Тумча 2015. Поход по недетской реке.

Nov 23, 2015 02:24



Как я уже писал ранее, этим летом мы решили сменить регион и вместо традиционной поездки за кавказским паводком решили устроить себе отдых с детьми на одной из самых веселых рек Карелии. Тунстайоки (после Кутсы) в иерархии карельских маршрутов находится в топе по категорийности (красиво конечно, но это с большой натяжкой) и на самом деле находится не совсем в Карелии, на юге Мурманской области. Финский дословный перевод "река смерти" прибавляет сразу пару классов в отчеты и почетную медаль "За отвагу" тем, кто прогреб эти 60км с 34 порогами и перекатами. Поездка по хорошо известной нам реке оказалась настолько веселой и богатой на ЧП, что хватило бы на пару походов более высоких категорий, но все они оказались не связаны с характером этой замечательной реки.



Начиналось все, как обычно: вокзал, недовольные проводники, разборки в поезде с пассажирами вип-плацкарта и т.п. Наконец-то мы везли с собой каяк, который не смоли отправить годом ранее на Кавказ, благодаря программе РЖД "Путешествуй налегке!". В этот раз бодрый каякер Степа решил довести лодку во чтобы то ни стало и купил для нее билет в багажное купе. Багкупе - это такое нано-изобретение монополии вместо багажных вагонов. Схема простая: оплачиваешь негабарит, подходишь к своему поезду, потом вычисляешь вагон для инвалидов и штабных, в котором и есть багажное купе, т.е. отсек без полок. Далее важное ЦУ проводника "вы мне вагон поцарапаете" и "не можете в свои походы в другое место что ли ходить?" и лодка, а вместе с ней и рамы, вносится в купе. Ее можно навещать все дорогу каждые полчаса, поглаживая по брюху, потому что под таким надзором ей должно быть страшно и грустно.

Сели. Не буду ничего писать про скорость скорого поезда, просто в другой раз есть все шансы поехать на машине и везде выиграть. Питер (вся ночь в пути): проехали не заметив после концерта в тамбуре по заявкам дембелей. Петрозаводск (в 16ч от мск): город контрастов и чудо цивилизации в виде пивной-разливной Паулайнер прямо у вагона (правда, просекли мы это только по пути обратно). Медвежьегорск: пироги с черникой, по которым скучают все, кто хоть раз ездил в том направлении летом! Надвоицы: главное - не выходить (веселые истории-2004). Кемь: сколько же можно ехать... Кандалакша встретила добрым утром, но что-то холодно. Вышли на площадь у вокзала, нашли свой транспорт и двинулись в сторону реки. И правда, не жарко, а на календаре экватор лета.

Перед рекой нас традиционно встречают военные (без иронии - чрезвычайно вежливые люди) с досмотром и инструктажем о прилежном поведении в пограничной зоне. Видимо, особист на месте отсутствовал и нас решили торжественно не выстраивать, я просто сходил приятно поболтать на КПП. Дежурный лейтенант пообещал потерявших страх медведей, неделю хреновой погоды и хорошего отдыха. В последствии это покажется на самом деле незначительными мелочами.

1. Традиционно сборка катов у нас проходит под девизом "валим, как можно быстрее", чтобы не спать в населенке. Этот раз не был исключением и, не смотря на семитысячный гарнизон самых вежливых людей, искушать парочку обделенных, которым интересен туризм вблизи, нам не хотелось (в 1996 году под Алакуртти наш лагерь немного пошерстили на предмет плохо лежащих ценностей, а в 2002 просто ошивались вокруг).


2. Отчалили покорять. Воды немного есть, но на этой реке все надежды возложены на нижние три порога, до которых еще три дня размашистой гребли.


3. Внешнюю идиллию на первой ночевке нарушали килограммы комаров, ночной морозец и сотовая связь. Звук айфона, извещающего из палатки о смс, в клочья рвет всю картину походного мира.


4. По большому счету именные пороги имело смысл смотреть только на предмет острых камней и мест, в которых не зальет детей на палубе. Но мы ленились и ехали все сходу.


