Скилл и скука. И слайды!

Oct 28, 2014 23:42

Любопытство сгубило меня, в отличие от фольклорной кошки, довольно нетипичным образом. Мне свойственно проявлять интерес ко всему, что движется, и заниматься всем, что может пригодиться. Так что, оказавшись в сумрачном лесу немного раньше ожидаемого срока, я попыталась разобраться, какое же дело из освоенных и неосвоенных считать моим, и это оказалось непросто.

Оказалось, что задавать себе вопрос "а что мне интересно?" не всегда правильно. Во-первых, это просто трудно, когда первые двадцать лет жизни тебе было интересно всё и сразу, а потом ты лёг, уткнулся в стенку и не хочешь ничего вообще. И вот пойми попробуй, чего не хочется, потому что не твоё, а чего - потому что крыша поехала.

Но дело даже не в этом. В интеллектуальных беседах silbern_drachen, скажем, часто использует в качестве объяснения для нежелания что-то делать "мне скучно". Вполне понятный аргумент. Я и не пыталась возражать, пока вдруг не вспомнила весь свой подготовительный и первый курсы в худучилище. Боже. Каким же скучным и нудным было это, несомненно моё, дело. Никогда не забуду первый урок рисунка, когда мы рисовали пиццу. Ну вернее, конечно, не пиццу. Это я так назвала, чтобы хоть чуть-чуть интереснее было. Надо было нарисовать на большом листе квадрат. Большой квадрат. Поделить его на части. И вписать в него круг. При должном воображении похоже на пиццу. При ещё более богатом - на квадрат и круг. И то не с первой попытки. Это было ещё и трудно, и угрохано на это было часов пять в общей сложности. На все двадцать попыток. И многим освоить квадратуру так и не удалось.

Или вот, скажем, школьники... Впрочем, "я могу объяснить, но показать будет нагляднее"(с). Обнаружив несколько вариантов соотношения скилла и интереса к делу, я прикинула приблизительный график.


Линий нет, поскольку интерес не возрастает и не падает по мере продвижения от одной точки к другой. По большей части его уровень скачет довольно резко. (Ну то есть, можно прикинуть, но это приблизительный график).

Скажем, школьники. В процессе преподавания я столкнулась с тем, что не так велико желание узнать что-то новое, сколько желание узнать чуть подробнее о том, что уже где-то слышал. Никто не захочет учить фамилии игроков "Реала", не зная, что такое "Реал". Наверно, поэтому преподы и заходят издалека: "А вы слышали такую фамилию - Эйнштейн?", прежде чем сломать неокрепшую детскую психику теорией относительности.

Последующие стадии, думаю, и описывать нечего. Правда, одна вовсе не обязана переходить в другую. Это уж как повезёт. "Ножик внутрь - кишки наружу" - это цитата из Симпсонов, из серии, где они работали на переработке рыбы. Хорошее описание навыка, достигшего автоматизма: мозг витает в трансе в поиске новых идей, а всю грязную работу оставляет умелому мозжечку, надрессированному на предыдущих трёх стадиях. А вот если уже мозг упирается в потолок - тут остаётся только сменить профессию. К счастью, потолок есть не везде. Однако я знаю человека, который разочаровался таким образом в профессии, о которой мечтал всё детство и осуществил мечту, и первые 15 лет был доволен...

В общем, как видно на графике, скука и тоска подстерегают человека на пути к успеху даже в любимом деле - как минимум дважды. (Хотя насчёт куртизанок я погорячилась. Они определённо где-то выше).

irl, осторожно окрашено, шаман работает за еду, оптимизм в массы, сомнамбулический поиск

Previous post Next post
Up