Игрушка-восприятие-образ.

Dec 02, 2013 20:35

Это моя первая попытка войти в пространство этих произведений русского прикладного искусства.
Итак, Романовская игрушка.
Выбрала эти две картинки. Мне показалось здесь присутствуют гендерные различия. Т.е. я ощущаю присутствие женского (уточка) и мужского (петух с красным гребнем) начала. Петух с этим гребнем расчудесным - сразил меня наповал просто своей мускулинностью. Хорош, хорош!





По телесно-эмоциональному отклику я чувствую нечто мощное, земное, древнее, сакральное - архаичное. В этой простоте и лаконичности линий и форм скрывается СИЛА, не просто сила, а сила ДУХА. Казалось бы игрушки-свистульки, но в этом окружении и освещении проявляются скрытые, иные смыслы. Какие? Мистицизм, иррациональность в купе с ярким жизненным (реальным) проявлением определённого нрава или мировосприятия. Получается гремучая смесь: Русский национальный стиль? Да! Религиозно-символический? Да! Барокко? Да! Примитивизм? Да!
Как в такой небольшой форме помещается так много? По сути, народная игрушка - это не игрушка, вовсе, а реальное воплощение в структуре национального мировосприятия и менталитета, который ВЕКАМИ не меняется и вшит в генах так прочно, что уже до инстинктов дошёл. Итак, перед нами воплощение национального характера.

Это коллаж, как выражение мистицизма в этой игрушке.

Попытка№1

Теперь, перейдём к пространству образа. Пока, в словах: именно это теневое освещение выявило неявное. Комната с тяжёлыми портьерами в закатных лучах солнца, которые проявляют краски жизни внутри её. Сочетание матовой и полуглянцевой поверхностей, богатая цветовая гамма тёплых приглушённых оттенков с яркими всполохами и мебелью простых форм. Т.е. это внутренне богатая, эмоциональная, темпераментная жизнь, но в простой форме и неявном проявлении. Намудрила, по моему)))

Попытка№2

Идём дальше... Скопинская керамика.


Опять же, по ощущениям, передо мной мужчина. Не юноша - молодец, не старик, а Мужик. Это пространство силы уже физической, мощи тела. Здесь порыв, еле сдерживаемый, есть, готовность к агрессии с одной стороны, но и детская наивность присутствует.  Защитник такой перед нами, который в любой момент может превратиться в нападающего, а при других обстоятельствах, может быть добр и ласков. Т.е. здесь чувствуется сила БЕСконтрольная, стихийная, дремучая, такая из русских кулачных мужицких боёв, которые на масленицу бывали- стенка на стенку. "Эээээх, едрёна вошь!  А, кто на меня?! Ща я вам покажу всем!" Потом, вылез, кровь с зубами сплюнул, выпил, глазюки вытаращил и опять туда полез. Вечером домой пришёл, детям конфет раздал, в баню сходил - добряк-дурак. Может, это домовой, вообще? Которого задабривать надо было уметь, а то разозлится и всю скотину погубит.


Попытка №1


Попытка№2

Теперь, дымковская игрушка осталась.


По ощущениям и отклику, это пространство игры в летний день. Сами персонажи усиливают впечатление выходного дня или праздника, со всеми вытекающими: крендельки и пряники, увеселения, ярмарки, шутки-прибаутки, хмель, заигрывание, кадриль - одним словом.
И, что в этой игрушке сильно чувствуется - женское начало. Т.е. это воплощение женского восприятия взаимодействия, контакта как некой игры. Линии всё больше круглые или закруглённые, формы дутые, налитые, объёмные, цвета чистые и яркие. Вообще, мне видится, что это частушечное пространство))) Такая зефирность и лёгкость ощущается как в стихии воздуха, ветер-ветерок, надул простыни и дети под ними бегают и резвятся.


Попытка№1


Попытка№2

Хотя, на самом деле не всё так просто в пространстве этой игрушки, она же из области сказки, которая только начинается, т.е. до того как Баба Яга украла Иванушку, когда сестрица убежала гулять с подружками, да заигралась... Не бывает в русской национальной культуре веселья без грусти.

русский национальный стиль, восприятие и отклик, popova-art, коллажи, домашняя работа Студии Л.М.Попова

Previous post Next post
Up