t2t

Почему антинобелевская?

Dec 27, 2008 01:37



Коммерческие факторы плацебо и терапевтический эффект

(Commercial Features of Placebo and Therapeutic Efficacy)

(Эта маленькая статья описывает известное исследование, удостоенное в этом году антинобелевской премии. Я, если честно, не совсем понимаю, почему это исследование заклеймили позором. Как Вам кажется, почему? )

Перевод: Владимир Степанов, 2 гр., журфак, 2008 г.

Dan Ariely, PhD - Rebecca L. Waber, BS (Massachusetts),  Baba Shiv, PhD (California), Ziv Carmon, PhD (Singapore)

JAMA (The Journal of the American Medical Association), Vol. 299 No. 9, March 5, 2008

Вступление [1]

Возможно, что на терапевтический эффект лекарств влияют коммерче­ские факторы - например, низкие цены. Действуя на ожидания пациента1, они могут повысить эффективность лечения - особенно в условиях применения плацебо2-3. Чтобы разобраться, мы изучили эффект цены на болеутоляющее действия таблеток-плацебо.

Методы

В 2006 году, используя Интернет-рекламу, мы набрали 82 здоровых волонтера в Бостоне, штат Массачусетс. Каждый получил брошюру, в которой рассказывалось о но­вом обезболивающем лекарстве-опиоиде, официально утвержденном The Food and Drug Administration. По описанию препарат был близок к кодеину и действовал быстрее -- в действительности это было плацебо. Одной половине пациентов сказали, что цена ле­карства - 2,5 доллара за таблетку, а другой - что цена пилюли упала до 10 центов (причина скидки не объяснялась). Таким образом, все пациенты получали одинаковые таблетки-плацебо и оплату в 30 долларов. Участников эксперимента ввели в заблужде­ние в научных целях, исследователям не сообщили задание группы. Исследование было одобрено Массачусетским технологическим институтом (Massachusetts Institute of Technology), все экспериментуемые письменно подтвердили свое согласие на участие в исследовании, после которого был проведен опрос.

Был разработан метод изучения реакции на боль,

результаты фиксировались. Элек­трические разряды в запястье были отрегулированы в зависимости от того, как пациент переносит боль. После калибровки, испытуемые получали тестовые разряды и отме­чали характер боли на компьютеризированной визуальной аналоговой шкале - начиная от «совсем не больно» и заканчивая «сильнейшей болью, которую можно представить».

Участники эксперимента получали разряды с шагом в 2,5 вольта между нулевым показателем и рассчитанной переносимостью боли.  Ре­акция каждого пациента проверялась дважды (до и после приема таблетки), любое различие оценивалось. Рейтинг визуальной аналоговой шкалы был переведен в 100-балльную шкалу, данные после приема таблеток вычли из данных до приема лекар­ства, а средние значения были рассчитаны для каждого испытуемого

…………………………………………..

[опущены подробности расчетов]

…………………………………………..

Результаты

Реакции пациентов показаны в таблице. В группе с «обычной ценой» 85,4% участников испытали уменьшение боли после того, как приняли таблетку. В группе «со скидкой» облегчение испытали только 61.0%. Аналогичные результаты получились при анализе 50% наиболее болезненных разрядов для каждого пациента.
Принимая во внимание все протестированные напряжения, можно сказать, что более дорогая пилюля снимала боль лучше. Кроме того эффект от дорогих таблеток был очевиден при 26 из 29 изменениях напряжения (от 10 до 80 вольт).

Эти результаты соотносятся с описанным феноменом: коммерческие особенности влияют на ожидания1, которые в свою очередь воздействую на терапевтический эффект4. Реакции плацебо на коммерческие факторы можно использовать в клинической практике. Например, они могут объяснить популярность дорогостоящих медицинских терапий (напр., циклооксигинез 2 ингибитора) по сравнению с более дешевыми, широко применяемыми альтернативами (нестероидные противовоспалительные лекарства).

Также становится понятным, почему пациенты, которые принимали препараты известных марок, могут жаловаться на «малоэффективность» остальных лекарств. Исследования реальной действенности могут быть более обобщающими, если они будут уделять внимание тому, как лекарства продаются, а не только учитывать сведения, указанные производителем. В дальнейшем, мед.работники могут направить этот феномен в благоприятное русло 6 - например, не делать акцент на потенциально опасных коммерческих факторах (дешевизна, непатентованность).

Эти открытия необходимо повторить на большем количестве людей и более широких клинических условиях - чтобы лучше понять как понятие качества в популяциях пациентов может сделать лечение успешнее, а пациента - удовлетвореннее.



Библиография:

  1. Rao AR, Monroe KB. The effect of price, brand name, and store name on buyers' perceptions of product quality. J Marketing Res. 1989;26(3):351-357.
  2. Benedetti F. How the doctor's words affect the patient's brain. Eval Health Prof. 2002;25(4):369-386.
  3. Koshi EB, Short CA. Placebo theory and its implications for research and clinical practice. Pain Pract. 2007;7(1):4-20.
  4. Berns GS, Chappelow MC, Zink CF, Pagnoni G, Martin-Skurski ME. Neurobiological substrates of dread. Science. 2006;312(5774):754-758.
  5. Price DD, Fields HL. The contribution of desire and expectation to placebo analgesia: implications for new research strategies. In: Harrington A, ed. The Placebo Effect: An Interdisciplinary Exploration. Cambridge, Massachusetts: Harvard University Press; 1999:118-119.
  6. Gracely RH, Dubner R, Deeter WR, Wolskee PJ. Clinicians' expectations influence placebo analgesia. Lancet. 1985;1(8419):43.

Вклад отдельных авторов:

Dr Ariely had full access to all of the data in the study and takes responsibility for the integrity of the data and the accuracy of the data analysis.

Study concept and design: Waber, Shiv, Carmon, Ariely.

Acquisition of data: Waber.

Analysis and interpretation of data: Waber, Ariely.

Drafting of the manuscript: Waber, Shiv, Ariely.

Critical revision of the manuscript for important intellectual content: Waber, Shiv, Carmon, Ariely.

Statistical analysis: Waber, Ariely.

Obtained funding: Ariely.

Administrative, technical, or material support: Waber.

Study supervision: Ariely.

[1] Пункты, в которых говорится об источниках финансирования, вкладе отдельных ученых в разработку проекта, а также библиография опущены - С.В.

Новости психологии, Архивные записи

Previous post Next post
Up