Посетив с очередным визитом неуказанную в декларации виллу в Испании, главком воюющей страны в мадридском католическом соборе перед созванными посольством дияспорянами. «Президент надеется (выделено здесь и далее мной, - Д.С.) на положительное решение Синода Вселенского Патриархата о предоставлении Томоса об автокефалии Украинской Православной Церкви и призывает украинцев всего мира вместе со всей Украиной молиться об этом», -
пояснил сайт президента Украины обращение шефа к иностранным гражданам. «Я прошу, дорогие братья и сестры, вашей молитвы, потому что общая молитва творит чудеса», - призвал Порошенко униатов и католиков вымаливать автокефалию для православных, но, почему-то, не для их единоверцев на Украине, подчиняющихся Риму.
Католикам он, кстати, открыл то, что скрывал от православных («ради которых» и «старается»). А именно - что устно обратился к т.н. Константинопольскому патриарху ещё 9 апреля во время своего визита в Стамбул. И тот якобы ответил: «Если будет обращение президента, если это обращение будет поддержано всей Верховной Радой, если будет обращение украинских иерархов - синод Вселенского патриархата готов будет предоставить Томос об автокефалии».
«Президент Порошенко, команда, парламент сделали это важное решение, - доложил гражданам ЕС отец практически европейской нации. - Но я вам скажу, что без Божьей воли, без Божьей помощи ничего бы этого не произошло. Церковные иерархи вместе не становились 30 лет, а сейчас сели, написали и обратились». И как водится, умудрился в одном предложении наплести с три короба: во-первых, не «написали и обратились», а подписали состряпанное в администрации Порошенко; во-вторых, «не сели вместе», а собрали свои ненавидящие друг друга «синоды» по отдельности; и, в-третьих, не «церковные иерархи». Потому что единственная каноническая церковная каноническая структура на Украине в этом бл..ском (слово, вообще-то, церковное) цирке не участвовала.
Ещё 6 мая предстоятель УПЦ (МП) митрополит Онуфрий
растолковал, что в объединении с «рогами и копытами» в лице так называемых «Киевского патриархата» и «Украинской автокефальной православной церкви» («УАПЦ») у православных потребности нет: «Мы счастливы, что мы члены Святой апостольской соборной православной Церкви, которая существует уже две тысячи лет. Ее основал Христос (читай - а не Порошенко с Варфоломеем, - Д.С.)… Наша Церковь имеет все, что нужно для главной миссии - спасения».
Через неделю владыка Онуфрий
разжевал для тех, кто недопонял с первого раза: «Сегодня нам некоторые политики предлагают варианты церковной жизни - это кривые пути, которые ведут неизвестно куда. Мы всегда шли прямым путем к Богу, и сейчас будем идти этим путем: сохранением чистоты веры, канонического порядка церковной жизни и молитвенного единства всех православных, живущих на земном шаре» (а не сомнительного «единства» с псевдоправославными самозванцами, - Д.С.).
Наконец, потеряв после
«молитвенного завтрака» от Порошенко, надежду на вразумление последнего, блаженнейший Онуфрий
констатировал: «Бог не дал политикам ни разума, ни права обустраивать церковную жизнь… Политики уже один раз вмешались в дела Церкви в 90-е годы и получились расколы. Они не способны объединять. Они способны делить».
Видео Алексея Мовчана
К вящему шоку украинского паноптикума политикума предстоятель УПЦ (МП) посмел перечить самому верховному руководству Украины! Приняв целую делегацию посольства США во главе с послицей Йованович по её просьбе, «митрополит Онуфрий
выразил принципиальное убеждение в том, что восстановление единства украинского Православия должно происходить исключительно на канонической основе».
Но первой официальной реакцией на
возглашение Порошенкой грядущего Томаса было
Заявление Отдела внешних церковных связей УПЦ (МП). В нём напоминалось: «Согласно ст. 35 Конституции, Церковь отделена от государства, а потому вопросы церковной жизни Церковь решает самостоятельно. Украинская Православная Церковь, как имеющая каноническую связь с Вселенским Православием, не обращалась к Патриарху Варфоломею с просьбой предоставить автокефалию Православной Церкви в Украине, и не уполномочивала на это ни Президента, ни депутатов Верховной Рады. В связи с этим упомянутые инициативы являются превышением власти, а также вмешательством в церковные дела.
«Автокефалия предоставляется Церкви, а не государству, а потому инициировать или просить об этом статусе должна Церковь, а не государство, - пояснял синод Порошенке и его братьям по разуму из рады. - Для Церкви вопрос автокефалии является не политическим, а экклезиологическим, то есть касающимся жизни и природы Церкви, как Тела Христова».
