Я никогда особо не писала на актуальные темы, потому что по большей части всё сказанное есть кому сказать помимо меня, и многие говорят лучше.
Но один аспект я хочу отметить, потому что никто о нём не говорит. Отметить с психологической точки зрения, не вставая на какую-то сторону, потому что я говорю о вещах, которые человек на любой стороне выбирает для себя сам.
И вот сейчас я думаю про возраст, про берновских Ребёнка, Взрослого и Родителя и про то, что именно возраст будет играть немалую роль в разрешении нынешней ситуации. Про стариков я уже писала, сейчас скажу про детей. Кстати, психологи сходятся на том, что средний психологический возраст жителя России - от 3 до 12 лет, по разным исследованиям. (Да, я нашла исследования; да, там не так всё просто, потому что человек может быть инфантильным в одной обасти жизни и зрелым в другой, а ещё очень интересно смотреть, какие из этого делают выводы и кого в этом винят, но это отдельная тема). Тех, кто сейчас приготовился писать гневные комменты, могу утешить: это близко к среднемировому значению. Дальнейшее - для тех, кого это не утешает.
Во-первых, настало время спросить себя: чему нас научила позднесоветская и постсоветская школа и общество, к которому принадлежали родители? В плане ценностей и поведения? Не чему хотела научить, про это много говорится, а в сухом остатке что? Если посмотреть на моё поколение и более старшее - уже взрослых и состоявшихся детей, то это хорошо видно. Школа не учит вести себя так, как герои Бунина и Достоевского (к счастью). Она не учит вести себя так, как Ньютон или Гей-Люссак (к сожалению). Что ценили все эти люди? В лучшем случае мы не знаем, в худшем ассоциировать себя с ними не хочется или вовсе невозможно. Может нас и призывают быть князем Болконским в повседневной жизни, но без поместья и коня что-то никак не получается.
Чему мы действительно учились, так это тому, что учительница всегда права. Согласен ты или нет, понял ты или нет - надо молча кивать. Если сегодня учительница говорит одно, а завтра другое - нам не понять почему, ей лучше знать. Какое у тебя собственное мнение, написано в учебнике. Потом учебник поменяют, и надо успеть забыть предыдущий.
Если мама сегодня ругает тебя за то, что ты идёшь на красный свет, а завтра ведёт за собой через дорогу на красный, какой вывод тут может сделать ребёнок? Маму нельзя понять, но ей лучше знать, она же мама. Если сейчас у мамы дядя Вася хороший, а завтра плохой - то хороший он или плохой? Тебе не понять, смотри на маму, делай как она делает в данный момент и никогда не говори о том, что она делала вчера.
Я не говорю, что это единственное, чему нас учили. Были и другие учителя и родители, наставники, сверстники в конце концов. Были взрослые, которые учили чему-то помимо этого. Были самостоятельно усвоенные ценности. Но - с этим уже как кому повезло. Это нас не объединяет, у каждого своя история. А постсоветское общество учило нас СЛУШАТЬСЯ. Всё остальное может меняться вплоть до противоположного, но что-то же должно быть опорой. И вот она. Слушайся взрослых, потому что им виднее/иначе накажут. Непослушание - это стыдно, это глупо, это предательство.
Вот она, та самая реально существующая скрепа. Можно бунтовать против неё, если уже перешёл в подростковый психологический возраст. Можно отгородиться от неё, одновременно неизбежно отгораживаясь от общества. Но чтобы быть частью общества, нужно её принять и найти себе взрослого, который всегда прав и лучше знает. Или по крайней мере считаться с ней.
Во-вторых, аргументы вроде "а у вас негров линчуют!" Ладно мы плохие, а вот они... Ну ничего, сейчас мы победим, и вот тогда! Мы же правы и вообще мы такие хорошие, нас-то за что? Это несправедливо, так с нами поступать! Надо признать, я это слышу больше от сторонников линии партии (что логично, бунтари - психологические подростки).
Так вот, всё это фразы из арсенала берновского Ребёнка, обращённые к берновскому же Родителю. К воображаемому родителю. Он первый ударил! Он хотел ударить! Он меня обзывал! Он всё врёт! Что за этим следует обычно? "Мам, скажи ему!"
Но мамы нет. Более того, это и неплохо, что её нет. Всё-таки не хочется, чтобы кто-то вставал в родительскую позицию по отношению к нашей стране. Но ведь если продолжать вставать в детскую позицию, то кто-нибудь может и сыграть в игру. Неужели продолжение жалобы "Украиной управляет США!" звучит как "а мы бедные сиротки!"? (заметьте, я не хочу обсуждать вопрос, кто кем управляет, об этом и так много говорится).
В целом, разумеется, частично взрослым жителям страны (мы же помним, что психологический возраст в разных ситуациях разный) понятно, что поиск мамочки в мировом сообществе ни к чему хорошему не приведёт, кто бы ей ни оказался. Хочется обращения как со взрослым, как с равным, и это вполне понятно.
Но есть одна проблема - тогда придётся перестать тыкать пальцами в окружающих с криками "Мам, а чего он!" И погружаться во взрослый мир. Где никто не поставит чужие интересы выше своих. Где никого не интересует, кто первый начал, а просто не работают с теми, с кем работать не хочется, или по крайней мере ставят такие расценки, чтоб было не обидно. Где понимают, что если сосед никуда не денется от тебя, то и ты от него тоже никуда не денешься. И что поступки имеют последствия и не стираются решением мамы, у которой ты всегда самый красивый. Да, может и несправедливо. Но предъявить это некому.
А размышляя о судьбах страны, я вижу только два варианта. Или мама таки найдётся. Или придётся принимать ответственность за свои поступки. Оба неприятные, но второй мне больше по душе.