Не кажется ли вам, что те, кто плодит террористов, террористы вдвойне? Часть I

Apr 06, 2014 18:16



Владимир Янкелевич,
Военный эксперт "Полосы"

Освобождение террористов: США опять
"разыгрывает" Нетаниягу? (Часть 1)


Ненужный юбилей

Юбилеи бываю разные, те, которые ждешь с нетерпением, и те, про которые думаешь - лучше бы их не было. Именно к таким, вторым, относится тридцатилетие попытки угона террористами автобуса маршрута 300 в Египет.

Вечером 12 апреля 1984 в 7-30 вечера на остановке в Ашдоде четверо молодых арабов из Газы вместе с еще 41 пассажиром заняли места в автобусе 300-го маршрута, направлявшегося в Ашкелон. От Ашдода до Ашкелона совсем недалеко - чуть больше 20 км, всего 20 минут дороги. Арабы действовали быстро. Через короткое время автобус с пассажирами был захвачен, а пассажиры превратились в заложников. Террористы заявили, что в чемодане у них две противотанковые мины, тяжело ранили одного из пассажиров и потребовали ехать к египетской границе. Было очевидно, что они готовы взорвать автобус и убить всех.
Автобус остановили и блокировали в секторе Газа неподалеку от города Дейр эль-Балах всего в 16 км к северу от египетской границы.


Начались переговоры. Террористы требовали от Израиля освобождения 500 арабских заключенных и заявляли, что без колебаний убьют всех заложников. Переговоры продолжались всю ночь. В 7 часов утра 13 апреля 1984 г. спецназ Генерального штаба Сайерет Маткаль (סיירת מטכ"ל) штурмом взял автобус. Два террориста были застрелены через окна, а еще двое захвачены и переданы ШАБАКу. В ходе штурма погибла 19 летняя солдатка-пассажир Ирит Португез. Журналист Георг Мордель писал, что после начала штурма террористы напали на пассажиров, один из них и убил Ирит.

На этом можно было бы поставить точку и отметить еще одну успешную антитеррористическую операцию Израиля, но точка вскоре превратилась в большой вопросительный знак.

Двух захваченных террористов начальник оперативного отдела ШАБАКа Эхуд Ятом (младший брат генерала Дани Ятома) с несколькими сотрудниками увезли в укромное место, где и ликвидировали их.

Тишину расколола фотография, сделанная фотожурналистом Алексом Леваком. На фотографии видно, что, по крайней мере, один из террористов-угонщиков, когда его передали ШАБАКу, был жив и находился в полном сознании.

Отправить террористов к гуриям были веские основания:
- Вряд ли кто будет спорить, что без террористов мир становится лучше,
- Верная смерть уменьшает энтузиазм террористов (не все они смертники),
- Но самое главное, что арестованные террористы - источник нового террора. Их будут пытаться освободить, захватывая новых заложников.

Так, например, за капрала Гилада Шалита на свободу было выпущено 1027 палестинских террористов, среди которых были убийцы «с кровью на руках».

Но все эти веские основания не меняют сути дела, ликвидация арестованных без суда - есть убийство. Это пытались скрыть, пресс-службы рассказывали, что террористы умерли от ран, но замять скандал не удалось. Наиболее последовательно добивался суда над сотрудниками ШАБАКа юридический советник Правительства Ицхак Замир. Вмешался президент Израиля Хаим Герцог и разрубил этот узел, в силу своих полномочий - он помиловал всех подозреваемых, ясно продемонстрировав примат национальной безопасности над законом, а Ицхаку Замиру пришлось уйти в отставку.

Соотношение национальной безопасности и закона - проблема практически в любой стране, в Израиле она не решена и сегодня. Pereat mundus, et fiat justitia - Пусть рухнет мир, но восторжествует закон. Эта максима очень хороша для частного лица, но вряд ли граждане страны примут это. Если этим будет руководствоваться глава государства, мир рухнет вместе с ним, и торжество закона их вряд ли утешит.

Перед Израилем встали вопросы - до какой степени можно брать на вооружение методы террористов, сохраняя при этом власть закона? Как поступать в случаях, когда соблюдение прав человека противоречит интересам национальной безопасности?

Прежде, чем обсудить эти вопросы, давайте вспомним Самира Кунтара.

Самир Кунтар

Террорист Кунтар - прямо противоположный пример, никакого беззакония по отношению к террористу, все, как надо. Он родился в 1962 году и как только научился ходить и говорить, так сразу и начал готовиться убивать евреев. В возрасте неполных 16 лет с группой боевиков пытался проникнуть в Израиль через иорданскую границу и захватить заложников. Не удалось. Вместо этого он провел 11 месяцев в иорданской тюрьме. Тогда он все понял, сказал: «Мы пойдем другим путем», и практически сразу же пошел.