Ну и указывал дурням на главный абсурд: «Власть просит предоставить Томос об автокефалии единой церковной структуре, которой еще не существует. Именно поэтому считаем, что сначала следует преодолеть раскол, восстановить церковное единство, и только после этого ставить вопрос об изменении канонического статуса единой Православной Церкви в Украине. А поскольку без канонической Церкви невозможно иметь единую Церковь в Украине, есть основания полагать, что на самом деле под предлогом создания единой Церкви сегодня скрываются очередные попытки узаконить церковный раскол».
Верующих же ОВЦС УПЦ (МП) призвал к спокойствию и «не забывать, что судьба Церкви целиком и полностью находится в руках Божьих».
Из этого достойного ответа выбивались лишь отчасти нелепое положения о том, что «Украинская Православная Церковь является той Церковью, которая существует и действует на наших землях со времен Крещения Киевской Руси в 988 году, тогда как «УПЦ КП» и «УАПЦ» являются лишь частями Украинской Православной Церкви, сравнительно недавно отошедшими от единства с Церковью». Всё же действовала Церковь на Руси не со времён Владимирового Крещения, а с княжения Аскольда и Дира. И не было никакой Киевской Руси. Была Русь. Но, главное, с каких это пор «УПЦ КП» и «УАПЦ» стали «частями Украинской Православной Церкви»? Впрочем, учитывая, что состав ОВЦС подбирался ещё секретарём предыдущего предстоятеля - открытым автокефалистом и полным невеждой Драбынко - подобные огрехи всё ещё неминуемы. Отделу внешних связей (как Киевской митрополии, так и Московской патриархи) давно следовало бы упреждать и действия Варфоломея. Ведь далеко не первый год и даже не первое десятилетие его посланцы в нарушение канонов вступают в открытые контакты с украинскими самосвятами. К тому же - на чужой канонической территории (пользуясь выдуманным «статусом первой церкви»).
Поэтому, когда Константинополь и в этот раз - вместо того, чтобы послать к соответствующей матери Потроха с его сатанистами - принялся «рассматривать вопрос»,
слово взял уже давний оппонент дабынкообразных церковных дипломатов наместник Киево-Печерской лавры митрополит Павел. «Я не признаю деления Церквей на первую и последнюю. Для меня первая - это Иерусалимская Церковь-Мать, а все остальные первенства - ничто, - заявил он со свойственной ему прямотой. - По количеству храмов и числу прихожан первенство должно быть у Русской Православной Церкви. Но греки всегда любили славу, любили, чтобы им поклонялись».
Именно наказанием за тщеславие считает архиерей ту духовную «мерзость запустения», в которой пребывает Стамбул - некогда Константинополь: «Некогда могущественного Вселенского Патриарха уже чуть ли не в открытую называют Патриархом Стамбульским. И этому есть причины: по турецкому законодательству Константинопольский Патриарх является всего лишь лидером небольшой греческой общины Стамбула, насчитывающей чуть более трех тысяч человек (в пределах греческого квартала Фанар, - Д.С.). А за пределами Турции у него вообще нет никаких прав».
Митрополит Павел напомнил, что «Константинопольской Церкви запрещена любая деятельность, кроме богослужебной: миссионерская, проповедническая, благотворительная… Единственную семинарию и ту закрыли. Да что говорить, если даже свою резиденцию Патриарху удается сохранить только за счет западных покровителей. Да и то она постоянно подвергается нападениям турецких экстремистов при полном попустительстве правительства и полиции».
«Если раньше Вселенский Патриарх всячески добивался, чтобы весь Православный мир признал его первенство, то сейчас бьется над тем, чтобы его хоть как-то признали турецкие власти», - заключил наместник лавры.
А управделами УПЦ (МП) митрополит Антоний обратил внимание на то, что «судьбы Православия на Украине вершат» также «депутаты, которые в большинстве своем не только не православные, а даже и не христиане». На что униатская информационная служба сразу же отреагировала традиционным галицайским стуком:
А сам владыка был тут же занесен на «Миротворец».
Можно только представить себе бурление соответствующих субстанций, на которое изойдут подкастрюльные вещества после недавней
проповеди архиепископа Лонгина Жара.
На службе день Пятидесятницы, в которой участвовало 120 священников и в десятки раз больше прихожан и монашествующих, викарий Черновицкой епархии напомнил, что этот праздник считается днём рождения Церкви. «Но Верховная Рада - безбожная рада, служители сатаны - проголосовали о создании своей церкви, церкви антихриста, и церкви дьявола, - сообщил вл. Лонгин на проповеди. - Верховная Рада и наш президент пусть посмотрят лучше, как умирают люди от голода, как последние копейки платят в больницах за лекарства… Я бы хотел спросить наших правителей: вы решили все вопросы в нашем государстве, что вы дошли уже до церкви? ...Пусть эта власть сатанинская заберет свою мирскую руку от нашей церкви… Всем депутатами Верховной Рады, которые голосовали за законы против Бога, хочу передать - ждите кару Господню».
