О гетерогенности сущего и аксиомах сущего. Часть III

Sep 19, 2014 14:24

Как уже отмечалось мною выше, IS-сущее возникает на базе S-сущего в результате реализации намерения или потребности живых организмов (и то, и другое обозначается как intention - I) и выражается в преобразовании или, точнее, в бесчисленных вариантах колонизации S-сущего. Под намерением  понимается вектор мышления, замысел, рождённый стремлением выполнить некое конкретно обусловленное действие. Можно иметь желание совершить какое-либо действие, но если это желание вялое, неагрессивное, то его реализация может быть проблематичной, необязательной. Намерение же, в отличие от потребности и желания, - это прежде всего позыв к реализации потребного, задуманного, стремление достичь конкретного результата. В любом намерении уже заключено активное, агрессивное начало.

В этом отношении потребность отличается от намерения. Потребность может не сопровождаться намерением, а удовлетворяться механически, неосознанно. Ощущение жажды - потребности напиться - это одно, удовлетворение потребности напиться при доступности воды - это другое, намерение направиться на поиски источника воды при её отсутствии - это третье. Удовлетворить потребность в воде можно механически, не задумываясь. Перед тем же, как отправиться на поиски воды, необходимо обязательно изучить возможность реализации подобного намерения.


Конкретность планов реализации намерения или замысла определяется тем, что, хотя у живого существа может быть множество самых разнообразных потребностей, потребности эти, как правило, бывают разделены во времени и пространстве. В жизненной практике обычно редко встречаются два или более синхронно выражаемых намерения, хотя в принципе это возможно, например, возникшая потребность, соответственно, намерение одновременно почесать затылок и ногу. Намерения в активной форме свойствены в основном высшим животным. Вряд ли допустимо говорить о том, что бактерии испытывают потребность в субстрате роста. При критически малой концентрации такового они автоматически перестают делиться, и популяция бактерий независимо от их "намерений" переходит в стационарную стадию роста с потреблением запаса эндогенных продуктов для поддержания способности к выживанию.

Но когда бактерии двигаются по направлению к области с увеличенной концентрацией глюкозы, то этот феномен можно назвать бактериальным таксисом, а можно квалифицировать как род некого примитивного зачатка намерения бактерий перейти в область бОльшей концентрации питательных веществ, используя подвижность, которая является эволюционным достижением, рассчитанным на исполнение подобного рода зачатка намерений. Ведь они целеустремлённо передвигаются по направлению к цели, т.е. проявляют конкретное намерение достичь области с большей концентрацией питательного вещества.

Это намерение бактерий вполне допустимо назвать самым примитивным зачатком замысла. Для реализации подобного замысла бактериями используется свойство цитоплазматической мембраны дифференцировать разность концентраций субстрата с помощью сенсорных устройств, расположенных на противоположных участках бактериальной мембраны. Т.е. для исполнения замысла необходимо на физиологическом, а у высших животных и на психическом уровне ощутить потребность в осуществлении замысла, для чего и служат сенсорные способности бактериальных мембран.

Несложно понять, что осуществление намерения, замысла полностью исключено в условиях отсутствия управления и детекторов контроля за эффективностью управления, поскольку замысел - это нереализованный план управления. Бактериями никто не управляет, они реагируют на влияние внешней среды с помощью стереотипов обмена веществ, выработанных эволюцией. А вот их движение в направлении концентрации субстрата роста управляется с помощью сенсорной системы, связанной с работой жгутиков, с помощью которых бактерии передвигаются. На этом простом примере можно показать, что для осуществления замысла необходимо соответствующее целеполагание, сопряженное с механизмом реализации цели, что полностью исключается в условиях спонтанности, является антонимом, антиподом спонтанности.

Никакие самые изощрённые виды насилия над теорией вероятности неспособны доказать возможность реализации замысла с помощью "броуновского движения" в направлении задуманного. Идея о том, что в условиях отсутствия управления и детекторов контроля за эффективностью управления эволюция нуклеиновых кислот или рибозимов могла привести к возникновению жизни, является примитивно ничтожной, несмотря на полученную нобелевскую премию. Верующих в подобные чудеса немало среди высококвалифицированных специалистов, не знающих иных альтернатив, но уверенных, что они не имеют по своему статусу прав демонстрировать полное незнание существа вопроса. Для приобретения же статуса победителя незнания в отсутствии реального знания требуются лишь способности к изящной словесности, что с точки зрения научной практики означает умение плотно насаживать друг за другом термины, не имеющие однозначно определённого смысла.