На третий день была объявлена дневка, т.к. не только встали в крайне удачном месте, но и с нашим темпом рисковали проскочить реку за четыре ходовых дня. Настало время приключений. Что может приключиться в детском походе на идеальной песчано-сосновой стоянке в первый солнечный день? Самый натуральный форс-мажор. Начало острым ощущениям положил Володя. Из простого нарыва на пальце он вырастил воспаление, потому что решил не освещать пустяковую проблему до тех пор, пока рука до локтя не станет надутой. К такой ситуации походная медицина не была готова: антибиотики уже не брали, а колоть пациента в детских походах не полагается, в смысле, нечем. Немного поколдовав с аптечкой пару суток и отметив негативную динамику больного (палец то мы вылечили, но воспаление дало температуру), мы решили продумывать варианты доставки Володи в люди. Перспективы, как обычно, интересные: два дня вниз или 20 км против течения вверх. Пока думали над тактикой, к нам пришел Он. Сделаю спойлер для глубоко беременных и нежных: подробности не совсем приятные.

[Зэ дэдмэн] Процесс лечения протекал вяло, от того и не очень интересно для остальных и в основном все занимались тем, за чем приехали: валяли дурака. Егор валял его традиционнейшим для Карелии способом, бродя по берегу со спинингом. Когда он на пару с Андреем распугал все косяки напротив лагеря (все таки зацепив хариусов и окуней), то поступил строго по инструкции для рыбаков-любителей и пошел за рыбой вверх по течению на перекат: как известно, на перекате за каждым камнем ждут своей блесны обитатели таежной бездны. Но это был какой-то неправильный перекат.

Перекат Подкова, по ошибке названный порогом - просто быстроток с затяжным правым поворотом. Берега в этом месте не такие примечательные, как на нашей сосновой стоянке и, несмотря на рыбацкую тропинку по берегу, не вызывают желания по ним гулять: в основном, там растет кустарник, мелкие березки и трава. Короче, смешанный лес, который по паводку еще и подтапливается. Местами кусты расступаются и можно подойти к реке, чтобы метнуть блесной и ни за что не зацепиться.

Когда Егор вернулся в лагерь, он зачем-то решил меня удивить. Я хотел бы услышать историю про упущенную щуку в 10кг или хотя бы про сломанный спининг и просаженные блесны, которые надо спасать, но таких новостей у него почему-то не оказалось. "Я там труп нашел" - доложил Егор, попутно охренев от этого неприятного факта еще раз. Я успел подумать: "Ох@реть!", "зачем он нам?" и "не пора ли валить", но из всех логичных ответов выбрал что-то типа "точно труп?", после чего мы сели думать. Придумали пойти его осмотреть еще раз, взяв с собой лучших криминалистов в лице Саши Ори с топором и самого Егора, хотя он видимо не очень и хотел. Я тоже не очень хотел. Все те 100м от лагеря, которые растянулись в километр, я вспоминал все просмотренные одним глазом хорроры, но даже близко не смог оценить, что может ощущать расслабленный человек, который в отпуске на солнечной дневке рассчитывает отловить огромную рыбу, а не наступить на тело.

Из-за кустов и травы заметить можно было только метров с 3. Так как спасработы немного несвежего тела (месячной, а может, и больше, давности) не входили в нашу вольготную программу, да и захоронить мысли не возникало, то мы просто засекли координаты. Поза, характерная для человека, приплывшего лицом вниз, скорее всего означала, что он проделал путь по паводку, вынесшему его в омут на резком повороте реки. Отсутствие одежды от слова "абсолютно" и общее состояние потрепанности версий не породило. Повесили красную бандану на ветку для привлечения спасателей и вернулись в лагерь. Вечер перестал быть томным, ужин мне почему-то не зашел...

Я полез на сосну ловить связь, которая баловала нас еще на прошлой стоянке. За час с тридцатьпятого раза я дозвонился по 112 в полицию Кандалакши и передал координаты и описание места. Они сказали, что раньше следующего утра машину не отправят (к стоянке подходит старая дорога, заросшая мелкими соснами и березняком). Ночью не спалось, досаждали ходячие мертвецы и группа Дятлова в полном составе. Судя по ворочающимся шорохам из палаток - не мне одному.


