Малый театр оперы и балета - 7 декабря 1981 "У начала твоей судьбы..."

Dec 30, 2013 12:41

И.Рогалев «У начала твоей судьбы…»
Оперный триптих по мотивам произведений Бабеля.Постановка - А.Петров.Художники - И.Пресс и В.Окунев.Дирижер - П.Бубельников. Исполнители: Кочкин, Б. Васильев, Корженский, Зазнобина, Н. Романова, Волкова, Ненадовский, Лукьянов, Калиновский, Думцев, Сафенин и др.

Сколько говорили и сколько ждали этот спектакль! Он должен был быть поставлен еще к XXVI съезду КПСС. Затем к ноябрьским праздникам. Просмотр состоялся 6-го ноября. Премьера переносилась дважды, т.е. состоялась только на третий раз. Обидно, когда столько времени и сил тратится на заранее обреченный спектакль. А советская опера на революционный сюжет, как бы она ни была хороша (а хороших, пожалуй, и нет) не будет пользоваться успехом. Даже такие блестящие советские оперы как «Катерина Измайлова», «Нос», «Мертвые души» по популярности и близко не подходят к оперной классике. А оперы, подобные вчерашней, долго не живут. Даже на первом спектакле набралось не более половины зала, учитывая всех родственников, театральных и музыкальных деятелей и таких стойких театралов и приверженцев Малого театра, вроде нашей семьи. Исключая всех перечисленных, публики обычной почти не было. Сомневаюсь, что более двух раз может пройти этот спектакль, а может и быть, и второго раза не будет. Но галочка будет поставлена - советская тематика отображена.
По приходе на спектакль нас ждало первое разочарование - отсутствие Виталия Романова. Очень хотелось в последний раз увидеть его на сцене Малого театра. Уж в Ленконцерте-то мы его совсем потеряли из виду. Посмотрев спектакль, потерю эту мы перенесли значительно легче. Собственно даже не совсем понятно, зачем была такая необходимость писать роль Лютова специально «на Виталика». Конечно, артист он отличный. Но роль нетрудна, и новый для театра артист Б.Васильев (ужасно много в Малом однофамильцев: двое Васильевых, два Островских, две Романовы…) вполне с ней справился. Не сомневаюсь, что В.Романов сделал ее ярче, значительнее, глубже, но не стоил этот спектакль его трудов. Просто А.Петров питает стойкую привязанность к определенным артистам и старается их всегда занять в своих постановках.
Произведение Рогалева, конечно, трудно назвать оперой. Жанр спектакля - это скорее музыкальное произведение, немного напоминающее эстрадное представление, немного оперу, но все оно иллюстративное, дробленое на множество эпизодов, зрелищно-музыкальных. Музыки очень мало, особенно, в первой части («Соль»). Она состоит из песенных отрывков, симфонических, хоровых и одного дуэта. Конечно, ни о какой музыкальной драматургии нет и речи. Все герои тоже просто иллюстрируют какой-то эпизод времен гражданской войны и революции. У большинства даже нет хороших вокальных партий. Петь артистам по-существу нечего. Очень немного поют Ненадовский, Калиновский, Думцев одну песню (пел хорошо, а говорил потом плохо), Б.Васильев песню и в дуэте, Романова - в дуэте чуть-чуть, Сафенин что-то прорычал в совершенно неинтересном эпизоде, Кочкин запевал в первом акте и т.д. Но этого так мало, очень мало. Два неплохих музыкальных антракта внутри действия, но их нужно было как-то заполнить. В первом акте Петров придумал очень удачную сцену. Движется вагон, в котором спекулянтка под видом грудного ребенка провозит мешок соли, рядом спят усталые бойцы. Вагон двигается мимо кладбища, где муж копает могилу, а жена упала на маленький гробик. В этом эпизоде есть и настроение, и глубокий смысл. А вот сцена воображаемой свадьбы Марии и Лютова мне показалась слишком банальной и невыразительной. Вообще фигура мари притянута, нужен был любовный эпизод, его вставили. Он вполне традиционен и неинтересен.
Наиболее драматичной и яркой получилась вторая часть. Там есть сюжет, хоть какие-то намеки на характеры, немного музыки. Петров старался вовсю, но опера эта не стоила его стараний. Ощущается большая работа, продумана каждая мизансцена. Но все это дает слабые результаты.
Самое хорошее в спектакле - декорации. Они дают самый выразительный, яркий, глубокий образ времени. Чисто внешний образ спектакля очень удачен, запоминается, вызывает интерес. Декорации можно долго разглядывать, в них все время находишь новые мотивы, мысли. На уносящемся вдаль, вглубь сцены рваном заднике (будто ветер разорвал полотнище, и оно бьется и колышется на ветру), охватывающем все пространство сцены, нарисованы и огромный глаз спасителя, и Мадонна с младенцем, и купание красного коня, и белая церквушка, и молодец с молодицей - русские, исторические, нравственные истоки нашего народа. В центре сцены обозначены то вагон, то дверь особняка, то резные ворота госпиталя. Декорация живет, меняется, углубляет действие, подсказывает настроение. Она более живая, чем все остальное в спектакле.
Постановка эта - так сказать, запланированная неудача. Успех внешний был. Аплодировали очень бурно, кричали «Браво», вызывали автора, преподнесли ему цветы. А спектакль, если серьезно подходить, провалился. Но провалился с большим успехом.

Рогалев, 1981, Петров, "У начала твоей судьбы", Малый театр оперы и балета

Previous post Next post
Up