Эта история для меня довольно неприятная: я потеряла энное количество нервных клеток, времени и самооценки, ибо далеко не сразу распознала мошенника. По этой причине не хотела о ней рассказывать. Однако сегодня, два с лишним месяца спустя, меня снова пытались "развести" по той же схеме. Схема довольно изощренная, ее описания я нигде не встречала, а это надо знать!
Описание будет длинным и занудным.
Итак, всё началось со звонка в Телеграме, я увидела имя и фамилию коллеги по бывшей работе, с которой я уволилась 9 лет назад. Это был частный институт, где я проработала 22 года (частично по совместительству, частично как основная работа). Коллегу хорошо помню, потому что она у меня еще и училась, искренне к ней расположена, надеюсь, взаимно.
В Телеграме слышен голос, но ни слова разобрать невозможно. Через минуту видеозвонок, несколько секунд вижу лицо, вижу, что собеседница что-то говорит, но звука нет. Лицо у меня сомнений не вызывает (скорее всего, на видео действительно была моя коллега). В общем, полное впечатление, что человек пытался сначала связаться по аудиосвязи, потом по видео, но из-за проблем со слышимостью перешел на письмо.
Дальше копирую, чат сохранила.
- Я yтoчнить хoтела, Bopoнин не звoнил?
- Нет, я даже не знаю, кто это такой
- Сейчас объясню. Это куpaтор нашего института из Минобрнауки. У нас пpoверка. Была встреча с ним, он передал список сотрудников, с которыми ему нужно пpoвести беседу. Вы в списке.
А надо сказать, что проверка Минобрнауки - этот главный кошмар вуза. Не будь этих проверок, может быть, я бы до сих пор работала и в этом институте и вообще в системе высшего образования. Так что выглядит странно, но относительно правдоподобно: я один из старейших сотрудников института, могут и ко мне обратиться.
Диалог продолжается. "Коллега" кидает мне в Телеграм приказ на бланке, адресованный главе института, где написано, что-то про информационную безопасность. Я удивляюсь:
- Какое отношение я имею к информационной безопасности учреждения, в котором не работаю почти 10 лет??
- Этот вопрос задайте Bopoнину, я не владею этой информацией.
Обменявшись еще парой реплик, мы завершаем разговор. Сомнений в подлинности ситуации у меня нет. А у вас были бы на моем месте?
Через пару часов звонит этот самый "Воронин", у него очевидно есть схема (гайд) разговора, которую он читает. Сначала он спрашивает, может ли нас кто-то слышать, я уверяю, что нет. Потом говорит, что из ФСБ, прикомандирован для проверки в институте, потому что там есть подозрение на утечку данных, заведено дело на сотрудников института. Задает пару вопросов о моих отношениях с руководителем института и с той коллегой, которая со мной якобы связывалась. Мне искренне жаль бывших коллег, и я рада, что никакого компромата на них сообщить не могу.
Через какое-то время "товарищ майор" сообщает мне, что сегодня в 7 утра кто-то сделал перевод от моего имени на счет украинского террориста такого-то (можете посмотреть о нем в интернете). Тут у меня наконец щелкает: это разводка, про схему с якобы переводом денег я знаю. Но почему-то вместо того, чтобы оборвать разговор и заблокировать номер, продолжаю беседу. Похоже, я все еще сомневалась: а вдруг это все же не разводка.
Вообще схема разговора весьма топорная и не выдерживает критики, если есть хоть капелька здравого смысла. Мне показывают (в Телеграме) какую-то бумажку с реквизитами перевода и моими реальными паспортными данными и при этом утверждают, что без меня не могут установить через какой банк шел перевод! При этом постоянно упоминают Центробанк, который вообще к такого рода вещам отношения не имеет.
"Майор" задает мне еще несколько вопросов о том, в каких банках у меня есть вклады, кто может знать мои личные данные (да кто угодно! в любом отеле, в любом банке, в любой системе покупки билетов!), говорит, что по-видимому, какой-то нечестный банковский работник ими воспользовался (с какого бока тут институт? такие мелочи его уже не волнуют) и мне позвонят и скажут, что делать, чтобы его найти и установить мою непричастность.