Бог, сотворив всё сущее (на Земле, а при более обширном аппетите верующих - во Вселенной и на субмолекулярном уровне), не удосужился оставить верифицируемых свидетельств своей плодотворной деятельности. Доказательством божественного всемогущества являются не факты и вещественные доказательства, а священные книги, написанные неглупыми людьми глубокой древности, искушенными в знании особенностей человеческой психики, морали и физиологии мышления, которые, тем не менее, не имели ни малейшего представления об основах организации вещественного мира, сегодня изучаемых детишками в школе, не имели представлений не только о том, как возникают молнии и громы, но и не представляли себе даже реальной связи между соитием и последующим рождением детей. Универсальным способом удовлетворения любопытства им служила простая и доступная конструкция под названием "чудо".

По своему статусу полностью неграмотных в области действия сил природы их тянуло на сочинение привлекательных для себя и народа сюжетов с трансцендентным уклоном, т.е. на сочинение сюжетов, принцинципиально недоступных опытному познанию, приёмами которого они очень плохо владели, или, проще говоря, сюжетов, не основанных на реальном жизненном опыте масс. Например, таковы байки о партеногенезе или непорочном зачатии, которое не встречается ни у одного из известных науке видов млекопитающих. Непорочным зачатием размножаются  членистоногие (тихоходки, тли, балянусы, некоторые муравьи и многие другие социальные насекомые), непорочное зачатие встречается у 0,1 % всех позвоночных животных (у 70 видов таких, как скальные ящерицы, комодские вараны). Партеногенетические популяции также найдены и у некоторых видов рыб, земноводных, птиц (в том числе кур).

Повторяю, случаи однополого размножения не известны только среди млекопитающих. Сказки про деву Марию, родившую Христа, чудеса тотально неграмотных людей древности сегодня продолжают использоваться в качестве официальных "доказательств" всемогущества Творца всего сущего, а "священные" книги, сочинённые пришельцами из глубокой древности, на полном серьёзе служат в качестве бездонных океанов для вылавливания знаний о мире и извлечения элементов, предназначенных для использования в качестве арматуры, формирующей мораль современного общества.

Все эти сказочные сюжеты и правила казарменного общежития верующих (без чего не бывает религии) постоянно пополнялись и усовершенствовались людьми, обслуживающими ординарных верующих. Например, пророк Мохаммед, который из-за конкуренции с иудейством и христианством вынужден был придать созданной им мусульманской религии черты наступательного агрессивного накала, понимал, что из женщин, в силу своей биологии значительно более приземлённых чем мужчины, получаются верующие менее фанатичные, т.е. менее качественные, менее эффективные в воинстве Аллаха, поэтому женщину ислам сильно понизил рангом под фальшивым предлогом большей заботы и перевел под надзор мужчин.

Черты тщательно продуманного IS-сущего в системах управления массами верующих проступают в любых религиозных церемониях. Все многочисленные разработки каст священнослужителей, призванные усилить религиозные чувства верующих, относятся IS-сущему, поскольку они создавались намеренно с помощью  материалов, относимых к разряду S-сущего, и предназначались для верующих, являющихся, как и все живые существа, S-сущими. Это относится к религии. А вот сама вера является II-сущим и ниже я объясню почему именно.

Сегодня "доказательство" участия Бога в создании сущего на основании того, что современная наука не может себе представить осмысленного варианта, объясняющего этот процесс, правильно называть не доказательством наличия Бога, а верой в его существование, возникшей по причине незнания или некоторых психических аномалий, о которых я скажу ниже. Доказательств наличия Бога - иных, чем отсутствие достаточного ума для объяснения небожественного происхождения сущего, не существует. Простенькая мысль о том, что не мог такой сложный мир возникнуть без помощи Бога, является ничем иным как подменой понятий. Вор в своё оправдание мог бы в таком случае заявить, что обокрал человека потому, что тот не умеет эффективно тратить деньги. Если вдруг выяснится, что теория относительности Эйнштейна в корне неверна, то у многих верующих, даже не изучавших физику, вера в Бога ещё более укрепится, хотя между теорией относительности и верой в Бога нет абсолютно ни малейшей связи.

