Если человек может с помощью одной лишь гитары собрать полный зал слушателей в любой стране мира, то это, без сомнений, талантливый человек. Если же человек с гитарой смог собрать аншлаг в Хельсинки - это уже заявка на гениальность. А если этот человек из Ленинграда - тогда это точно АЯР!
«Домашний» концерт, концерт в Воркуте, концерт на ЛОМО, «Нью-Йоркский»… а был ещё и «финский». 30-ого ноября 2000-ого года человек, бывший когда-то счастлив на одной из Ленинградских улиц, приехал в Хельсинки.
Как видите, это было довольно давно - в ходу были финские марки. Не все поймут, не многие вспомнят. Билетик этот мой - на шестой ряд, поближе к сцене. Тогда, между прочим, большие деньги были - 260 марок. Билетик этот раритетный. Такой только у меня. Не продам никому, даже не просите. Даже за миллион евро не продам.
Финские марки были, а вот современных телефонов с возможностями видеозаписи - не было. Так что можно сказать, что концерт проходил в те далёкие времена, когда в зале лес рук, вооружённых досками айпадов, не мешал слушать песни, а зрители смотрели на артиста не через сенсорные экраны девайсов.
Концерт, не пойти на который я не мог, проходил в центре Хельсинки в театре «Савой». За час до начала концерта, я стоял у входа в театр, когда из подъехавшей иномарки в компании нескольких женщин вышел Розенбаум. Это, пожалуй, был первый раз, когда я видел Розенбаума так близко. Кажется, я тогда хотел сказать что-то очень умное, но получилось только:
- Кого я вижу!
- Доброго здоровья, - ответил АЯР, и поспешил в театр.
В то время у настоящего Ленинградца готовился к выходу новый альбом - «Настоящий солдат», некоторые песни из которого прозвучали на концерте. Перед песней «Пухом небо тебе» Розенбаум рассказал, как однажды после концерта к нему подошёл слушатель, и спросил, доводилось ли ему - Розенбауму - когда-либо прыгать с парашютом. Получив отрицательный ответ, мужчина предложил артисту восполнить этот пробел. В общем, так и познакомились. А дальше появилась эта песня:
«На сожжённой опушке хлябь,
Воздух дымный чуть-чуть дрожит.
Саня, к небу тебя земля
Ревновала всю твою жизнь».
Прозвучала на концерте и песня «Письмо». Знаю, что написана она была в связи с другими событиями, но так уж совпало, что тем летом случилось то, что случилось - с АПЛ «Курск» - и поэтому «Письмо», вне зависимости от контекста, воспринималась, как песня про «Курск»:
«Но, друг мой, как ты прав,
что всю жизнь мне завидовал.
В рубку бьёт волна,
и ветер вспарывает гюйс».
Заглавная композиция с альбома также прозвучала со сцены:
«Он ходил по земле,
Как индеец во мгле,
Шаг его был упруг и неслышен.
Настоящий солдат,
Говорил он всегда:
- Будем живы -
Война всё спишет».
Кроме песен из нового альбома, у зрителей была возможность услышать и старые песни. Ну, что за концерт без «Вальса Бостон»! На концерте, как обычно, Розенбауму помогал клавишник Александр Алексеев.
«Выкатив свет на прямую наводку,
Пушки по сцене бьют.
Жаль, что наркомовских сто граммов водки
Не наливают тут.
Взорвана рампа с пульта помрежа.
Сзади, Санёк, прикрой!
Ну-ка, двенадцатиструнная, врежь им!
Будет хороший бой».
Между песнями, Розенбаум продемонстрировал своё знание финского языка. Не могу сказать, что грамматика произнесённых конструкций была безупречна, но понять, о чём идёт речь, было возможно.
Завершил своё «финское» выступление Розенбаум песней «не прощайтесь, говорю я вам - до новой встречи». И добавил:
- Это я вам по-соседски говорю.
Однако прошло уже почти 20 лет, а тот концерт так и остался единственным выступлением Розенбаума в Финляндии на моей памяти. Впрочем, если почитать райдер на официальном сайте артиста, то становится понятно, почему. Никто из местных организаторов не сможет выполнить поставленных там условий. Да и так ли это сейчас актуально, когда до «Октябрьского» из Хельсинки любой желающий может добраться за несколько часов.