Немного об (обнуленной) обновленной конституции

Jul 02, 2020 17:57

Хотела написать этот текст раньше, но не успела. Впрочем, большой разницы не вижу: и так было ясно, что наш Основной закон обнулят обновят. так что думаю, этот пост не потерял актуальности.
Как человек социально пассивный, я сидела дома и не голосовала ни очно, ни заочно. Но как человек любопытный, ознакомилась с полным текстом поправок: если не прочла, то бегло просмотрела и кое-что сверила со старым текстом. Чтение оказалось гораздо более занимательным, чем я думала, и обнаружилось немало того, о чем либо не писали СМИ и блогеры, либо это прошло мимо меня. Своими находками делюсь с читателями блога. Если вы захотите обратиться к первоисточнику, рекомендую полный текст конституции, где отмечены все поправки.
Я дилетант в законодательстве и не стала углубляться в тонкости распределения функция между ветвями власти и то, как их изменили (про это как раз писали те, кто разбирается лучше меня). Я расскажу о трех вещах:
- Про то, в какой части конституции прописаны пресловутые социальные гарантии
- Про права и обязанности бывшего президента (и чуть-чуть - действующего)
- Про новые понятия, введенные, но почти не прописанные в конституции

1.Все знают, что в конституции теперь прописан бог, историческая правда и недопустимость ее искажения, право на минимальную зарплату и пенсию, защиту детей, семьи и здоровья и так далее - про это и про то, как это хорошо и важно, нам долго и упорно рассказывали. Но нам не рассказывали, что в общих чертах все это в конституции уже было, только в другом месте. Всякие общие фразы - в преамбуле: там есть и про суверенитет (которого у нас якобы не было, потому что был приоритет международного права), и про память предков, и про любовь и уважение к отечеству и так далее. В преамбуле и в первой главе есть и про охрану семьи и здоровья и даже про минимальную зарплату. Потом еще раз, подробнее, - во второй главе, которая целиком посвящена правам человека. Логично было бы, если так уж надо, впихнуть бога в преамбулу, а прожиточный минимум (если без него в конституции никак не обойтись) - во вторую главу (там, где уже есть про право на минимальную оплату труда). Однако менять первые две главы конституции существенно труднее, чем все остальные: нужно созывать специальное Конституционное собрание и фактически принимать конституцию заново. Гораздо проще впихнуть все в третью главу, которая вообще-то посвящена конкретным вопросам распределение полномочий между федеральной властью и субъектами федерации и не подразумевает никаких общих вопросов. Ничего, впихнулось.

2.Когда я читала текст поправок, то у меня возникла гипотеза, что наш президент сначала действительно собирался уйти в отставку в 2024 году и только в последний момент ему пришла в голову идея обнуления. Иначе зачем было вписывать столько прав и привилегий бывшему президенту, про которого раньше в конституции совсем ничего не было? Зато теперь:
- Бывший президент обладает неприкосновенностью так же, как и действующий. Процедура лишения неприкосновенности - такая же, как и для действующего президента.
- Имеет пожизненное членство в Совете Федерации.
- Будучи президентом имеет право назначить до 30 членов Совета Федерации, из них до семи - пожизненно.

3.Непрописанные новые понятия.
- Федеральные территории (статья 67). По-видимому, это какие-то территории, которые выводятся из ведения субъектов федерации и ее властей. Как и зачем - непонятно. Цитирую:
На территории Российской Федерации в соответствии с федеральным законом могут быть созданы федеральные территории. Организация публичной власти на федеральных территориях устанавливается указанным федеральным законом.
Всё! Как хотите, так и понимайте.
- Государственный совет. Опять же, прописан всего в одном месте (статья 83-е5). Дословно:
(Президент) формирует Государственный Совет Российской Федерации в целях обеспечения согласованного функционирования и взаимодействия органов публичной власти, определения основных направлений внутренней и внешней политики Российской Федерации и приоритетных направлений социально-экономического развития государства; статус Государственного Совета Российской Федерации определяется федеральным законом.
Зачем нужен этот орган впридачу ко всем существующим, остается только догадываться.
- Пожизненные сенаторы. Откуда они берутся, кроме бывшего президента и тех, кого он назначает? Опять остается только цитировать (статья 95.5)
Представителями Российской Федерации в Совете Федерации, осуществляющими полномочия сенаторов Российской Федерации пожизненно, могут быть назначены граждане, имеющие выдающиеся заслуги перед страной в сфере государственной и общественной деятельности.
Вы поняли, кто и зачем их назначает? Или это про те 7 человек, которых назначает президент?

На этом я завершаю свой краткий обзор, хотя думаю, что в новой конституции можно еще вычитать немало интересного.
P.S. Как человек с тонкой душевной организацией, которую неохота тратить на троллей, оставляю за собой право перевести пост и его обсуждение в режим "только для друзей"

жизнь

Previous post Next post
Up