(Дмитрий Жилинский. Автопортрет с Ниной).
Что есть советское и постсоветское реалистическое искусство? У меня при этом сочетании возникают образы передовых доярок и строителей ГЭС, Допрос коммунистов, Письмо с фронта и незабвенный Леонид Ильич на трибуне съезда. Какая у него ценность? Ну разве что поностальгировать.
Когда я только собиралась в открытый год назад частный музей с помпезным названием Институт Русского реалистического искусства, я уже догадывалась, что все не совсем так. Но что коллекция окажется такой интересной, не предполагала. Я не знаток и не ценитель, возможно, то, что мне понравилось, безвкусно и не имеет особой ценности (а показывать непрофессионально снятые картины западло), но если оно поможет кому-то добраться до музея или открыть для себя нечто новое, буду рада.
Итак, музей частный, его создатель - миллиардер Алексей Ананьев (Промсвязьбанк, Аргументы и Факты и многое другое, совместно с братом), православный верующий. Коллекцию он стал собирать для себя около 10 лет назад, большинство картин покупал у авторов, а потом сделал музей. Прекрасно оборудованное здание представляет собой бывшую котельную бывшей ситценабивной фабрики, основанной в 1823 году, ныне часть бизнес-центра Новоспасский двор.
Пришли мы сюда на выставку, но про нее я расскажу отдельно, а пока про экспозицию в целом. Три этажа мы прошли снизу вверх, хотя возможно стоит начинать с третьего, но покажу так, как мы смотрели.
Первый этаж, художники конца 20 - 21 века, ни одно имя мне не известно (жаль, что поленилась снимать подписи, так что будут безымянными, увы).
Эти бабушки - уже из 21 века. Вообще, вопрос, который меня интересовал: что изменилось для художников "советской" реалистической закалки после 1990 года, когда исчезли "каноны" советского искусства? Да, появилось больше церквей и религиозной тематики, "чернуха" не появилась (или ее не покупали). Но... возможно мне показалось, но появилось больше легкости, больше свободы в красках и сюжетах, вообще стало интереснее и... светлее, что ли.
Почему-то называется Рекивем
А вот это, мне показалось, в чистом виде эксплуатация постсоветской тематики: были пионеры - стала пасха: куличи, детишки под руководством мамы красят яйца, все с крестиками, а за окном - все тот же унылый советский пейзаж и все та же русская березка.
М.Данциг. Минск. Старый город. 1970. Похоже, ничего этого уже нет, поэтому снята надпись, чтобы попробовать разобраться, где это и что от этого осталось.
Несколько картин старой Москвы, с третьего и со второго этажа. Интересно глянуть на город, где еще нет Церетелиевского Петра, но еще есть Дзержинский на Лубянке и гостиница Россия.
Площадь у метро Кропоткинская. Картина времени перестройки, и памятник Энгельсу закрыт столбом.
У Рижского вокзала
Стрелка и Красный Октябрь
Еще не Лубянка. Картина 1988 года
Солянка; сорри за фото, кажется это называется "завален горизонт :(
Второй этаж. Тоже в основном конец 20 - начало 21 века, но имена более известные.
Д.Жилинский. Весна Художественного театра. Рядом висит табличка, где написано, кто есть кто. Очень познавательно.
И.Обросов. Стог
Виктор Попков. Старик (спасибо
ottenki_serogo, сообщившему название через два года после выхода поста)
Третий этаж. Здесь - признанные мэтры советской живописи: Герасимов, Дейнека, Пименов. Официоза немного, он скорее всего раскуплен давным-давно. Но он есть. Вот Прощание с Горьким работы не известного мне ранее художника Горелова.
Но в основном мэтры представлены небольшими картинами. И это - ошеломление. Вот совершенно замечательные краски пейзажа Лактионова. А Лактионов - это Письмо с фронта. Да, но Лактионов - это еще и ученик Исаака Бродского. Впрочем, Бродский, представленный портретом Ворошилова - это отдельная история.
Вот совершенно импрессионистский портрет матери и дочери Решетникова. А Решетников - это Опять двойка, правильная реалистическая картина, осуждающая нерадивого советского школьника.
А вот Куприянов - один из Кукрыниксов. Простой пейзаж, ничего особенного, если не сравнивать с "тройным" твочеством этого же художника (Решетников неважно получился, Лактионова я даже не стала пытаться снять)
Похоже им надо было переламывать себя, чтобы писать то, что висит в других музеях? И "отводить душу" в небольших картинах, которые раскрывают и их творчество и их драму совсем по-другому.
Два портрета Юрия Пименова. Пастернак и хирург Жанна Юхвидова
И под конец несколько фотографий из окон.
А это мы уже сидим в Кофеине, вывеска которого видна на предыдущем фото, и смотрим на здание музея.
Постскриптум. На
сайте музея (раздел Медиатека - Художники) можно найти качественный фото практически всей экспозиции. А приведенные здесь фото можно посмотреть в разных разрешениях
в фотоальбоме