Монархии в современном мире. Все могут короли
Тема монархии в современном мире - одна из самых обсуждаемых в Европе. Относительно нее люди делятся на два лагеря - сторонников и противников. Сторонники ратуют за сохранение традиций, говорят о монархии, как о символе государства, цементирующей основе общества. Противники указывают на утрату реальной власти большинством правящих монархов, нежелание налогоплательщиков содержать бутафорские династии, единственными функциями которых являются представительские, благотворительные, культурные.
Правда, большинство простых людей не против монархий. Им нравятся красивые ритуалы, связанные с королевскими свадьбами, парадами, рождениями, похоронами, восхождениями на престол, а также сплетни, которыми полнятся европейские СМИ, о любовных историях и неблаговидных поступках королевских отпрысков, а то и самых царственных особ.
Как бы то ни было, ясно одно: времена меняются - меняются и монархии. Становится другой их структура, степень и форма участия в общественной жизни, роль в жизни общества.
Монархии в современном мире. Немного истории
Монархия - это институт анальной фазы развития человечества, которая началась примерно 6000 лет назад и вместе со Второй Мировой войной практически завершилась в большинстве стран мира. Анальная фаза, пришедшая на смену мышечной, отразила выросшие желания человека. Голод перестал быть столь насущной проблемой, не стало и острой необходимости в коллективном выживании. Стая распалась на роды, племена. Актуализировались потребности выжить и продолжить род. Главной ячейкой общества стала семья. Анальники моногамны, поэтому брак стал общественной нормой. В дальнейшем по кровно-семейному принципу сформировались нации, народы.
Если в первобытной стае во главе стоял уретральный вождь, то со сменой формации управляющая структура монархии начала отражать анальные ценности: чистоту крови (браки только между представителями царских домов), права наследования престола, королевские династии, сохранение традиций.
Под влиянием
зрительной меры в этот период развивалась культура, со временем монархи стали олицетворением нравственного начала, главными проводниками культуры в массы (по крайней мере, это провозглашалось и культивировалось). Все богатства народа стекались в королевские дворцы, где создавались шедевры архитектуры и искусства, дошедшие до наших дней и ставшие культурным фондом человечества. Монархи были основными меценатами, поддерживая музыкантов, художников, актеров и других представителей искусства. Наиболее передовые занимались просветительством и благотворительностью.
Несколько особняком стояла Россия с ее уретрально-мышечным менталитетом. Монарх здесь всегда воспринимался как человек, посланный Богом для служения своему народу. Его боготворили, он был комплементарен мышечной части русского менталитета. Только русские обращались к своим монархам: «Царь-батюшка», «Императрица-матушка». Русский менталитет породил немало ярких уретральных царственных особ - Ивана Грозного, Петра I, Екатерину II.
Но в общей массе, если говорить о Европе и арабско-мусульманском мире, монархии были структурами, несущими в себе анально-зрительные ценности. Что же происходит с ними сейчас, когда на смену анальной фазе развития пришла кожная? Монархии уже не могут оставаться в прежних рамках, поэтому, чтобы выжить, они вынуждены меняться.
Монархии в современном мире. Кожная фаза развития
Прежде всего, многие монархии не выдержали натиска перемен и прекратили свое существование. В мире насчитывается более 230 государств. Из них лишь 41 страна имеет монархический строй. Европа занимает второе место по количеству монархических государств. Здесь их 12. В ограниченной форме монархия существует в странах-лидерах ЕС - Великобритании, Нидерландах, Бельгии, Люксембурге, Норвегии, Дании и других. Абсолютная форма монархии в небольших государствах - Монако, Лихтенштейне, Ватикане.
На первый взгляд, они гармонично вписываются в существующее положение дел в странах ЕЭС. Однако некоторые черты указывают на то, что монархии приобретают все более кожный характер, отвечая на веяния времени.
