Нет никакой мамы

Sep 23, 2022 20:49

Я никогда особо не писала на актуальные темы, потому что по большей части всё сказанное есть кому сказать помимо меня, и многие говорят лучше.
Но один аспект я хочу отметить, потому что никто о нём не говорит. Отметить с психологической точки зрения, не вставая на какую-то сторону, потому что я говорю о вещах, которые человек на любой стороне выбирает для себя сам.

И вот сейчас я думаю про возраст, про берновских Ребёнка, Взрослого и Родителя и про то, что именно возраст будет играть немалую роль в разрешении нынешней ситуации. Про стариков я уже писала, сейчас скажу про детей. Кстати, психологи сходятся на том, что средний психологический возраст жителя России - от 3 до 12 лет, по разным исследованиям. (Да, я нашла исследования; да, там не так всё просто, потому что человек может быть инфантильным в одной обасти жизни и зрелым в другой, а ещё очень интересно смотреть, какие из этого делают выводы и кого в этом винят, но это отдельная тема). Тех, кто сейчас приготовился писать гневные комменты, могу утешить: это близко к среднемировому значению. Дальнейшее - для тех, кого это не утешает.

Во-первых, настало время спросить себя: чему нас научила позднесоветская и постсоветская школа и общество, к которому принадлежали родители? В плане ценностей и поведения? Не чему хотела научить, про это много говорится, а в сухом остатке что? Если посмотреть на моё поколение и более старшее - уже взрослых и состоявшихся детей, то это хорошо видно. Школа не учит вести себя так, как герои Бунина и Достоевского (к счастью). Она не учит вести себя так, как Ньютон или Гей-Люссак (к сожалению). Что ценили все эти люди? В лучшем случае мы не знаем, в худшем ассоциировать себя с ними не хочется или вовсе невозможно. Может нас и призывают быть князем Болконским в повседневной жизни, но без поместья и коня что-то никак не получается.
Чему мы действительно учились, так это тому, что учительница всегда права. Согласен ты или нет, понял ты или нет - надо молча кивать. Если сегодня учительница говорит одно, а завтра другое - нам не понять почему, ей лучше знать. Какое у тебя собственное мнение, написано в учебнике. Потом учебник поменяют, и надо успеть забыть предыдущий.
Если мама сегодня ругает тебя за то, что ты идёшь на красный свет, а завтра ведёт за собой через дорогу на красный, какой вывод тут может сделать ребёнок? Маму нельзя понять, но ей лучше знать, она же мама. Если сейчас у мамы дядя Вася хороший, а завтра плохой - то хороший он или плохой? Тебе не понять, смотри на маму, делай как она делает в данный момент и никогда не говори о том, что она делала вчера.
Я не говорю, что это единственное, чему нас учили. Были и другие учителя и родители, наставники, сверстники в конце концов. Были взрослые, которые учили чему-то помимо этого. Были самостоятельно усвоенные ценности. Но - с этим уже как кому повезло. Это нас не объединяет, у каждого своя история. А постсоветское общество учило нас СЛУШАТЬСЯ. Всё остальное может меняться вплоть до противоположного, но что-то же должно быть опорой. И вот она. Слушайся взрослых, потому что им виднее/иначе накажут. Непослушание - это стыдно, это глупо, это предательство.
Вот она, та самая реально существующая скрепа. Можно бунтовать против неё, если уже перешёл в подростковый психологический возраст. Можно отгородиться от неё, одновременно неизбежно отгораживаясь от общества. Но чтобы быть частью общества, нужно её принять и найти себе взрослого, который всегда прав и лучше знает. Или по крайней мере считаться с ней.

Во-вторых, аргументы вроде "а у вас негров линчуют!" Ладно мы плохие, а вот они... Ну ничего, сейчас мы победим, и вот тогда! Мы же правы и вообще мы такие хорошие, нас-то за что? Это несправедливо, так с нами поступать! Надо признать, я это слышу больше от сторонников линии партии (что логично, бунтари - психологические подростки).
Так вот, всё это фразы из арсенала берновского Ребёнка, обращённые к берновскому же Родителю. К воображаемому родителю. Он первый ударил! Он хотел ударить! Он меня обзывал! Он всё врёт! Что за этим следует обычно? "Мам, скажи ему!"
Но мамы нет. Более того, это и неплохо, что её нет. Всё-таки не хочется, чтобы кто-то вставал в родительскую позицию по отношению к нашей стране. Но ведь если продолжать вставать в детскую позицию, то кто-нибудь может и сыграть в игру. Неужели продолжение жалобы "Украиной управляет США!" звучит как "а мы бедные сиротки!"? (заметьте, я не хочу обсуждать вопрос, кто кем управляет, об этом и так много говорится).
В целом, разумеется, частично взрослым жителям страны (мы же помним, что психологический возраст в разных ситуациях разный) понятно, что поиск мамочки в мировом сообществе ни к чему хорошему не приведёт, кто бы ей ни оказался. Хочется обращения как со взрослым, как с равным, и это вполне понятно.
Но есть одна проблема - тогда придётся перестать тыкать пальцами в окружающих с криками "Мам, а чего он!" И погружаться во взрослый мир. Где никто не поставит чужие интересы выше своих. Где никого не интересует, кто первый начал, а просто не работают с теми, с кем работать не хочется, или по крайней мере ставят такие расценки, чтоб было не обидно. Где понимают, что если сосед никуда не денется от тебя, то и ты от него тоже никуда не денешься. И что поступки имеют последствия и не стираются решением мамы, у которой ты всегда самый красивый. Да, может и несправедливо. Но предъявить это некому.

А размышляя о судьбах страны, я вижу только два варианта. Или мама таки найдётся. Или придётся принимать ответственность за свои поступки. Оба неприятные, но второй мне больше по душе.

irl, сомнамбулический поиск

Previous post Next post
Up