К утру стали собирать эвакуационную команду для Володи и параллельно пытались связаться с хорошо известном среди водников Павлом Сысоевым, который организовывал нашу заброску (причем еще и в 2002 году, т.е. буквально корифей трансферного рынка региона), чтобы он выслал навстречу машину. К тому моменту, как удалось прозвониться, Павел получил sms и, не долго думая, отправил в оффроуд пикап L200 навстречу нашей четверке. Каким-то чудом встреча на Тумче произошла в точно в условленное время и в условленном месте, что при отсутствии связи казалось малореальным, если не чудесным.

За всю "операцию" парни на четверке не только прошли против течения 11км (большая часть из которых приходилась на обносы по лесу перекатов и порогов), но и успели догнать остальную группу ночью того же дня. "Я не скажу, что это подвиг, но что-то героическое в этом есть...".

Остальная же часть группы находилась в деморализованном состоянии из-за возросшего вдвое количества вещей с ушедшей пустой четверки. Если бы не неприятное соседство, возможно, мы бы и никуда не двинулись, так как навыки по обращению с навалочными грузами давно утеряны в ходе многолетних спортивных поездок по Кавказу. Но проклятое место стойко навевало желание свалить любой ценой.

5. Кто одет, тот ... везет человека с перемотанной рукой домой. Единственное фото группы в первоначальном составе, который еще будет урезаться.


6. Новая живописная стоянка, специально подобранная для реабилитации ликвидаторов неприятных ситуаций.


7. Порог "Красивый", видимо, назван был в честь могучих сосен и солнечной погоды, а не за содержание.


8.


9. За пару часов допилили до начала кульминационной связки порогов Яма-Котел-Карниз, на каждом из которых мы очень хотели стоять.


10. Изначально планировалось, что в начале июля будет если не паводковый уровень, то хотя бы близко к среднепиковому, потому что низкую воду мы уже достаточно понаблюдали на этой реке в прошлые походы. Но к нашему приезду в назидание остались только намотанный на прибрежные кусты ил и лужи-лагуны в скальных берегах.


11. Катание по Яме фотогенично и малоинтересно одновременно: в этом страшном по всем описаниям пороге помимо нас даже коммерческие группы купались самосплавом.


12. Бочка не кусалась, кат не хотел киляться, даже если все сидели на одном баллоне. В основном, развлекались бодирафтингом.


13. #рожи-ок!


14. Почему грустит Денис? А просто ему завтра грести домой раньше остальных...


15. Домой грести надо было с двумя катамаранами на троих. Порог неКотел.


16. "Пап, что на этот раз поймал?.."


17.


18. Допрос с пристрастием.


19.


20. Одна из немногих ясных белых ночей. Ясная - это значит, что не капает сверху, но зато холодно. Заморозков не было, но градусов до 5 температура опускалась.


21. Вроде, все заняты делом, но по кустам больше никто не шарится))


22. День катания подрастающего поколения. Пока что без весел: плохо держатся в "седле". Подразумевалось, что они будут грести весь поход, но погода решила по другому. Еще на второй день старший малость устал, что остаток похода шел пассажиром "от греха подальше"...


23. Макс сидит передо мной, чтобы успеть его в случае чего схватить за шкирку. А меня в его возрасте вообще на поводок сажали. На самом деле вода никакая и для четверки тут совсем все мимо.


24.


25. Порог "Котел" был непрезентабелен целиком и мы на нем решили не кататься, сразу переехав на самый мощный порог "Карниз".


26. Четверка была нагружена настолько, что Степа засадил веслом в дно на зацепе, когда мы свалились со слива. В подводном положении есть свои плюсы: получаются прикольные фото.


27. А на двойке мягче мягкого.


28.Саша с Дианой показали нам, что будет, если ничего не делать. Но, видимо, квоту на приключения мы выбрали чуть раньше.


За порогом мы встали на уже знакомой по 2008 году стоянке, запланировав снова сутки никуда не дергаться. Тем более, что до конца реки всего пара часов в нашем темпе. И тут нас накрыл карельский обложной дождик, который не кончался два с половиной дня. Естественно, никакого желания куда-то двигаться под таким муссоном у нас не было и мы решили просадить все запасные дни, которые у нас были отложены на красивый отдых на одном из скальных сосновых островов посередине озера.

