Калуга. 3. Планирование и информация.

Apr 09, 2011 11:06

Я не очень большой сторонник тщательной предварительной подготовки к поездке и проработки маршрута - предпочитаю импровизацию, возможность пойти туда, куда ведут глаза и ноги, а не туда, куда намечено планом. Но... почему-то получается, что в последнее время все больше отступаю от собственных правил. В Калуге пожалуй предварительная подготовка была избыточной:  хотелось дойти до конца намеченного маршрута, приходилось вместо расслабленных блужданий по улицам периодически поглядывать на часы и поторапливаться.
Серьезность подготовки выразилась еще и в том, что не найдя ни в сети, ни в домашних закромах приличной карты, я стала изготавливать ее самостоятельно: выделила нужный фрагмент в Яндекс-картах, распечатала, склеила два листа, нанесла крестиками интересные точки маршрута. Так мы по этой карте с крестиками и ходили.
Вот теперь хочу поделиться плодами своих трудов - не зря же старалась.
Общая информация. Лучший из найденных список достопримечательностей www.komandirovka.ru/dostoprim/list.php
Расписание автобусов www.kalugaonline.ru/note/trans/bus/buskalmos/ (на этом же сайте есть информация по поездам).
Хорошей карты я не нашла, но если вы наберете в поисковике "Калуга, карта", то получите несколько вариантов. Или пользуйтесь Яндекс-картами.
В городе продается приличная карта большого формата; мы не купили, решили, что неудобно разворачивать, обойдемся самодельной.
По городу ходят автобусы, троллейбусы и маршрутки.
Единственное место, где продаются сувениры, было обнаружено в музее истории космонавтики, они там больше на космическую тематику, но есть и о городе. На пешеходной зоне на Театральной улице стоят лотки с сувенирами, но рассчитанные на местных жителей, ничего пригодного для туристов мы там не нашли.
Как доехать. От Москвы до Калуги около 180 км.
Поезд. В день 3-4 экспресса с предварительной продажей билетов (около 2, 5 часов в пути) и 5 электричек (около 3,5 часов) с Киевского вокзала до Калуга-1. Транзитные поезда прибывают на другой вокзал, который находится дальше от центра.
Автобус. Автобусов много, несколько десятков, в Москве отправляются от Киевской, Юго-Западной, Теплого Стана. Но есть нюансы.
Суда по всему, от (до) Теплого Стана идут "официальные" автобусы, с предварительной продажей билетов в кассе. А от (до) Юго-западной и Киевской - частные, с посадкой "на сейчас" и менее строго соблюдаемым расписанием. Так, прибыв на Юго-Западную, мы обнаружили в самом дальнем углу стоянки маршрутку без вывески и заняли там два последних места. Отправилась маршрутка за 15 минут до обозначенного в интернете срока. Обратно, мы перестраховались (воскресенье), купили заранее билеты до Теплого Стана, хотя спокойно могли уехать на Юго-Западную (но билеты пропали бы). Стоимость проезда 280-350 рублей.
Время в пути от Юго-западной составило 2 часа 15 минут, до Теплого Стана дольше (оценить не могу, т.к. автобус сломался недалеко от Москвы и мы доехали на маршрутке).
В Калуге автовокзал и вокзал находятся в одном здании в начале улицы Ленина. В здании обнаружен относительно приличный для вокзала буфет. До исторического центра около 10-15 минут на транспорте
Автомобиль. По Киевскому или Калужскому шоссе. Первый вариант предпочтительнее, так как до 50 км идет автобан. Многолетний ремонт наконец закончен, пробок нет (не знаю, как будет летом).
Предлагаемый маршрут по городу. Это не совсем наш маршрут, скорее его усовершенствованный вариант. В скобках - те его части, которые можно пропустить. В Калуге почти все достопримечательности довольно компактно расположены в четырехугольнике, ограниченном улицей Ленина, улицей Кирова, Окой и водохранилищем. Только начало маршрута выходит за пределы этого четырехугольника,захватывая интересный собор. Но его можно и пропустить.
Вокзал  - на транспорте по улице Ленина до ее пересечения с улицей Кирова (слезть немного раньше, на пересечении с улицей Суворова - по улице Суворова до церкви Космы и Дамиана - по пешеходной аллее по площади Победы -  улица Кирова) - по улице Кирова до Театральной площади - Театральная улица (мы еще завернули на улицу Чебышева, можно побродить по другим улицам старой застройки) - площадь Старый Торг с памятником Ленину - (спуститься вниз к Оке по продолжению улицы Ленина, которое называется Воробьевская улица и подняться обратно) - Городской парк - длинная улица, которая называется последовательно улица Баженова - Пушкина - Королева - музей Космонавтики - обратно на вокзал на троллейбусе или маршрутке №1.
У нас все это заняло примерно 4 с половиной часа.
Основные достопримечательности по маршруту (большие фото и краткие описания - в первой части моего рассказа taanyabars.livejournal.com/77425.html и немного во второй taanyabars.livejournal.com/77820.html )

