Отличительная формула христианства провозглашается в виде заповеди подставлять другую щеку после того, как получил по первой. Формально заповеди подставлять другую щеку в Библии не существует, эту "заповедь" придумали священослужители-упростители. Иисус Христос в Нагорной проповеди всего лишь произнёс следующие слова: "Вы слышали, что сказано: «око за око и зуб за зуб». А Я говорю вам: не противься злому. Но кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую; и кто захочет судиться с тобою и взять у тебя рубашку, отдай ему и верхнюю одежду" (
Мф. 5:38-41). Таким образом, более точная и глубокая интерпретация здесь в том, чтобы не противиться злу. В понятие "не противься злому" входит и способность не помнить зла, не быть злопамятным. Но не в смысле амнезии, а в смысле умения себя пересилить, не копить зла в себе и не возбуждать тем самым зло в других. Таким образом, подставление другой щеки, которое настоятельно рекомендуют иерархи христианства, с точки зрения рациональной практики следует всё же трансформировать в рекомендацию не держать в душе зла, что бессмысленно и глупо.
Посмотрим, что более нравственно: подставить другую щеку, когда тебя ударили по одной, или сделать вид, что ничего не было? И в том, и в другом случае с точки зрения укора агрессору или его перевоспитания результат явно глуповатый, что бы не вещали профессионалы христианской этики. Теоретически может быть где-то и когда-то малопорядочному человеку, нанесшему брату своему во Христе или вне Христа незаслуженную травму, стало стыдно за содеянное, когда ему с готовностью предоставили право стукнуть ещё раз. Но, как ординарный верующий в Христа народ, так и профессиональные клирики не могут не признать хотя бы в душе, что перевоспитание путём подставления второй щеки в наше время случается намного реже, чем выигрыш в джекпот лотереи.
Между тем, сделать вид, что ты не заметил агрессию или в крайнем случае не помнишь о ней, имеет явно положительный результат вне зависимости от того, что произойдёт с малопорядочным человеком, распустившим руки или язык просто потому, что и то, и другое у него чешется, потому, что ему нужно облегчиться от чувства агрессии, которое его душит и его психику рушит. Во-первых, такой акт всегда будет полезен жертве, поскольку, хотя об этом мало пишут и говорят, злые люди стареют намного быстрее добрых. Очень часто по физиономии преждевременно постаревшего человека можно судить о том, что в жизни он не умел прощать и носил злобу в сердце как большой выпачканный в дерьме чемодан без ручки. Причём носил, будучи неспособным объяснить, зачем этот чемодан без ручки ему был нужен.
Во-вторых, такой вид ответа на зло может иметь положительный эффект воздействия на агрессора. Когда тот не стерпел и врезал по второй подставленной ему щеке, ему по идее в два раза труднее будет возвыситься до мук совести за содеянное. Но это - чисто арифметически. На самом же деле не в два раза, а во много раз труднее, поскольку, осуществив удар по одной щеке, он имел возможность перед тем как ударить во второй обдумать целесообразность и первого, и второго удара, даже если между этими двумя ударами прошли миллисекунды. Если же агрессор не увидит злобы и ненависти в глазах жертвы, то он может крепко задуматься. Крепче, чем если ему придурочно подставят другую щеку. Таким образом, и с точки воспитательной сделать вид, что ты не помнишь или не заметил, куда целесообразнее, чем подставлять щеку или задницу для дальнейшей экзекуции.
К сожалению, и даже этот упрощённый способ реакции на агрессию в современном мире по многим причинам неприменим. Современная цивилизация наплодила такой обширный гадюшник агрессивных убийц, подонков и аферистов, что не вторая щека, а второй вид огнестрельного оружия в подавляющем числе жизненных ситуаций окажется куда как более полезным и применимым. Так почему же реально существовавший Иисус Христос или же наши далёкие предки, сочинившие Библию, предлагали не помнить зла? Что произошло с тех библейских времён?
А произошло вот что. В далёкие христовские времена людей на белом свете было намного меньше, чем сейчас и, как правило, люди знали друг друга. Советы Христа в Нагорной проповеди относились к людям, которые в принципе могли застыдиться, поскольку жили бок о бок друг с другом. Сегодня тот, кто стукнул человека по щеке, может не дожидаясь, когда ему подставят другую, сесть в такси, уехать и никогда больше в жизни не встретиться со своей жертвой. Так что число людей, которым можно непонятно для чего подставлять вторую щеку, катастрофически сократилось, несмотря на то, что число людей, которые могут ни с того, ни с сего стукнуть незнакомого человека по щеке, резко возросло. Поэтому вместо того, чтобы подставлять вторую щеку, нужно использовать спрей с перечным газом и звонить в полицию.
А всё дело в том, что за две тысячи лет очень многое кардинальным образом изменилось, а ритуальные религиозные формулы не поменялись.