Балет Эйфмана 28 января 1997 - "Красная Жизель"

Sep 11, 2013 14:14

«Красная Жизель» Постановка Б. Эйфмана.
Исполнители: Е.Кузьмина, А.Уткин,А.Галичанин, И.Марков, С.Зимин и др.

Этот балет меня разочаровал. И именно Эйфман разочаровал. Исполнители были все на высоте.Балет получился иллюстративный, пересказочный, раздробленный. Одна картинка иллюстрирует один эпизод из жизни балерины, другая - другой. Сюжет прочерчен очень прямо и понятно, и именно сюжет, без всяких подтекстов, без всяких глубин, ассоциаций, размышлений, тайн. Все очень напрямую. Танец-класс, учитель и ученица, первый успех, роман с чекистом, бегство за границу, новая страна и новый балет, успех, репетиция Саломеи, смерть чекиста (пожалуй, самая интересная и сильная сцена - танец Саломеи с головой Иоанна-Чекиста), сумасшествие, Жизель, конец.
Совсем из спектакля непонятно, что речь идет о великой классической балерине. Ведь балет посвящен памяти Ольги Спесивцевой, которая умерла совсем недавно, шесть лет назад. И полжизни своей была больной, сумасшедшей. Так вот сумасшествия более чем достаточно (в каждом балете к тому же). А вот великой балерины нет. Трагедии творчества нет. Есть неудавшаяся судьба.
К тому же печально очень, что довольно много сцен - это самоцитаты, из «Братьев Карамазовых», например. Массовые сцены (толпа на улице и в театре), сцена сумасшествия со многими двойниками героинь (смотри сцену галлюцинаций Ивана с рядом убиенных Федоров Карамазовых), сцена уничтожения учителя (позы те же, только тут балетный станок, там - стол) и так далее. И смотришь только глазами, сердце и голова почти свободны. Начало интересно, ново. Но после первых двух сцен начинаются повторы.
Для глаза очень приятно еще и то, что переодеваний очень много и костюмы очень красивые.
«Жизель» под Шнитке - это впечатляет. Эта трагедия передается через несоответствие классического знакомого танца и музыки из другой жизни и эпохи.
Но самого классического танца так не хватает! Хоть бы в конце - в чистом виде - Жизель, без сумасшествия, без зеркал, без двойников, чтобы в душе остался образ балерины, а не сломанной судьбой несчастной женщины.
Театр был полон и переполон. А зрители-то были какие, Яковлев! Гаудасинский, Богачева, Петров с женой и дочерью, Н.Долгушин, С.Викулов, Ф.Рузиматов, В.Михайловский, Л.Успенский, артисты Александринки,весь бомонд, так сказать.
Аплодировали дружно и радостно. Букеты были шикарнейшие.

1997, Эйфман, балет, "Красная Жизель"

Previous post Next post
Up