22 апреля 1979 года он и еще трое бандитов под его командованием переправились на резиновой моторной лодке из Ливана в Израиль. Они вышли на берег недалеко от города Нагария и отправились «по делам». Одна женщина, услышав арабскую речь через интерком, вызвала полицию. Элияху Шахар, полицейский, прибывший по вызову, и стал первой жертвой. Затем террористы смогли ворваться в квартиру семьи Харан. Хозяин дома Дани Харан спрятал в спальне на антресолях жену и двухлетнюю дочь, но когда началась стрельба, мать испугалась, что дочь вскрикнет, и зажала дочери рот рукой, и дочь задохнулась на руках у матери.

Бандиты взяли в заложники Дани и его четырехлетнюю дочь и начали отступать к берегу. В перестрелке с полицией двое боевиков и еще один израильский полицейский были убиты, а когда Кунтар увидел, что лодка прострелена и уплыть не удастся, то сначала застрелил Дани, а потом прикладом разбил голову его четырехлетней дочери.

29 января 1980 года он был приговорен судом к пяти пожизненным заключениям плюс 47 лет лишения свободы. Второй боевик, Ахмед Абаррас, был приговорен всего к одному пожизненному заключению. Что такое пять пожизненных заключений? Возможно, это знают судьи, но на взгляд юридически неграмотного автора - это бессмысленный, но вероятно юридически правильный, набор слов.

«Пожизненное заключение» Аббараса продолжалось аж до 1985 года. Он вышел на свободу в рамках известной «сделки с Джибрилем», а Самир Кунтар свои пять пожизненных и еще 47 лет смог уложить в срок до 2008 года. Конечно, он отсидел больше подельника - так это же не одно пожизненное, а пять. Это время он провел недаром - не только женился на израильской арабке, но и получил в Открытом Университете Израиля ученую степень по социологии. Интересно, что диссертацию бандит писал на тему «Противоречие между безопасностью и демократией в Израиле».

Этот «пятипожизненнозаключеный» был очевидным источником нового террора. В этом плане сотрудники ШАБАКа, ликвидировавшие автобусных террористов были правы. Наиболее яркий пример - это захват круизного лайнера «Акилле Лауро». Террористы из Палестинского фронта освобождения в качестве основного требования выдвинули освобождение Самира Кунтара, а для убедительности на глазах его жены Мерилин застрелили еврея Леона Клингхоффера, гражданина США, инвалида, прикованного к коляске, и выбросили его за борт.

Пока Кунтар отсиживал свои короткие пожизненные заключения, он стал «маяком для будущих поколений», «героем Палестины» и «достойным примером для подражания», а Махмуд Аббас присвоил ему звание «Почетного гражданина». После освобождения при очередном обмене вернувшийся Кунтар был встречен всеобщим ликованием и возглавил ливанский комитет солидарности с Кубой, а президент Сирии Башар Асад лично вручил ему «Знак почета».
А мать Элияху Шахара о «Знаке почета» не узнала. Она просто не дожила до приговора суда, ее сердце не выдержало. Были ли защищены ее гражданские права?

Спор о новых «жестах доброй воли»

Грабли стоят на прежнем месте, почему бы и опять не наступить на них?

В Кнессете идет горячая дискуссия об освобождении очередной группы убийц ради того, чтобы Абу-Мазен согласился продолжить переговоры о переговорах. В прессе обсуждается информация о том, что Обама и Керри, за согласие на это очередное освобождение, якобы предлагают освободить Полларда. Шутят наверное, уж больно эта идея похожа на поведение ХАМАСа в деле Шалита. Руководство США вообще любит шутить. В свое время Билл Клинтон шутил с Натяниягу - сказал, что он выпустит Полларда, если Нетаниягу освободит не 200, а 700 террористов . Нетаниягу шутку не понял и бандитов отпустил. Не знаю, похлопали ли его по плечу или нет, спросили ли - «Как я тебя разыграл?», но Поллард остался в тюрьме.

США шутят не впервые. Достаточно известно шуточное письмо президента Буша Шарону о нереалистичности требований возврата к границам 1967 года и необходимости учета произошедших после 1967 года демографических изменений. Оно впоследствии было объявлено частной перепиской. Самый свежий пример - шуточная гарантии США территориальной целостности Украины в Будапештском меморандуме. Очень сомнительно, что возможно выпускать бандитов из тюрем, слушая любителей шутить.

(Продолжение следует)


Террористы, Террор политкорректности

Previous post Next post
Up