29. В такой позе мы просидели три дня. Все три дня в лагере (хотя реально со второй четверти похода) творилась гастрономическая вакханалия, потому что отчалившие ранее камрады бесчеловечно отсыпали нам всю раскладку, раздутую вдвое еще в Москве. Мы бы могли кормить и напаивать всех проплывающих мимо, но гости нас почему-то избегали. Даже наконец-то пойманной и зажаренной щуке никто вроде и не был рад, хотя только ради этого изыска стоило приехать в Карелию.


Дождь принес столько воды, что она начала реально подниматься на глазах. До этого года я не помню похода в Карелии, где нужно было беспокоиться за вещи, оставленные на берегу (мы проморгали губку и бутылку жидкости для посуды). Благодаря горному характеру Кутсайоки, которая впадает чуть выше и увеличивает расход вновь образованной Тумчи вдвое, за полдня уровень подскочил до интригующего и мы стали ждать. На третьи сутки, одурев от оседлости и лени и дождавшись, когда скалистый остров в пороге начнет обливаться водой, мы взяли четверку и втроем заехали сначала в левый слив, по которому слились раньше, а потом в самое глубокое место "Карниза", которое все остальные группы почему-то игнорировали. Получилось хорошо, но повторять занос ката стало лень. На выходе из порога нас попытался уложить настоящий биг-вольюм вал, что само по себе очень удивительно для Карелии. Так как переться нас страховать фотать никто не захотел, подвиг сей остался только в ГоуПро.

30. Наконец, у нас закончились запасные дни, время стало поджимать и скоро должен был показаться виртуальный перрон вокзала с "сиреневым туманом". Уступив место группе коммерсов (отдельно хочется сказать, что их вопросы вроде "у вас что, свои катамараны?" и "вы тут все знакомы?!" сначала меня немного вводили в ступор, а теперь, по прошествии времени, просто пугают. Неужели так мало стало самостоятельных групп, что на них уже начинают смотреть, как на мамонтов?), погребли дальше к цивилизации, перед которой надо было хорошенько отмочить на последнем пороге с непонятным мне ранее названием "Шляпа" (вообще туристическая топонимика - дико увлекательная вещь. Чтобы понять многие названия, надо сначала развести спирт один к одному и зажрать это банкой кильки). Истина открывается только по большой воде: скала-папаха стоит в центре порога, а не на берегу как годами ранее, обливаясь со всех сторон пеной. Линий прохождения по паводку столько, что можно укататься, а они еще останутся и будут даже интересными. Но весь фан конечно в бочке левого берега.

30. Мы естественно плюхнули четверку в самое-самое, потому что с таким весом ее даже не любой завал мог остановить. Мешался только каяк-спойлер, но больно весело за него кусало. Не обошлось без сторонней поддержки: под флагом "Важно. Новое страхование" прошел весь поход, с такой поддержкой можно и жесть замочить. А по "шпилю" еще круто смотреть, в какую сторону движется кат под водой и совпадает ли это направление с мнением экипажа... ))


31. После заныра четверки было решено груженые лесом двойки (на последних стоянках часто проблемы с дровами) отправить в обход по рукотворному правому руслу-каньону, где вместо месящей бочки ничего, кроме прижима, скорости и эстетического удовольствия, нет.


32. Каньон рубили для сплава леса, в верхней части отчетливо видно его рукотворное происхождение. Года до 2010 я не знал о его существовании вообще, мы всегда ходили только в основной слив. Случайное фото из сети меня немало удивило.


33.


34. Теорию про злобный для маломерных судов котел решили проверить Саша с Дианой, прополоскав катамаран несколько минут. Родео разрешилось само собой, хотя на вид напоминало качели. Upd: по словам Шурика, он хотел оставить там плечо, но что-то его остановило. ))


35. Так как мы не очень хотели стоять рядом с баней, генератором, пивом (вот глупые, да?) и катерами, то поставили лагерь прямо на острове, образованным двумя протоками порога. Места там было немного и между песчаным пляжем и набережной с шумным потоком я выбрал последнее. Не люблю песок в спальнике.