Веруют не только в Бога. Веруют в придуманные от отсутствия знаний псевдонаучные гипотезы, например, в происхождение жизни на Земле путём эволюционного самоусовершенствования нуклеиновых кислот в отсутствие аппарата выработки энергии, клеточной мембраны и пр., веруют в несуществующую любовь, веруют в неизбежность лотерейного выигрыша, веруют в торжество социализма, в победу коммунизма, фашизма, исламизма (нужное подчеркнуть), веруют в наступление коммунистического послезавтра, когда всё будет бесплатно, веруют в скорое падение доллара, в различные теории заговоров и т.п. Все эти многообразные проявления веры имеют одну и ту же природу, о чем говорить не принято, но крайне необходимо. Вера свойственна и животным, не имеющим ни малейшего представления о Христе или Аллахе. Об этом я и собираюсь рассказать.

Вера является феноменом психической деятельности человека, вполне объяснимым без необходимости привлечения божественного участия в её возникновении. Но нет ни малейших оснований считать Бога творцом S-сущего, поскольку по определению S-сущее формировалось, формируется и будет формироваться в отсутствие центра управления, по принципу самоорганизации. Может быть Бог создавал какой-то иной класс сущего, но иного сущего в отличие от того, что создано спонтанно (S-сущее) или путём преобразования спонтанно создаваемого сущего вследствие намерения и потребности живых существ (IS-сущее), по всей видимости невозможно придумать даже при использовании самого изощрённого фантазирования.

S-сущее - продукт спонтанного, нецеленаправленного взаимодействия, которое просто не по зубам Создателю, поскольку подобное проявление сущего, его создание и модификации неуправляемы также, как для вменяемого грамотного человека неуправляемы Вселенная или атом. Как я уже говорил, IS-сущее - в отличие от S-сущего - продукт преобразования исходной сущностной основы под влиянием направленного действия, сформированного намерением или потребностью. Но всё живое на Земле является не IS-сущим, а S-сущим. IS-сущее возникает лишь по ходу жизненной активности живых существ от бактерий до человека.

В соответствии со сказочными сюжетами, создавая всё сущее, создавая Адама и Еву, Бог занимался созданием IS-сущего, поскольку всё по определению делалось им целенаправленно, намеренно, а S-сущее намеренно создать невозможно. Тогда, исходя из простой логики, Бог сам представлял собой S-сущее, а в этом случае не мог не быть продуктом случайного процесса самоорганизации, наподобие того, который я описал в своей теории происхождения жизни на Земле. Эта гипотеза рассматривает становление в результате спонтанного проявления уникальной химической реакции механизма аккумулирования энергетических шумов в виде праобраза АТФ - окиси магния.  Описанный мною уникальный механизм объясняет, почему мы одиноки во Вселенной и почему всё живое исходит из одного предшественника. Если Бог возник в соответствие с каким-то подобным уникальным механизмом, то где следы его эволюционирования до состояния такого могущества, что он стал способным создавать живое?

Есть ещё один очень важный момент, которого я коснусь здесь поверхностно. Дело в том, что любое преобразование S-сущего в IS-сущее со всей обязательностью нуждается в затрате энергии. Может быть в каких-то неизведанных мирах, созданных воображением научных фантастов, что-то происходит само по себе без затраты энергии, но в любом проявлении земной жизни ни одно действие не совершается без затраты энергии. По моим представлениям, о чем я неоднократно упоминал, жизнь представляет собой процесс производства и траты энергии (в основном в  виде АТФ). Все без исключения живые организмы потреблют различного вида пищу с целью синтеза энергии, часть которой расходуется на поддержание и синтез de novo механизмов синтеза энергии.

Это свойство под названием "жизнь" органически эволюционировало в виде многообразия субстратов жизнедеятельности под названием "биосфера" с целью диссипации огромной энергии, поставляемой Земле Солнцем. Ведь масса Солнца составляет 99.8% массы всей солнечной системы и равна одному миллиону масс планеты Земля. Именно рассеиванием этого чудовищного по силе солнечного излучения и занята совокупность всего живого на планете Земля. Жизнь на Земле возникла в результате самопроизвольного образования молекулярного механизма синтеза энергосодержащего переносчика - окиси магния, который мог существовать только в липидном слое, что в итоге привело к возникновению первичной мембраны. А перенос энергетического заряда с помощью окиси магния в водную среду привёл к возникновению водорастворимой АТФ.

