпать силу для развития, получили очень высокую оценку. Документальный фильм с ее участием "Женщины - для Америки, женщины - для мира", получил премию "Оскар" . Ее книги переведены на 100 языков. Она является организатором конференции ООН по статусу женщин. На основе ее книг создано международное женское движение «Милионный круг». Женщины этого движения регулярно собираются вместе и занимаются духовными практиками.
Болен тоже пока не призывает строить языческие храмы и совершать жертвоприношения, однако судя по популярности её книг, американские и европейские домохозяйки уже в массовом порядке приносят молитвы Персефоне, Деметре, Афине и т. д. И не только им. Ниточка к Великой богине-матери уже протянута. Одна из последних книг Шиноды Болен называется «Срочное сообщение от Матери: Женщины, соберитесь и спасите мир». В ней она призывает женщин собираться вместе чтобы пробудить богиню - дремлющую женскую «Мать Силу», которая должна изменить мир.
Что это за мир и какими в нем должны стать женщины? В книге «Богини в каждой женщине» этот мир и его обитатели хорошо описаны. Женщины должны стать «прекрасными и сильными», следовать «исключительно собственным побуждениям, не зная диктата внешних обстоятельств» и потому им необходимо «сопротивляться инстинкту материнства», если тот мешает жить и достигать целей. А еще женщины должны научиться быть безжалостными и «держаться установленной цели, несмотря на просьбы о помощи».
Наличие подобных качеств в числе положительных о многом говорит. А чтобы зловещее содержание не стало явным, его надо пересыпать мишурой разнообразных благопожеланий и советов как стать умной, красивой, смелой, спасти мир от мужского насилия и т.д.
В своих книгах Болен разделяет женщин на героинь и жертв. Женщин, которые при принятии решений руководствуются не своими собственными желаниями, она считает жертвами. Героинями же являются женщины, живущие исключительно собственными интересами.
Женщине мешают развиваться и двигаться вперед разные условности, с которыми она вынуждена считаться: окружающие люди со своими страданиями и чаяниями, представления о том, что приемлемо и что неприемлемо (то бишь нравственность). От всего этого Болен предлагает избавиться. Как мы видим, ее модель развития человека ничем не отличается от фаустианской. Вот такой новый мир предлагает построить Болен вместе со своими «сестрами» феминистками. Мир, в котором человек становится либо героем, либо жертвой. Мир, в котором отменен гуманизм.