Кафе "Дилетант". Часть X

May 24, 2015 01:10

- Получается так, что придуманный мною предваряющий интервью вопрос имеет смысл, хотя ответ на него будет сильно влиять на восприятие того, что я в дальнейшем услышу. То, что вы мне рассказали, я буду постоянно держать в голове по ходу нашего с вами общения. Этот ваш ответ будет теперь освещать мне особым светом все закоулки проблемы, которую вы будете описывать.
- Людей можно классифицировать по множеству разнообразных признаков и черт. С точки зрения психического склада я делю людей на "свободных от себя" и "не свободных от себя". Одна моя подруга, которуя я хорошо знала с детства, была человеком явно "свободным от себя". Потом случайно вышла замуж за явного дурака и стала "не свободной от себя". Она стала всех уверять по делу или в отсутствии какого-либо повода, что у неё муж не просто умный, а местами даже мудрый. Произошло это потому, что человек она - незаурядный, с большим самомнением и привыкла пользоваться уважением и вниманием окружающих. А тут - тривиальный дурак. Нестыковка получилась, психическая травма. Да что я говорю про подругу. Я же вам рассказывала о том, что нечто подобное я сама на себе испытала и именно благодаря этому испытанию вошла в число дилетантов Кафе и почувствовала тягу к той пробелеме, изучением которой занимаюсь. Эти случаи  - сущая мелочь, но они, тем не менее, являются ни чем иным, как отклонениями от психической нормы, поскольку, как вы поняли, в моей классификации люди, "не свободные от себя", не принадлежат к категории психической нормы. А любое отклонение от психической нормы может быть чревато самыми неожиданными последствиями, порой даже трагическими. Всё это я дальше подробно растолкую.


Здесь же я хотела бы обратить ваше внимание на то, что мой ответ на ваш вопрос в виде выжимки из результатов моих исследований конечно же будет оказывать на вас влияние в процессе восприятия того, что я буду рассказывать вам дальше. Но в отличие от факторов, приводящих к "несвободе от себя", этой моей ориентировкой вы будете невынужденно пользоваться как инструментом рассудка, который, как известно, не создаёт нового знания, а лишь систематизирует уже существующее. А вот человек "не свободный от себя" вынужден пользоваться некоторыми позициями и возможностями присущего ему сознания для создания необходимого ему нового знания, как только речь зайдёт о предметах и явлениях, перекрываемых этими позициями. При этом он создаёт новое знание и активно им пользуется, не замечая его алогичности и бредовости. Потребность в новом знании проистекает от "несвободы от себя", которую приходится обосновывать по отношению к сохранившимся компартментам нормального мышления, выставляя эту несвободу в качестве естественной потребности при всей её неестественности и часто абсолютной бессмысленности. Так возникает расщеплённость сознания.

Вам наверняка приходилось наблюдать за двумя спорящими людьми, один из которых не даёт слово молвить другому, сопровождая при этом спор выкриками: "Вы не даёте мне слова сказать!" Он это делает вовсе не потому, что у него плохо со слухом или со зрением. Это происходит потому, что человек временно "несвободен от себя". Его мышление предвзято перерабатывает получаемую им эндоинформацию. По этой причине "несвобода от себя" представляет собой продукт изменения манеры мышления, манеры осмысления полученной информации, а не способа получения такой информации. Этот пример показывает, что "несвобода от себя" может эпизодически возникать у вполне нормального человека при сильном возбуждении.

Такого рода сильное эмоциональное возбуждение называется ажитацией. Человек в таком состоянии становится чрезвычайно суетлив, способен выполнять только простые автоматизированные действия. У него появляется временное ощущение пустоты и отсутствия мыслей, нарушается возможность рассуждать, устанавливать сложные причинные связи между явлениями. Ему нужно просто "заговорить" того, кто с ним не согласен. Ажитация оценивается как предпатологическое состояние в границах психологической нормы. Ажитация наблюдается при аффективном напряжении, вызванном сильным стрессом, а также при многих психических заболеваниях (например кататоническая шизофрения, тревожный невроз и т.д.). Ажитация приводит человека к состоянию "несвободы от себя". В таком возбуждённом состоянии человек временно теряет способность трезво оценивать свои действия. Очень важно было бы понять механизм возникновения ажитации, но к услугам любознательного человека сегодня может быть представлено лишь терминологическое жонглирование без раскрытия тонких механизмов этого явления. Эти механизмы неизвестны.

