Есть у меня категория тем, которые остаются в черновиках, потому что пока я ничего в этом не поняла - говорить об этом смешно, а когда что-то поняла уже - скучно. Но тут всё же выскажусь, возможно, кому-то из моей френдленты это может пригодиться.
Так вот, недавно я обнаружила, что есть огромное количество стен, которые преграждают путь к творческим успехам. И принялась понемножку их ломать, и с удивлением обнаруживаю, что сломать их проще, чем заметить, потому что они - часть фона. Вот такие, например:
1. "То, чем я занимаюсь - несерьёзно, потому что бесполезно". Удивительно, но совершенно неважно, о чём именно речь. Хобби или дело всей жизни, бисероплетение или научная работа. Я думала, что только адепты поэзии и вышивания крестиком чувствуют себя ненужными обществу. Оказывается, кто угодно - плотники, альпинисты и даже преподаватели. Насчёт врачей не знаю, но легко представляю себе уколы совести за "я тут мочу по пробиркам разливаю, а кто-то вот спасает последних бенгальских тигров в Антарктиде".
2. "То, чем я занимаюсь - несерьёзно, потому что я не Пушкин (Шишкин, Эйнштейн итд)". Вот был бы я великим поэтом - мне было бы не стыдно штаны просиживать за компом. Изобрёл бы что-нибудь - мог бы называть себя физиком.
3. "То, чем я занимаюсь - несерьёзно, потому что моя работа не безупречна". Назови свои скульптуры "полепилками", а стихи "бумагомаранием", чтобы никто, не дай Бог, не подумал, что ты высоко ценишь работу с косяками. Говори о своей работе с пренебрежением - всё равно кто-то придерётся. И относись с пренебрежением - с пола падать не больно.
4. "То, чем я занимаюсь - несерьёзно, потому что ценить свою работу - значит задирать нос". Как человек с начатками профессионализма в паре областей и полным его отсутствием ещё в сотне, я точно могу сказать: как мания величия, так и самоуничижение - равные показатели неумения адекватно оценить свою работу и, соответственно, непрофессиональности. Это я не к тому, что надо быть специалистом во всём, а к тому, что это просто стоит учитывать.
5. "То, чем я занимаюсь - несерьёзно, потому что это не моё, и я не несу за это ответственности". Особенно ярко выражено у хендмейдеров. "У меня тут налепилось..." Или ещё лучше "навалялось". Ну вот забыла шерсть в сумке на пару дней или там коту дала поиграться - и навалялось, а теперь приходится продавать. Или жахнул чувак ЛСД - и сочинилось у него. Такая попытка спрятаться и посмотреть: если плохо, то я не виноват, сам не знаю как вышло. Если хорошо - никто не обвинит в мании величия, опять же: всё музы и божественное провидение, для которых я лишь скромный проводник.
Собственно, к чему это всё. Есть прямо клинические проявления такого отношения к себе и к своей работе (и к хобби, потому что хобби бывают серьёзными - да, вот ещё один пункт к сломанным стенам). Когда человека такие мысли регулярно посещают и мучают - он рано или поздно что-то с ними делает (не обязательно хорошее). Но есть и люди вроде меня, у которых подобные убеждения маячат где-то тихонечко на периферии поля зрения, на фоне, ловко уворачиваясь от пристального взгляда, и могут вообще никогда не принимать словесную форму. Скажем, однажды я обнаружила, что... ладно, это тема для другого поста. Так вот, все эти доводы стоит вывести с периферии сознания и понять: это всё лабуда. Если человек чем-то живёт, что может быть серьёзнее его жизни?
И третье, что по идее должно было быть вторым. Откуда берётся вся эта хрень? Каждый кухонный психолог знает - из детства, комплекс неполноценности, страхи, итд, итп. Только это ничего не даёт в практическом смысле. То, что я вижу - это сочетание высокой планки, заданной человеку обществом, и низкой планки, заданной себе этим самым человеком. Тут можно о многом порассуждать, потому что это очень похоже на строгие законы, которые никто не собирается соблюдать, но не будем. "Ты должен ставить себе высокую планку, но не смей считать себя способным её достичь". Так многих воспитывают, даже если не хотят, потому что воспитывает среда. Но проблема в том, что сделать что-то выше заданной планки - нельзя. (Я сейчас имею в виду реально заданную, а не идеал).
Так что же с этим делать? Понять, что оценщики - такие же люди с двойной планкой, в первую очередь - и для окружающих применяют либо верхнюю (не Шишкин, а туда же!), либо нижнюю (Круто! Не Шишкин, конечно, но я так не смогу!). При этом действительно хороших критиков мало, и найти такого большое счастье (да чтобы ему ещё было не лень этим заниматься)... Учиться адекватно и самостоятельно оценивать сделанное. В конце концов, не ставить планок вообще.
Тут ещё много чего можно добавить, но чем больше слов, тем больше вероятность, что они будут неправильно поняты. Поэтому просто: люди, относитесь с уважением к своему труду.