В очередной раз убеждаюсь, что у нас очень достойные сериалы.
Написала о судьбе реальной Екатерины Фурцевой и, заинтересовавшись, нашла сериал. Он снят в 2011 году и не очень известен: даже в Википедии статьи нет. Не скажу, что просмотр шел легко: в отличие от придуманных историй, здесь заранее знаешь конец - и конец этот трагичен.
Фильм начинается с фразы: "Это не реальная история. Это образ времени и героини, какими они видятся сегодня". В общем, нам предложен нарратив (модное слово), и он действительно трогает.
Екатерина Фурцева показана максимально положительной, насколько это можно было сделать, не выходя за рамки правдоподобия. Ей действительно сочувствуешь, несмотря на то, что немало неприглядных ее поступков изображены подробно и безжалостно. Получилась история о женщине, целиком преданной делу, которая потеряла из-за этой преданности любящего и любимого мужа (второй оказался обаятельной сволочью), а когда оказалась ненужной этому делу - потеряла жизнь.
Не меньше, чем жизнь героини впечатляет образ времени. В фильме много исторических персонажей и к месту идут немногочисленные, но впечатляющие документальные вставки. И если про Сталинские репрессии мы знаем немало, то образ высших эшелоном власти эпохи Хрущева и Брежнева - любопытный и неожиданный. Если в два слова - банка с пауками, люди, озабоченные в основном тем, чтобы подсидеть и скинуть друг друга. Что они и делают с успехом. Хрущев - неумный и жестокий самодур, Брежнев показан в более спокойных тонах. А Фурцева страдает (по фильму) в основном из-за собственного простодушия, честности и недостаточной искушенности в интригах.
Фильм хорошо смотрится, захватывает (меня по крайней мере), с хорошим образом времени по мелочам (мебель, одежда, машины, детали быта). Что я так и не смогла принять - смену исполнительницы главной героини (с 18 до 40 и 4 серии - Татьяна Арнтгольц, с 42 до 63 и 8 серий - Ирина Розанова). Да, понятно, что одной актрисе не сыграть правдоподобно изменения за 40 с лишним лет, но уж очень разные Фурцевы получились. Не только по внешнему облику, сколько по темпераменту. И при всем уважении к Розановой, темпераментная красавица Татьяны Арнтгольц запоминается больше. И у нее лучше, чем у Розановой, получились внешние и внутренние изменения героини - от восторженной юной девушки к жесткому и жестокому лидеру. Потом она уже за 8 серий практически не меняется.
И еще жаль, что за драматическими сюжетами жизни героини почти забыты ее дела, из которых в основном показаны идеологические моменты, вроде запрета спектакля театра "Современник" или вызов Фурцевой на ковер за то, что артист, выехавший за границу под ее поручительство, не вернулся. А из того, что ей удалось сделать, лишь один эпизод запомнился. Но для меня, наверное, лучший во всем фильме.
Фурцева понимает, что дни ее как министра сочтены. И загорается идеей привезти в СССР Джоконду. А дальше идут съемки - не знаю, чисто документальные или что-то сняли для сериала - людей, которые стоят в очереди, а потом смотрят на Джоконду. А вечером, после закрытия, в одиночестве стоит Фурцева и тоже смотрит...
Очень печальный фильм.
Ну и пару слов про гораздо более нашумевший английский сериал "Великая", про Екатерину Вторую. Там тоже есть ключевая фраза: "Местами достоверная история". Я выдержала две серии и осталась в полном недоумении. Я не поняла, ради чего нужно до такой степени коверкать русскую историю, делать мужа Екатерины сыном Петра Первого, показывать, как он занимается сексом непосредственно во время большого приема во дворце, как вместе с десертом на пиру подают отрубленные головы врагов и так далее. Я еще готова понять, что это стёб такой, черный юмор - в одном ряду с Орловым-индусом и графом Ростовым - негром. Но тогда зачем в немалых количествах приводить пафосные слова о любви к России и о то, как героиня хочет сделать ее великой? Из-за этого пафоса уже к концу второй серии Екатерина не вызывала сочувствия, а ее отвратительный (по фильму) муж начал казаться симпатичным: он по крайней мере веселый и непосредственный. Или пафос - это тоже стёб?? Тогда остается признать, что я не понимаю английский юмор и не смотреть фильм, что я собственно и сделала.
В общем, мое развитие, похоже, остановилось на отечественных сериалах, которые готова смотреть, особенно из недавней истории. Жаль, времени мало.