Малый театр оперы и балета - "Разбойники" 6 декабря 1982

Jan 13, 2014 11:06

М. Минков «Разбойники». Либретто Путинцевой и Боярчикова.Балетмейстер - Н.Боярчиков.Дирижер - Кожин.Художник - Доррер.Исполнители: Колобков, Новоселов, Петухов, Статкун, Соловьев, Ужинский, Васильков, Печерский, Куршакова и др.

В «Разбойниках» Боярчиков продолжил тему героя, начатую в «Геракле». Но если в «Геракле» на первом плане именно герой, философия подвига, то здесь в центре скорее - антигерой, история потери нравственных идеалов, падение личности.
«Поиск высокого нравственного идеала, утеря которого ведет к падению личности» - так сформулировал автор идею балета.
Боярчиков-балетмейстер-философ. Балеты его насыщены символикой, множеством планов, аллегорий, подтекстом. Бывает, что не все читается сразу.Балет требует очень внимательного «глядения», нельзя пропустить ни одного движения.
Романтическая трагедия Шиллера прочитывается как притча о добре и зле, о поиске истинно прекрасного, о поиске Человека.Человека ищет Диоген. Вместо фонаря у него шкаф. Белый, черный, красный. В зависимости от обстоятельств. От того, кого он находит. Сначала он находит Фрину (Такого персонажа, как и Диогена, тоже, конечно нет у Шиллера). Фрина - так зовут известную куртизанку. Она олицетворяет здесь зло, похоть, разврат. Диоген ищет Человека, Фрина его развращает, тянет вниз. Она становится постоянной спутницей Диогена.
Попробую как-то упорядочить свои мысли.
Немного о музыке. В ней смесь рок-жанра, стилизаций и классики. Развитие - от рока - к классике. Рок - больше характеризует зло, это тема Франца. Классика - Амалии и Карла. Музыка не всегда выразительна. Она представляет собой скорее смену различных номеров. В ней нет сквозного действия, нет драматургии. Подчас она очень остроумна (сцена «Городская площадь», когда стилизованный полуопереточный танец, под который танцуют бюргеры, перебивается мощной маршевой темой разбойников). Подчас вполне традиционна - все сцены Амалии.
Все образы в балете вылеплены хореографом ясно, четко, ярко. Крупными мазками.
У Франца в начале - дрожание колен, плеч. Он останавливает это дрожание рукой. Голова втянута в плечи. Ползающие движения, низкие приседания и сильный прыжок. Ничтожество, стремящееся возвыситься над всем и над всеми. Ценой доносов, клеветы, подлости. Сцена клеветы на Карла повторяется дважды (для отца и для Амалии - одно и то же. Зачем придумывать что-то новое!)
Нельзя не отметить тут же, как великолепен Петухов в этой гротесковой роли, построенной, правда, на чисто классическом танце.
Боярчиков очень любит материализовать мысли, воспоминания и прочее. На сцене часто присутствуют два Франца, два Карла, две Амалии. Взрослые и дети. Дети не только как воспоминания о детстве. В сцене клеветы присутствие маленького Карла говорит зрителям о том, что именно на него тот клевещет, и бросает его в кучку бюргеров и монахов, олицетворяющих пошлость, общественное мнение, обывательщину.Когда Франц говорит о смерти Карла - на руках старого Моора - маленький распростертый ребенок - Карл.Тут сложное переплетение символов, ассоциаций, представлений, информации о событиях.
Карл представлен героем совершенно идеальным. Даже Фрина не может задеть его. Он ее не видит. Она вынуждена сразу же исчезнуть, лишь раз столкнувшись с ним. Он же герой и действующий. Он вступает на путь борьбы за свободу, за честь, за высокие идеалы.
В балете прочитывается столь многое, что невозможно все сразу ухватить. Поэтому в записях пока сплошные фрагменты. И не хватает целостности. Например, тема всего низкого, тупой силы, ханжества, лицемерия, мещанства. Она решается в образах двух монашек, бюргеров и солдата. Они появляются во всех почти сценах вместе с Францем. Франц ими командует, их презирает, ими живет. Они - его среда. Он зависит от их мнения, от их поддержки. Власть его над ними мнима. (Великолепна сатирическая острая сцена, где Франц предается разгулу).
Вся линия Франца-антигероя выстроена убедительно, блестяще.Карл Моор бледнее, хотя и в него постановщик и исполнитель (Новоселов) вложили много страсти, страданий, подлинных человеческих чувств и переживаний.Вообще в балете большинство сцен решено очень динамично, ярко, неожиданно, ударом.Когда спасают Роллера, рушатся стены башен, виселица.Когда разбойники бьются с солдатами, тоже внезапно рушатся декорации, открывая засаду.
Обо всех исполнителях можно сказать только хорошее. Ну, а Петухов - блестяще.
Я написала много, но сказала очень мало. Балет смотрелся с напряженным вниманием, с интересом, который все возрастал. То, что было не совсем понятно в первом действии, улеглось ко второму. Смотреть стало легче.
Интересный балетмейстер Боярчиков. Он последователен, серьезен. Мыслит своеобразно. Любопытно было бы взглянуть на его «Ромео и Джульетту». А как же он решает величайшее из чувств - любовь? Какими средствами? Он умеет философствовать, страдать, решать моральные, нравственные, исторические вопросы. Умеет смеяться. Не знаю только, умеет ли он любить?

"Разбойники", Боярчиков, 1982, балет, Петухов, Малый театр оперы и балета

Previous post Next post
Up