Наконец,
Синод УПЦ (МП) в целом разбил последние надежны режима на законность «автокефалии». На заседании 25 мая было принято «
Обращении Священного Синода Украинской Православной Церкви к епископату, духовенству, монашествующим и мирянам по поводу инициатив по “предоставлению Томоса об автокефалии Православной Церкви в Украине”». Отметим, что в самом названии Обращения «предоставление Томоса об автокефалии Православной Церкви в Украине» взято в кавычки, как в высшей степени нелепое, ибо единственная каноническая православная церковная структура на Украине никакой автокефалии ни у кого не просила.
Как поясняется в Обращении, «Автокефальный статус имеет сугубо технический церковный характер, который заключается в содействии проповеди Евангелия на территории отдельного государства, и не может быть инструментом в геополитической борьбе». Таким образом геополитикам с винницкого рынка пояснили, что автокефалия допускается лишь там, где проповедь Евангелия без неё затруднена. Например, столица митрополии находится под властью иноверцев (как Константинополь с 1453 г.) или впала в ересь (как тот же Константинополь в 1445 г.), и потому не в состоянии адекватно руководить христианской миссией на местах.
Имеет отношение к вопросу порошенковой «автокефалии» и, казалось бы, «частное» решение синода о новой настоятельнице киевского Флоровского монастыря. Дело в том, что по данным «мониторинга», проведенного в Винницкой епархии митрополитом Симеоном (давним приятелем Порошенко и самой желанной для последнего кандидатурой на пост предстоятеля ЕППУЦ), даже на давно окучиваемой вотчине Петра Алексеевича ни один монастырь не согласился на незаконную «автокефалию». Но в случае создания ЕППУЦ, для неё как воздух необходим прецедент перехода к ней канонического монастыря. А в весьма чтимой верующими Флоровской обители в апреле упокоилась всеми любимая настоятельница Антония. На её месте автокефалистами виделась одесская игуменья Серафима Шевчик -
почитательница «подвига» униатской «церкви-мученицы», поэта-богохульника Шевченко, «прелестей» современной западной цивилизации и вообще давняя подельница Драбынки. Однако Синод выполнил завещание упокоившейся матушки Антонии, поставив настоятельницей монахиню Евлампию. Что и было сделано на радость православным киевлянам.
Заслуживает внимания и принятое на том же заседании синода решение «О праздновании в 2018 году на общецерковном и государственном уровне 1030-летия Крещения Киевской Руси». Судя по составу оргкомитета, куда вошли цитированные выше наместник Киево-Печерской митрополиты Павел и Антоний, еп. Виктор (также занесенный в «Миротворец») и самый непримиримый к порошенковой «автокефалии» парламентарий Вадим Новинский, «государственный уровень» там действительно не на первом месте. К тому же, по нашим данным, именно на церковное празднование 1030-летия Крещения Руси готовы прибыть предстоятели и представители поместных церквей, что явится демонстрацией поддержки позиции канонической УПЦ (МП) со всего Вселенского Православия. Даже если на государственные мероприятия притащат т.н. «Вселенского патриарха».
Но вторым по значению из решений синода стоит, пожалуй, «суждение о деятельности митрополита Переяслав-Хмельницкого Александра» - того самого Драбынки, что между возлияниями и последующими реабилитационными мероприятиями активно поддерживает автофекалистские инициативы власти. Его синод УПЦ (МП)
призвал «не порочить своим непристойным поведением сан епископа» и «воздержаться от любых публичных выступлений и высказываний, вызывающих возмущение среди епископата, клириков и мирян и вносящих соблазн в сердца верующих». «В случае игнорирования этим братским вразумлением, Священный Синод будет вынужден принять другое решение дисциплинарно-канонического характера».
Это явно половинчатый и малодейственный шаг. Данный архиерей уже не раз демонстрировал, что для него куда более важна поддержка текущего «отца нации», нежели вразумление «Матери Церкви». Только отлучение от Неё способно предотвратить уход канонического епископа в самосвятскую структуру, и, тем самым, придание ей видимости апостольского преемства. В ЕППУЦ за Драбынко уже забронировано место управляемого делами (хотя работничек он ещё тот), и никакие предупреждения не воспрепятствуют «каноническому освящению» данного поста в случае действительного его учреждения.