36. С утра к нашему острову перечалился зафрахтованный накануне катер, с которого начинается длинный путь в сторону дома: 60км по озеру-водохранилищу, вдвое больше на автобусе до вокзала и более тысячи под стук колес...


Даже сидя на палубе на холодном ветру, стараешься ухватить и впитать уплывающие пейзажи, потому что совершенно не понятно, когда получится еще туда вернуться. Несмотря на все неприятности, не очень комфортную погоду и непопадание в уровень воды (после нашего отъезда река вспухла еще больше, залив даже некоторые стоянки), экспериментальный состав компании, все равно поход - это небольшая жизнь. А какие рожи - такая и жизнь))

Куча фактов обо всем подряд

• река идется от Алакуртти до катеров на Шляпе за 5 дней легко, за 4 спокойно. Мы имели привычку никуда не торопиться и среднестатистическое время выхода колеблется между 3 и 6 часами дня (хотя с белыми ночами можно ходить и в совсем неприличное время, только будет холодно). Потом 7-10км гребли и две дневки подряд.
• по воде от средней и выше катать интересно пороги Падун (в левом русле слив и бочка), Яму и оба порога после слияния с Кутсой: Карниз и Шляпу. Будет целых 3к.с.. Хотя, учитывая основной контингент реки, смотреть все именное - хороший тон. Наша лоция реки.
• стоянок много, но в нижнем течении на порогах резко возрастает конкуренция не только за счет слияния с Кутсой, откуда "сваливаются" более спортивные группы. Конкурировать придется с коммерческими толпами, которые иногда передвигаются на моторе и в любом случае будут первыми в хорошем месте, которые у них расписаны по графику. Например, на Котле даже в "низкий сезон" было все занято и страшно подумать, какой там может быть турслет в августе.
• гадюшник в лесах поражает воображение: мануал Хау ту шит ин зэ вуд хочется выбить на камнях, чтоб потомки удивились нашей грамотности. Но чего потомки точно не поймут, так это прибитые к деревьям гнилые выцветшие футболки, рваные кроссовки в 20м на соснах и связки-гирлянды стеклянных (!) бутылок из под благородных самогонов. Дебилизм и нравы.
• погранцы предупреждали о медведях (куча веселого карельского видео этого сезона тому подтверждение), которые стали выходить к людям. Медведей мы не встретили, но зато почти все стоянки были заселены голодными грызунами, похожими на леммингов. Эти твари отметились зубами на небрежно брошенных продуктах и даже некоторых гермах.
• комары подлые, беззвучные, беспощадные и не замерзают ночью, даже если температура стремится к нулю. Баллончик Гардекса расходуется на все, включая палатку и рюкзаки. При такой плотности вражеских эскадрилий его хватит на неделю для троих не очень нежных. Кстати, на 10м и 26м фото Вася сидит в пороге с Baff-ом на лице: эти твари жрали и в 15м от берега. Но реально к ним быстро привыкаешь и в негативные эмоции их вносить не стоит. К тому же, они все равно лучше, чем мошка.
• Рыба есть разная. Где-то там плавает щука килограмм на 8-10 с четырьмя блеснами в зубах. Я бы не поверил Андрею, если бы не указал на то место, где папа 13 лет назад вытащил такого же монстра. Ягод не было - рано, грибам - холодно.
• сотовая связь есть до 20км вниз от Алакуртти. Но так далеко в тайге только Билайн может принимать и отправлять смс, а звонить - только от 15м над землей.
• хочу сказать огромное спасибо: Павлу Сысоеву за организацию трансферов и его водителям Александру и неизвестному герою на L200; заботливым хозяевам гостиницы Иова за торжественную баню и ответственное хранение нашего ката. Ну и конечно же жене, которая "бегала по подоконникам" и мужественно ждала...)))
• Ссылка на более ранний пост о красоте северной природы: было бы кощунственно мешать поход и карельский пейзаж.

Карелия, #тумча, отчет, #рожи, бурноводное, поход, тумча, фото, 2015

Previous post Next post
Up