Церковь Космы и Дамиана - ул.Суворова, д.177/16 (не более 10 минут пешком от улицы Ленина)

Площадь Победы (рядом с церковью)

Церковь Усекновения главы Иоанна Предтечи  - пересечение улицы Кирова и улицы Московской

Театральная площадь (памятник зрительнице) - на улице Кирова

Театральная улица

Площадь Старый Торг На ней находится здание Гостиного двора( ул.Ленина, д.119), которое сейчас реставрируется.

Храм Спаса Преображения "под горой" - Воробьевская улица, у спуска к Оке

Городской парк: Троицкий собор, смотровая площадка с видом на Оку, старинные аллеи, колесо обозрения с видом на город - площадь Старый Торг

Каменный мост - между улицами Баженова и Пушкина. Поблизости находится Церковь Покрова Пресвятой Богородицы "на рву" - старейшее сооружение Калуги (1687 год) - ул. Марата, д.4. Церковь неплохо видна от моста. А когда вы идете дальше по Пушкинской улице можно свернуть на улицу Плеханова и посмотреть дом 88 - старейшее жилое здание. Это палаты Коробовых 17 века (но мы до них не добрались)

Свято-Георгиевский собор - улица Баумана, 14, хорошо виден с Пушкинской улицы

Дом Билибиных, он же дом Шамиля - ул.Пушкинская, дом 2. Продолжая путь по Пушкинской, можно свернуть к улице Циолковского, где а доме 79 жил К.Э.Циолковский (есть дом-музей). Но это мы тоже не успели.

Музей истории космонавтики - ул. Королева, дом 2 (берег водохранилища).

Про музей я расскажу подробнее, фотографий самого музея нет, потому что внутри фотографирование платное (200 рублей). Сайт музея www.gmik.ru/ работает вторник, четверг, пятница, суббота, воскресенье - с 9.30 до 17.00, среда - с 11.00 до 19.00, понедельник - выходной день, последняя пятница месяца - санитарный день. Цена взрослого билета - 80 рублей.
Хотя музей трехэтажный, но основная экспозиция занимает единственный зал высотой три этажа. Здесь представлены летательные аппараты всех эпох покорения космоса - в основном копии, несколько уменьшенных макетов, есть и оригиналы, побывавшие в космосе. Нам музей показался очень интересным, но... прошли мы его примерно за 20 минут (и это при том, что муж, который гораздо больше меня "в теме", провел мне мини-экскурсию), и вряд ли у тех, кто прицельно не интересуется техникой, осмотр займет сильно больше времени. И конечно очень интересно посмотреть ракету Восток и другие летательные аппараты на открытой площадке перед музеем (доступно бесплатно).

В завершение рассказа о Калуге могу только повторить, что нам очень понравился этот душевный, красивый и интересный город.