Для посетителей кафе "Запределье".

Apr 14, 2013 12:10

Дорогие друзья!
Наконец-то, с чистого, но ещё очень тонкого и дрожащего листа могу воспринимать что-то новое и делиться с вами.
Ураааа! Очередной кинематографический образ, достаточно сильный и яркий, чтобы на некоторое время погрузить меня в своё очарование!
А кто не смотрел "Последнюю сказку для Риты?" Уже все?
Не могу пройти мимо - впечатлил!
Фильм Ренаточки Литвиновой, музыка Земфиры. Очень уважаю творчество этих дам.

image Click to view



С первых секунд, с первых кадров понимаю - это моё пространство образов. Всё близкое, родное, до боли знакомое.



Да, это женское пространство, да, в нём нет места логике, анализу и расчёту. В нём живут ЧУВСТВА и образы.

Три подруги, три состояния женщины.







Этот фильм нужно смотреть внутренним взором,т.е. видеть (чувствовать и отзываться), а не смотреть.



Пересказать сюжет, конечно, можно, но не буду, сложно подобрать слова к этой фантасмогории.
Ну как, например, можно объяснить словами, откуда, почему и зачем рождаются внутренние вИдения, когда вдруг видишь знакомого человека, как-будто, в первый раз? И он предстаёт совсем в ином свете? Когда один жест, поворот, взгляд вызывает целый хоровод образов и чувств. Ведь ты их не ждал, не звал... Пришли, и что теперь с ними делать? Жить как-то с этим внутренним знанием, причём, помалкивая. Так, безопаснее... А другие, безумицы, их выражают смело и талантливо. Выражать можно по-разному. Самый достойный способ - через художественную структуру. Кинематограф несёт так много возможностей её воплощения! Одни костюмы чего стоят!



Итак, Рената погружает нас в пространство женского восприятия таких явлений, как Жизнь, Любовь и Смерть. На мой взгляд, женщины всегда ближе к этим состояниям, нежели мужчины. Может, поэтому, в фильме их так немного.
Основной образ - это Смерть и её игра вокруг Риты, женщины со светлой душой. Сама смерть в исполнении Ринаты Литвиновой просто бесподобна! Яркая, стильная, женственная, ранимая, подверженная перепадам настроения, сексуальная, весёлая, уставшая ЖЕНЩИНА. Такой гениальный ход, Смерть как обычная роковая женщина. Совсем не злая, а сочувствующая своим подопечным и готовящаяся к их переходу со всей ответственностью и щепетильностью.

Все героини этой сказки запоминающиеся и цельные, каждый кадр выстроен как картина, каждый образ, как сон перед пробуждением - яркий, детальный и чёткий, музыка Земфиры обогащает это путешествие новыми смысловыми нюансами.







Это потрясающая работа, яркая как с художественной, так и с смысловой точки зрения.

Сама Рената о фильме и работе над ним (http://renatalitvinova.ru):
«Я не хотела сдерживать свое творческое безумие, но меня, конечно, ограничивал бюджет (фильм снимался целиком на мои деньги) и все декорации мы сняли практически в одном павильоне, даже уличные сцены. По жанру эта лента - современная сказка, что давало простор делать не «как в жизни», а как «над жизнью». Я хотела экранизировать свой личный сон, превратив его в кино. Вместе с художницами я разрабатывала эскизы павильонов, костюмов, лично работала реквизитором. Я даже не знаю профессии в кино, которой теперь не владею.

В детстве сверкающей женщиной мне казались все мои учительницы музыки, хотя одна была усатая и статная, а вторая худая и нервная, вся унизанная кольцами. Когда я в первый раз попала в Париж и зашла в офис Chanel, все дамы там мне казались ослепительными и недостижимо элегантными, так что я сразу бросилась в магазин (разумеется, не Chanel, потому что у меня тогда не было таких денег) и купила себе простое черное платье. Сейчас меня восхищают творческие люди, а более всего - гении. Они-то и есть самые сверкающие. Земфира, например.

Последняя сказка Риты» создавался под рабочим названием - «Их было три подруги». Картина находится на финальной стадии - работе над титрами. Съемки фильма начались в начале 2010 года и закончились в мае. Часть съемок проходила в Доме-музее Алексея Толстого на Спиридоновке.

Этот фильм забрал два года жизни. Снят он был принципиально независимым ни от каких продюсеров, на свои деньги. Изначальный сценарий переписывался в процессе и под актеров и под бюджет, и я признаю, что рамки иногда даже полезны для творчества. Но при условии абсолютно творческой свободы, которой я обладала. Моя роль - это некое мифологическое существо в современных условиях, которое именно подделывается под человека- пытается общаться, выпивать в компаниях, но главная ее задача - собирать красивые души и сопровождать их в последний путь".



На "Закрытом показе" Гордона (эфир 12.04.13), Рената сказала, что кино посвящается любимым людям, которые ушли...

Сам Гордон, хоть и пытался нападать на фильм со всем своим напускным скептицизмом, был им очарован и прочитал замечательные стихи Яна Гольцмана:

Да разве я о смерти говорю?

О жизни, что похожа на зарю,
Поскольку хороша и мимолетна.
Об этом все поэмы и полотна.
Сначала - утро, яркая денница,
Потом - закат, вечерняя заря,
А после прожитое долго снится,
Тысячелетья тлея и горя...

Про смерть - в разгаре жизни говорится.

Когда же впрямь дыханьем ледяным
Повеет на тебя неотвратимо,
Захочется взглянуть поверх и мимо,
Чтоб слабый разум укрепить иным.
Припомнить осень давнюю, рассвет
И тишину, какой в помине нет,
Картавый стон тетеревиных веток.
Какая свежесть, музыка и страсть!

...Когда в сырую землю станут класть,
Ты будешь улыбаться напоследок.



А ещё, этот фильм так и хочется растащить на цитаты:
"А, Коля нам нравится, мы его любим! Особенно его душу."
"Ещё одно очень важное сообщение. Я влюбляюсь. Необратимо."
"Пока ты ещё не пьяная, у меня к вам дело."
"Нет, я там работаю. То есть чуть-чуть здесь, потом там. Меня туда сослали."

После просмотра фильма, через некоторое время, меня посетило такое чувство-образ, словно я после долгой горячки с провалами в бессознательное, начала выздоравливать. И вот я достаточно окрепла, чтобы выйти на прогулку. На дворе ранняя весна, вокруг остатки серого снега, голые земля и деревья, но пахнет весной. Я стою, прислонившись к обшарпанной колонне, и осматриваюсь вокруг. Всё кажется таким ярким и зыбким, одновременно. Мимо пробегает медсестра с тяжёлым макияжем и на каблуках. Я слабым голосом прошу сигаретку. Она смотрит осуждающе и говорит: "Ну, вам же нельзя! Здесь не положено!" и протягивает мне уже прикуренную сигарету. Я улыбаюсь в ответ и медленно ковыляю к скамейке. Сажусь... И вот в это мгновение, подняв глаза к небу, ощущая, нагретую солнцем шершавую деревянную поверхность скамейки, ласковые, робкие лучи весеннего солнца, запах сигаретного дыма, слыша пение птиц и постукивание каблучков, я говорю себе: "Господи, спасибо, я ЖИВА!"

image Click to view



в восхищении, впечатления, восприятие и отклик, размышления, фильмы

Previous post Next post
Up