Кожная фаза развития человечества характеризуется торжеством ценностей индивидуализма, успешности, пользы-выгоды, закона, стандарта, материальных благ, развития технологий. Мы уже видим, как уходят в прошлое семейно-родовые традиции, а на смену им приходят индивидуально-личностные ценности.
Монархии в современном мире. Европейские монархи выбирают «золушек»
Одним из первых рухнули традиции «чистоты королевской крови». Сейчас монархи все чаще выбирают себе в жены и мужья особ совсем не царственных кровей. Одним из первых так называемых морганатических браков подобного уровня был союз между 40-летним наследником Австро-Венгерского престола Францем Фердинандом и 32-летней Софией, графиней Хотек и Вогнин. Хотя предки ее были возведены в ранг «графов империи» в середине XVIII века, этого было недостаточно, ведь сочетаться браком с членами правящего дома Габсбургов было разрешено только лишь потомках определенных княжеский семей. Это случилось в 1900 году, и на тот момент Франц Фердинанд был готов отречься от престола и отказаться от королевских привилегий в пользу нецарственной невесты. И только решительность наследника и демократичность австрийцев позволили ему тогда сохранить права на трон. Хотя на свадьбу не приехал ни один из представителей дома Габсбургов.
Совсем другое дело сейчас. В 2004 году состоялись сразу три королевских свадьбы, которые сложно было себе представить раньше. Новоиспеченные принцессы имели далеко не самое «чистое» с точки зрения королевских кровей прошлое. Мэйбел Виссе Смит, ставшая женой нидерландского принца Йохана Фрисо, в начале 90-х имела роман с неким наркобароном, так что Йохану пришлось срочно отказаться от прав на корону. Но свадьба все же состоялась.
Жена наследника испанского престола принца Астурийского Фелипе, успешная телеведущая Летиция Ортис была разведена с первым мужем, который был ее школьным учителем по литературе.
Более позитивной оказалась свадьба наследного принца Дании Фредерика на австралийке Мэри Доналдсон, хотя более простой родословной сложно себе представить. Ее отец - преподаватель математики в университете, мать умерла. Однако либеральные датчане сразу полюбили свою новую принцессу. 75 % из них предположили, что из нее получится хорошая королева.
Раньше такие свадьбы казались скандальными не только габсбургскому двору, но и простым горожанам. Джо Литтл, редактор британского ежемесячного журнала Majesty, вспоминает, как еще четверть века назад от невесты наследника престола ожидали не только отсутствия порочащих связей в прошлом, но и, по крайней мере, аристократического (если уж не королевского) происхождения. Многое изменилось после трагической истории брака между английским принцем Чарльзом и Дианой Спенсер, настоящей аристократкой по своему происхождению. Эти два человека так и не смогли ужиться вместе.
Похоже, что в европейских королевских домах сделали выводы из развода и гибели принцессы Дианы. «Они поняли, что близость к народу - залог выживания монархии в современном мире, - считает Джо Литтл. - Виндзорской династии стоило бы стать чуть более открытой и чуть менее чопорной».
Но дело даже не в этом. Дело в том, что все люди, будь они даже монархи, уже не способны противостоять натиску времени, которое диктует новые ценности. У нас значительно расширился диапазон выбора сексуальных партнеров. Мы перестаем «терпеть» в браке, предпочитая притирке в семейной жизни поиск новых партнеров. Все это кожные ценности в отношениях между мужчиной и женщиной. И как бы высоко по социальному статусу ни стоял монарх, ничто человеческое ему не чуждо. Ради политических интересов государства он уже не способен пожертвовать личным, индивидуалистическим счастьем и комфортом. Тем более что политические рычаги уже давно находятся в других руках.