- Значит, если я испытываю необходимость внушить кому-то важную для меня мысль, переспорить кого-то, то получается, что я приближаюсь к границе психической нормы?
- Да, механизмы подобного рода эмоционального возбуждения, нейробиология возникновения этого состояния и, главное, удержания этого состояния во времени неизвестны. Известно лишь, как "заговорить" это явление, чтобы создать видимость того, что незнание не столь зловеще выглядит. Этому обучают в университетах будущих психологов и психиатров. Понятно, что существуют некоторые факторы воздействия на психику человека, которые странным образом отключают некоторые компартменты мышления. Например, существование бога недоказуемо. Но не это главное. Главное то, что существование бога отрицает всю без остатка совокупность знаний, накопленных человечеством, включая даже законы механики, не говоря уже о генетике. Но бог может быть очень нужен, просто необходим людям, и по этой причине никакие доводы не явятся препятствием к возникновению и поддержанию религиозной веры. Я подробно объясню вам, почему бог нужен людям, и как эта потребность в боге удовлетворяется с помощью абдукции. Ещё нелепее, чем вера в существование бога, выглядит вера в существование загробного мира.

Сегодня в рамках индуцированного исламом массового сумасшествия тысячи волонтёров с нетерпением ждут своей очереди взорваться и воспарить прямиком в рай. Но мало сказать, что существование загробного мира не объяснимо с точки зрения всей совокупности накопленного человечеством знания. Если загробный мир существует, то тогда полной фикцией является современные физика, химия и биология. Таким образом, в широком диапазоне состояний "несвободы от себя", начиная от тривиальной обратимой ажитации и до фанатической необратимой веры в бога, проявляются аномальные состояния мыслительных процессов, целый ряд видимых особенностей которых непонятны также, как и тысячелетия тому назад. Психология и психиатрия не в состоянии объяснить, откуда возникает неодолимая сила подавления здравного смысла. Ведь по существу отклонения от психической нормы не лечатся. Эту общеизвестную истину в таком неприкрытом виде вы нигде не встретите. Вы нигде не встретите объяснение тому, почему в отличие от соматических заболеваний, психические заболевания не лечатся. Медикаментозное лечение сводится лишь к облегчению течения болезни.

При всех успехах современной нейробиологии, ни молекулярный, ни инженерный уровень, ни различные виды оперативных вмешательств не в состоянии заменить использование интеллекта с целью исследования интеллекта. Мы - люди - обладаем этим неоценимым даром, но очень неэффективно им пользуемся. Во всём этом виноват цивилизационный прогресс, который, по-существу, представляет собой селекцию людей по признаку снижения их зависимости от данных им природой способностей. Например, в старые времена профессия вперёдсмотрящего очень ценилась и не только на флоте, где вахтенные матросы, отличающиеся высокой остротой зрения должны были предупреждать об опасности столкновения с рифами и скалами. Но потом появились бинокли, телескопы, телеобъективы, радиолокаторы и люди с высокой остротой зрения перестали получать преимущества, соответственно, более высокое материальное обеспечение по сравнению с нормально- и плоховидящими. Так происходит селекция во всех без исключения сферах человеческой активности. Томографы, электронные микроскопы, масс-спектрометры и высокоэффективные хроматографы - это очень хорошо, это - элементы прогресса и движения вперёд в самых различных областях человеческого существования. Но это одновременно  и фактор отрицательной селекции, снижающий потенции  интеллектуального осмысления окружающей человека жизни. Иными словами, даром человеку ничто не даётся.

Но я должна сказать, что мы с вами постоянно отклоняемся от линии повествования, которая бы позволила мне изложить в доступной форме то, что я считаю своим достижением в исследовании работы мозга. Несколько наших аборигенов занимаются исследованием мыслительных процессов и вы будете иметь возможность с ними пообщаться. Я занимаюсь темой, название которой звучит немного необычно: психоиммунология. И в этом наименовании моей работы заключена расшифровка многих известных, но не объяснимых с позиций современной науки явлений. Теперь, Рэйчел, я буду не свободно беседовать с вами, а начинаю читать лекцию. Иначе наша беседа растянется на месяц.

(Продолжение следует)

Часть IЧасть II, Часть IIIЧасть IVЧасть V Часть VI, Часть VII Часть VIII Часть IX


Рассказ

Previous post Next post
Up