Тут я говорю категорическое "нет". Разбирайтесь без меня. "Майор" говорит, что в этом случае меня привлекут по статье. - Привлекайте. Тогда он начинает грозить, что сию минуту блокирует все мои вклады во всех моих банках, а также издает приказ о недопущении меня к работе (ага, у него такие гигантские возможности, а установить, кто от моего имени сделал перевод, не могут). Кстати, в ходе разговора я вспоминаю, что меняла паспорт уже после увольнения из института, так что от них "утечка" исключена, однако такие мелочи "майора" уже не волнуют.
Дальше мы какое-то время ходим по кругу: в целом на разговор ушло 50 минут. "Майо" для пущей достоверности присылает мне pdf-ку со своим удостоверением, а потом тут же ее удаляет (ну да, про фотошоп никто не слышал). В конце он сказал мне слова, похоже, не по шпаргалке: уж очень искренне они звучали:
- Если от тебя, б..., придет еще хоть один перевод, приду и лично сверну тебе шею.
Разговор закончен, прихожу в себя, думаю о том, насколько мы беззащитны, когда от нас требуют постоянно эти самые паспортные данные, которыми запросто пользуются вот такие "майоры"... Потом ищу телефон коллеги, понимаю, что у меня его нет, звоню в институт, представляюсь, оставляю контакт и прошу коллегу со мной связаться. Через какое-то время она пишет:
- У нас в институте многие жалуются что взломан аккаунт, многим приходят сообщения от имени сотрудников института... Мне звонили, но я сразу разговаривать не стала. Другой сотруднице с "проверкой" тоже звонили... А сейчас много кто в общем чате написал, что от имени руководителя института (с ними связывались). Пока никто не повёлся, но что с этим сделать - непонятно...
Я заблокировала оба аккаунта - "коллеги" и "майора" - и постаралась выкинуть из головы эту историю.
Прошло два месяца.
Сегодня обнаруживаю сообщение, отправленное в 7 утра от незнакомой женщины ровно из трех слов: "Здравствуйте, Татьяна Владимировна!" Странно... Потом раздается от нее же звонок в Телеграме. Не отвечаю. Потом она пишет: я звоню и по телефону и в вацап, а вы трубку не берете. Жду развития событий. Она спрашивает: а вы знаете, кто я? - Нет. - Тут собеседница представляется по полной форме: руководитель отделения такого-то института (того же самого). После чего я ее тут же блокирую.
Снова пишу коллеге, получаю ответ:
Спасибо большое, у нас у всех к сожалению.такие вещи происходят регулярно, от разных сотрудников.
Надеюсь, все уже осведомлены и не поддаются..
Если вы думаете, что в самом худшем случае жертва мошенников лишится денег или (не дай бог) квартиры, то знайте: всё гораздо хуже.
Суд дал 59-летней жительнице Петербурга десять лет за поджог военкомата. Дело завели по статье о теракте. Мошенники по телефону убедили женщину взять кредиты и продать квартиру, а затем - поджечь военкомат.Люди, будьте бдительны!
P.S.Комментарии будут жестко модерироваться.
Update. Комментаторы ожидаемо объяснили про мой интеллектуальный уровень, рассказали, что эта разводка стара как мир, неоднократно описывалась (правда ни одной ссылки пока не прислали) и многие сталкиваются с ней ежедневно.
Что ж, если кто-то, как я, раньше не знал описания этой разводки, а теперь будет знать, значит этот пост не зря написан.
Update 2.
Что стало понятно из комментариев.
Во-первых, желательно лучше защищать свой аккаунт в Телеграме (и в Вацапе по-видимому, тоже). Буду думать.
Во-вторых, надо кончать с привычкой отвечать на звонки по телефону и в мессенджерах с незнакомых номеров. Если ты конечно не ждешь доставку. Кому надо - нпаишут в вацап.
Наконец, стало понятно, почему я с такой легкостью повелась на разводку. Мошенникам дважды повезло. В том, что они обратились ко мне от имени человека, которого я хорошо знала, уважала, симпатизировала и доверяла ему: так совпало, что замруководителя - моя бывшая ученица. Кроме того, меня до сих пор "триггерит" от слов "проверка Рособрнадзора". Слишком хорошо помню, сколько крови эти проверки нам попортили, какими тяжелыми последствиями завершались и как все, кто мог помогали чем могли с этими проверками. То есть, просьба помочь при проверке Рособрнадзора - святое, даже если ты уже не работаешь.