Монархии в современном мире. И монархи экономят
Происходят процессы стандартизации, выравнивания различных слоев общества. То, что прежде считалось элитарным и было доступно единицам, сегодня становится общедоступным и потребляется в массовом порядке. Уже после Второй Мировой Войны сами монархи стали стремиться быть как можно ближе к простым подданным. Во второй половине прошлого века все монархические династии стали активно менять образ жизни. Показная роскошь представителей королевских домов стала считаться дурным тоном.
Кризис 2008 года стал новой вехой в приближении монархии к народу. Пытаясь сократить дефицит госбюджетов, европейские правительства начали сокращать расходы не только на зарплаты государственных служащих, но и на содержание монархов. И процесс экономии только нарастает.
Еще в 2004 году заместитель казначея английской королевы Елизаветы II был вынужден просить увеличение средств на отопление дворца за счет фонда помощи малоимущим, в чем ему было отказано правительством лейбористов.
Сокращаются расходы на содержание короля и королевы Испании. Это произошло впервые за всю историю королевского дома в 2011 году. Однако королевская семья выступила с патриотическим заявлением, что не может остаться в стороне от своего народа и должна поддержать правительство в борьбе с дефицитом государственного бюджета Испании.
Вообще, король Испании Хуан Карлос и королева София поражают своих поданных подлинной бережливостью. Они сократили свой ежегодный отпуск в летнем дворце на острове Майорка, снизили зарплаты персоналу, обслуживающему дворец, уменьшили количество королевских приемов и число приглашенных на них гостей. Королева София ездит на электромобиле Peugeot iION с нулевым уровнем вредных выбросов. А в 2009 году она воспользовалась обычным рейсом ирландской бюджетной авиакомпании Ryanair для того, чтобы посетить в лондонской больнице своего брата, бывшего короля Греции Константина II. Билет обошелся королеве Испании всего в 15,5 евро.
Монархии в современном обществе. Новые роли монархов
Меняется и роль монарха в своей стране и на международной арене. Уже давно оставив реальное управление в большинстве европейских стран, монархи становятся своего рода брендом, на котором страна начинает зарабатывать. Французский журналист Стефан Берн, большой знаток монархий, в программе «I talk» говорит: « …Многие монархи выполняют роль таких вот международных послов. Они презентуют свою страну за рубежом. Сегодня, в разгар кризиса, они едут за границу, представляя собой очень престижный национальный бренд. И это стимулирует доверие к их стране, это дает толчок росту торговли. Так что монархи - это очень элитные коммивояжеры».
И еще: «Не стоит забывать, что подданные современных монархов все чаще задаются вопросом - особенно сейчас в кризис - а во что обходится содержание двора и дворца? Так вот, расходы на монарха - втрое ниже, чем, содержание республики. Вы не тратитесь на президентские выборы, и вы постоянно зарабатываете за счет притока туристов и, как я уже сказал, за счет желания других стран активнее контактировать, торговать с монархией».
«Элитные коммивояжеры» - лучшее решение для монархии во времена кожной формации? Кожное мышление проникает в святая святых любого народа, оплот традиций - институт монархии. Кстати, тот же Стефан Берн утверждает, что монархии всегда на острие современности. В частности, в вопросах о легализации однополых браков монархические Великобритания, Швеция опережают своих соседей-республиканцев. А что им еще остается? Либо видоизменяться, подстраиваться под новые стандарты, либо перестать существовать.
Имеет ли институт монархии будущее - споры об этом не утихают. Пока монархия справляется с задачей адаптации к новым условиям, предъявляя нам свои новые роли. Если так будет продолжаться, то, возможно, в будущей уретральной фазе развития человечества она сможет показать нам подлинный образец уретрального управления по высшей справедливости и милосердию. Понимание глубинных процессов, происходящих в обществе, которое дает системно-векторная психология Юрия Бурлана, позволяет увидеть, раскрыть историю и перспективы любого явления в мире. Нам лишь остается немного подождать подтверждения наших догадок.
Автор: Марина Голомолзина
Статья написана по материалам тренинга по
системно-векторной психологии Юрия Бурлана Google