"Третья волна" - продолжение темы

Aug 29, 2022 14:05

Третья волна - прививка от фашизма (начало разговора о Третьей волне)

В прошлый раз я представила вам вымышленный рассказ "от первого лица" - от "участников" эксперимента "Третья волна", составленный студентами второго-третьего курса. Этот коллективный рассказ не в полной мере дает ответ на возможно самый важный вопрос: а почему Третья волна стала возможна? Что предложил учитель подросткам настолько привлекательное, что это разительно изменило их за такой короткий срок?
Мне кажется, что рассказы студентов дают даже больше материала для ответа на этот вопрос, чем рассказ об эксперименте Рона Джонса. Причем все перечисленные далее факторы действуют не только на уроках чудака-учителя в американской школе. Дополнительно я привожу один из рассказов целиком.

Итак, чем же оказалась так притягательна для подростков "Третья волна"? Курсивом выделены цитаты из рассказов студентов "от первого лица"

1.Повышение самооценки, причем действует сразу несколько факторов.
а)Повышение уверенности в себе
"Шанс проявить себя, самореализоваться, не казаться глупым"
"Я стала еще увереннее в себе из-за того, что ощущала правильность своего поведения"
"Казалось, что мы все изменились в лучшую сторону.
"Мы поверили в свои силы"

б) Возможность "тем, кто был хуже, стать вровень с другими"
"Мы все были равны, никто не выпендривался."

в)Возвышение над остальными, "непосвященными" - возможно именно это оказалось наиболее ценным.
"Мы были выше, лучше других "
"На нас все смотрели как на посвященных, отличающихся от остальных, с каждой минутой мне это больше нравилось"
"Меня разбирали гордость и счастье, особенно когда я видела недоумение на лицах “обычных” людей"
"Наш класс стал вроде элитного членского клуба, каждый стремился туда попасть"
"Мы избранный класс"

2.Цель, польза, смысл
"Я снова смогу быть полезным для всех"
"Нам поручили важную миссию, которую нельзя не выполнить"
"Казалось, что мы сможем сделать мир лучше, правильнее, сильнее. Каждый чувствовал себя важным, нужным."

3.Чувство общности, которое тоже достаточно сложно по своей природе: это и избавление от страха одиночества, и защищенность, и причастность к чему-то большому и важному, и ощущение силы, и много еще чего.
"Мне казалось, что наша общность это что-то очень сильное и великое и непременно особенное".
"Я думала, что мы - самая замечательная команда, ведь все следуют правилам."
"Я почувствовал, что одноклассники стали мне ближе"
"Когда мы вместе - мы сила."
"Я чувствовал, что готов на все ради того, чтобы быть частью нашей системы."
"Мне стало казаться, что у меня никогда не было таких друзей"
"Я чувствовал себя спокойной и защищенной, у меня была уверенность,что меня поддержат"
"У нас было что-то общее, что держало нас вместе."
"Меня охватило чувство гордости: я - часть этого всего"

Наконец, мало кем упоминаемое, но тоже нельзя сбросить со счетов
4.Страх
Я боялась высказать свои идеи - а вдруг выгонят, сделают изгоем"
"Учитель смотрел (на "отщепенцев") каким-то прищуренным взглядом хищника, было ощущение, что он готовит план по устранению заговорщиков. Я ужасно испугалась. Когда мама обратила внимание на мой расстроенный вид, стала расспрашивать, я не стала рассказывать ей ничего из-за страха".

Предоставляю читателям сами подумать над тем, какие из этих механизмов и как действуют на нас в реальной жизни.

Прежде, чем привести целиком один рассказ, хочу процитировать оригинальный текст Рона Джонса.

"Роберт был очень крупным для своего возраста и обладал весьма слабыми академическими способностями. О, я знаю, что он больше других старался добиться успеха Каждую неделю он сдавал подробнейшие домашние задания, слово в слово списанные в библиотеке с рекомендованных мною книг. В школе много таких ребят, как Роберт, - они не блещут успехами и не доставляют неприятностей. Они не очень способные, не увлекаются спортом и не стремятся привлечь к себе внимание. Они как бы невидимы, затерялись среди других.
Так вот, Третья волна дала Роберту возможность найти свое место в школе. Он наконец-то стал равным всем остальным. Он мог что-то делать, принимать участие, быть значимым. Вот что сделал Роберт. В среду вечером я обнаружил, что Роберт ходит за мной следом, и спросил его, что он такое делает. Он улыбнулся (до этого я, кажется, не видел, чтобы он улыбался) и заявил: "Мистер Джонс, я ваш телохранитель. Я боюсь, как бы с вами чего-нибудь не случилось. Можно я буду телохранителем, мистер Джонс, пожалуйста?". Я не смог устоять перед такими заверениями в преданности и его улыбкой. Так у меня появился телохранитель. Целыми днями он открывал и закрывал для меня двери. Он всегда шел справа от меня и только улыбался и салютовал другим ученикам класса. Он следовал за мной повсюду...."

А теперь рассказ. Думаю, вам понятно, что в значительной степени студенты пишут про себя в предложенных обстоятельствах.

Началась новая неделя. Был обычный понедельник. Мне было скучно. Умные как обычно отвечали, а мои работы никогда не устраивали мистера Джонса. Он всегда находил работы лучше, умнее. И мне было обидно,что никто не оценивал те мысли, которые я вкладывал в свои работы. От этого мне не хотелось ни учиться, т.к. все равно найдется кто-то умней, ни общаться с умниками, потому что они никогда не понимали своих мыслей и не писали о них сами.
Но вдруг мистер Джонс решил рассказать нам о силе дисциплины и общности и действия. Он составил кодекс и правила поведения. Теперь мнение каждого должно быть выслушано, каждый был равен соратнику и каждый стремился помочь соратнику, а не переспорить его, потому что сила наша теперь была в общности.
На уроках я тоже стал отвечать, им даже были симпатичны и интересны мои мысли, потому что теперь мы были единым целым, Третьей волной.
Мстер Джонс в конце занятий отдал нам наш общий салют, и я, и все ответили ему салютом. Я был очень благодарен мистеру Джонсу за то, что он дал мне шанс проявить себя, самореализоваться, не казаться глупым.
Я чувствовал, что другие ребята тоже поддерживали идею. В среду к нам добавилось 13 человек, а в пятницу нас было уже 200 человек. Все осознали, как хорошо быть в равном, общном, дисциплинированном коллективе. Это не нравилось только нашим умникам. Теперь этим выскочкам и зазнайкам приходилоь считаться и с нашим мнением. И поделом! Раньше надо было меньше спорить.
Мы уже создали наше знамя. Оказалось, что третья волна - национальный проект и проходит по всей стране. Я почувствовал, что до конца своих дней готов служить своей Родине, отдать за нее жизнь. Я был счастлив до слез, до глубины души, ведь теперь я - хозяин Родины, и у меня есть миллион соратников и единомышленников. В нас была сила.
В пятницу был первый тайный сбор Третьей волны. Я не смог туда придти. Я в тот день проспал. Я с волнением и трепетом ждал друга, чтобы он рассказал, что постановили на сборе. Когда я узнал, что нас всех использовали, нами манипулировали, я просто расплакался. Я почувствовал себя тем же бесполезным глупым ничем, ничтожеством, каким и был. Жить больше не хотелось.

психология, работа

Previous post Next post
Up