О том, что на подобные острастки поддерживаемому властью архиерею наплевать, он успел продемонстрировать на первой же своей службе после синода. Во время праздничной литургии на Троицу в возглавляемом им киевском приходе настоятель
обратился к пастве: «В день рождения Церкви, вместе с тем поздравлением, которое я к каждому из вас приношу, хотел бы не поучать, а спросить: Должна ли быть Церковь наша (запнувшись, - Д.С.) и есть ли соборной?». Получив утвердительный ответ в количестве одного голоса (паству, уверенную в том, что Церковь по определению является соборной, очевидно смутил вопрос, «должна она быть соборной»), пастырь продолжил: «Тогда может ли у нас долго продолжаться раскол, который мы имеем в Украинской православной церкви?». «Нет», - ответили ещё два человека, поверивших Драбынко в том, что раскол существует именно в канонической УПЦ. «Поддерживаете ли вы мою позицию, которую я выражал и выражаю, что на Украине должно быть единство православной церкви?». «Да!», - ответили прихожане на данный, не вызывающей сомнения ни у одного православного, вопрос.
«Я прошу вашего благословления на это, - произнёс Драбынко, и продолжил. - Вы знаете, что Священный синод запретил мне выражать свою позицию. Поэтому я спрашиваю, могу ли я говорить от вашего имени?». «Да!», ответили прихожане.
В то же время на сайте храма его настоятелю приписываются несколько другие слова. Дескать, он обратился «ко всем верным народа Божьего, собравшимся в соборе, с вопросом о поддержке его позиции по уврачеванию раны раскола и объединения украинского Православия в единую поместную Церковь, признанную в православном мире». То есть, скрыт тезис о «расколе УПЦ» и сделана оговорка о поддержке «поместной Церкви, признанной православным миром» (каковой на Украине является РПЦ).
Таким образом, хитроустроенный Драбынко, видя, что дело с «Томасом» не очень-то продвигается, пытается оставить себе пути к отступлению. Мол, «это не я, а прихожане». Это же они, если верить официальному сайту храма, «уполномочили владыку быть голосом своей паствы и публично говорить на тему объединения и автокефалии Православной Церкви в Украине».
Именно что только его специфической паствы. Дело в том, что данный храм строился олигархом Игорем Лысовым для т.н. «УАПЦ». Однако когда президентом был избран считавшийся православным Виктор Янукович, вступивший в «Партию регионов» Лысов перевёл храм в УПЦ (МП). Настоятелем он пригласил близкого к администрации Януковича личного секретаря тогдашнего предстоятеля УПЦ (МП) митрополита Владимира, занимавшего ряд высоких руководящих постов в УПЦ (МП) Александра Драбынко.
Поскольку Драбынко впервые в Киеве ввёл практику служб на украинском языке (неканонический перевод), к нему перетекла большая часть неканонической общины «УАПЦ». С тех пор паству этого единственного в Киеве храма, где служат на украинском языке, составляет патриотическая украинская общественность в количестве трёхсот-четырехсот человек.
Пока что единственный канонический архиерей, который признал, что поставил подпись под обращением Порошенко, это митрополит Черкасский Софроний. Что не удивительно. Он с 2005 года открыто призывает к автокефалии, а с 2014-го
является духовником местных правосеков. Вместе с Драбынко они
не поминают на службе патриарха Московского.
Но, и владыка Софроний
оговаривает, что имел в виду, ставя подпись. Следим за мыслью: «Когда в свое время давали автокефалию Чехословакии… тогда было обращение к Вселенскому Патриарху со стороны чехословацких епископов. У нас пока епископы молчат. Если президент хочет делать такое дело, то ему нужно было не кричать, а собрать всех нас - епископов, посмотреть и спросить… Это было бы правильной постановкой вопроса… Он делает шаги только со своей стороны. А мы здесь не причём, что ли? В нашей церкви более 80 епископов в Украине. Нас не спрашивают, с нами не советуются, нам ничего не предлагают. Это очень большая ошибка, политически неправильный подход к этому вопросу… Я поставил свою подпись за то, что у меня есть желание создания такой церкви. То есть подпись означает, что я не против, что я хочу, чтобы наша церковь была независимой». Следовательно, митр. Софроний даёт понять, что он исключительно за законную автокефалию, но не за Томос, который может быть предоставлен Фанаром вопреки позиции канонической УПЦ (МП).
В общем, как признался конфиденциально на днях один из политтехнологов, работающих на «Киевский патриархат», «мы думали, что хотя бы негодники ваши побегут в автокефалию, но ни один так и не прибежал».
«
Альтернатива»