Два года своей жизни я отдал работе на заводе. Это была отработка по распределению после окончания техникума. Первое официальное место работы вызывало смешанные чувства. Новые люди, новый коллектив, новые знакомые. Сюрпризы начались, когда начальник отдела кадров решал в какой цех и к кому нас отправить. А отправили в механо-сборочный цех.
Почти четыре года нас обучали на наладчика станков по электронной части. Но на участке зам. начальника цеха сказал, что будем настраивать станки на определенную деталь, а это уже технологический наладчик. Попытка объяснить, что обучались мы на других наладчиков вызвала ухмылку и фразу «У нас наладчики одинаковые», что в подтексте означало никого не ебёт nobody cares.
Хорошо запомнилась выдача рабочей одежды . На мой рост не было комплекта. «А, когда появится?», - спросил я у заведующей. «А я не знаю!», - ответила она. Тогда мне выдали комплект на рост 185-190 см, при моих 165 и обувь. Обувь я взял на размер больше, с расчетом на зиму и шерстяной носок. Комплект состоят из робы и брюк. Если роба в плечах была нормальной, то в длине нужно было ушивать вместе с брюками. Брюки подошли бы какому-нибудь рэпперу-афроамериканцу.
На участке меня закрепили за наладчиком, который должен был показать как и что делать. С огнем в глазах я смотрел на вращающийся токарный патрон и резец, резво убирающий нужный слой металла. Иногда подходил старший мастер и просил «по-человечески» помочь принести ведро краски, отнести на тележке готовые детали, привезти из сварочного заготовок. А спустя недели две снизошло озарение: должность молодого специалиста со стороны выглядит «принеси-подай-иди нахуй-не мешай».
Комичность ситуации в том, что достаточных знаний, для настройки станка, еще не было. Из-за этого нельзя отказать «по-человечески» просящему мастеру о просьбе что-нибудь принести. Особенно чутко на заводе можно прочувствовать ситуацию, когда ты стараешься быстро настроить станок и быть свободным, но как только мастер видит, что ты без дела: «Пойдем-ка со мной, парень». И находит тебе задание по душе - наждачной бумагой убрать черноту, которая осталась после термической обработки и шлифовки. То, что деталь не пригодна к установке на «Палессе» и является браком никого не ебёт nobody cares. Больше можно будет списать на очередной инвентаризации.
Примерно через полгода работы я железно решил, что на заводе не останусь по окончанию срока контракта.
На самом деле все не так печально на заводе. Я периодически вспоминаю ситуации, которые там возникали, с улыбкой. Заводская закалка помогла смотреть реальнее на вещи. В сложных ситуациях мне подсказывали, как лучше поступить. Каждый человек, с кем я был знаком за время работы, был уникален. Да были любящие сходить «на баню»*; были и очень грамотные люди, которых можно слушать с открытым ртом.
Хорошо мне запомнился самый матерый, повидавший всего, пожилой наладчик. Когда я попадал с ним в одну смену, то на обеде, в курилке, он рассказывал истории из жизни. Не выдуманные. Было очень смешно. Правда, спустя года полтора истории иногда повторялись. Особенно интересно было слушать про жизнь и работу во времена СССР. Подробный рассказ про фразу «За того парня» я помню до сих пор.
p.s. Возможно будут еще посты на тему завода. Посмотрим.
*«на баню» - питейное заведение рядом заводом.