Для первоклетки пищей для образования энергетического субстрата - окиси магния - являлись звуковые волны, образовывавшиеся от бомбардировки метеоритами безатмосферной Земли. В дальнейшем эволюция живого привела к возможности извлечения энергии из различных субстратов - различных видов пищи. Таким образом, начиная с первоклетки и кончая многообразием всего живого на Земле, любое действие со всей необходимостью сопровождается синтезом, переносом и использованием энергии. Стоит задуматься, что единственным исключением из всего, с чем сталкивается человечество, является Вседержитель, который производил свои действия на халяву, без использования энергии.

Людей и всех живых существ - творений, заключающих в себе вектор смысла, а не аморфную массу спонтанно образованной бессмысленности, способны произвести только лишь намерение и замысел живого. Если Бог создавал живые существа намеренно, т.е управлял процессом создания, то создавал он IS-сущее, а не S-сущее, которое он создать был бы не в состоянии по определению. Как я говорил, Замысел не реализуется на спонтанной основе в отсутствие источника энергии. И тогда каждое живое существо в отличие от любого S-сущего должно обладать оставшимся после Бога центром, пунктом управления. Отсюда вытекает сакраментальный вопрос: если человеком управляет мозг, то кто управляет мозгом? Если человеком управляет мозг, то что управляет бактерией, дождевым червём и т.д.? Ответ: никто и ничто, поскольку любое живое является S-сущим.

А вот вера - это сугубо интенциональный акт, приводящий к возникновению нового вида сущего - II-сущего. Учитывая облигатную первичность S-сущего перед IS-сущим, не остаётся ничего иного, как опечалить верующих: Бог ничего не создавал, а сам был создан на основе спонтанного процесса интегральной человеческой интенции второго порядка. Таким образом, Бог представляет собой результат возникшего намерения, являющегося следствием диктуемой психикой потребности упростить процесс мышления и миросозерцания, т.е. в моей терминологии это и есть II-сущее.

Ниже я рассмотриваю вопрос о том, каким образом анатомические изменения в мозге человека и животных способны привести к возникновению феномена веры и почему возникновение феномена веры - процесс необратимый. Если кто-то подумает, что я занимают пропагандой атеизма, то ошибётся. Вера, по моему глубокому убеждению, - это личное дело каждого, но при условии, что, придерживаясь той или иной веры, человек не наносит вреда другим, не насилует волю других. В этих обстоятельствах борьба с религией малонравственна. Другое дело, что, будучи посвящённым в механизмы, лежащие в основе возникновения веры, любой человек может открытыми глазами взглянуть на этот феномен и придерживаться тех или иных предпочтений, зная то, что не откроется человеку, не погруженному глубоко в эту фундаментально сложную проблему.

В 2006 году в Англии Ричард Докинз (Richard Dawkins) - британский профессор, биолог-эволюционист, опубликовал книгу "The God Delusion" (В русском переводе озаглавлена "Бог как иллюзия"). У меня в отличие от этого популяризатора, пропагандиста и агитатора, который сводит веру в Бога к психическим нарушениям, задача совершенно иная. Я раскрываю очень конкретный механизм возникновения веры, одной из многих аспектов реализации которой является вера в Бога. Делаю я это исключительно в познавательных целях. Если символ веры человека встроен в осознание недопустимости нарушения сувернитета окружающих, то активная атеистическая пропаганда по моему мнению просто безнравственна.

Часто религиозные люди, раздражённые наплевательским отношением ко Вседержителю, в которого они вынуждены верить, став жертвой неких вторичных процессов преобразования структуры мозга (ниже я объясню, что именно я имею в виду), заявляют о том, что атеизм - это та же вера, но всего лишь вера наоборот. Да, в СССР были активные псевдоатеисты, которые после развала СССР превратились в активных псевдоверующих. Учитывая этот распространённый шаблон считать атеистов верующими наоборот, я вернусь к формулировке понятия атеизм после того, как объясню, как возникает вера и кого нужно считать верующим. Ниже я вкратце изложу разработанный мною механизм возникновения веры, стараясь особо не углубляться в техническаие вопросы, поскольку статья в целом посвящена не вере, а гетерогенности сущего.

(Продолжение следует)

Часть I
Часть  II
Часть IV




Философия, origin of life

Previous post Next post
Up