Психология инвалидов и ее особенности

Aug 08, 2018 15:28



Разделение в нашем мире обычное дело. Сутки разделены на день и ночь. Время - на прошлое, настоящее и будущее. Люди - на мужчин и женщин… Ассоциативный ряд можно продолжать. Все это вместе взятое существует в одной реальности, а значит, и объединено. Просто: два в одном! Вот и особенности психологии инвалидов можно рассмотреть как отдельно, так и совместно с психологией любого из нас. Сделать это поможет системно-векторная психология Юрия Бурлана.

«Они не такие, как мы»

Как работник библиотеки для слепых я в одно из посещений читателей в Доме-интернате попросила воспитателя «подтолкнуть» слепого к практическим действиям. Нужно было помочь ему создать электронную почту. Это простое для зрячего человека действие осложнялось переходом на нижний этаж с ноутбуком в руках к другому слепому - колясочнику, который вызвался помочь.



«Да, конечно, - был ответ, - но вы же понимаете психологию инвалидов - они не такие, как мы!» Услышать это от человека, в профессиональные обязанности которого входит общение с людьми, оказавшимися в сложнейшей жизненной ситуации, было странно. Но дальнейший разговор все объяснил. Работа воспитателя в Доме-интернате для престарелых и инвалидов имеет свою специфику, и моя собеседница хорошо в этом разбирается.

Достижения современной науки, бесчисленные социальные и психологические исследования, диссертации и рефераты о психологии работы с инвалидами разобрали, казалось бы, все нюансы поведения людей с инвалидностью. Однако эта фраза, выскочившая из бессознательного, свидетельствует о том, что мы все-таки отделяем себя от тех, кто «не такие, как мы».

Конечно, они отличаются от имеющих руки, ноги, глаза и уши. Но нехватка какого-либо органа не превращает их в инопланетян, скорее, другое. Нас, имеющих «полный комплект», при первой встрече с ними порой просто выбрасывает из этого благополучного мира в никуда. Мы не знаем, что сказать, куда направить взгляд, мы смущаемся и боимся. Почему это происходит и как строится общение с инвалидами, что нас объединяет, а что разъединяет, рассмотрим с помощью системно-векторной психологии.

Invalidus (лат.) - буквально «несильный»

Человек - такое странное существо! Одновременно он всесилен и очень уязвим. Всегда в обществе существовал определенный процент людей, имеющих какой-либо дефект или нарушение и утрату физиологической, психической или анатомической структуры или функции. На протяжении всей истории человечества шел процесс преобразования отношения к инвалидам. К нашему времени они из ущербных, ненужных обществу людей стали теми, о ком заботятся, создают удобную среду обитания.

Системно-векторная психология подчеркивает, что только структура, в которой заботятся о слабых, немощных и стариках способна выжить и развиваться. В этой статье мы не будем приводить примеры выдающихся людей с инвалидностью - их достаточно много и они на виду. Просто рассматривая системно особенности общения с инвалидами, заглянем в святая святых - тайники нашей психики, откуда и проистекают все переживаемые нами чувства.

Психология инвалидов и общая психология

Представляя собой частицу вида «человек», нам и в голову не приходит мысль о том, что все люди связаны воедино и проблемы одного - это проблемы всего вида. Поломка какой-то из частей любой системы, будь то живой организм или простая машина, приводит к нарушению работы всей системы, и наоборот.

Вот и пример: если у человека болит сердце, это свидетельствует о комплексных нарушениях в организме - но болит ведь сердце! Или такой: о любых болезненных изменениях в организме расскажет анализ крови. Она омывает все органы и все про них знает. Дело за грамотным специалистом, который это расшифрует. Наша психика, точнее та ее часть, которую относят к бессознательному, похожа на кровь, которой наполнено тело вида. Мы связаны друг с другом через бессознательное, хотя этого и не осознаем.



Эзотерическое возвышенное понимание единства человечества, которое мы находим, когда пытаемся идти духовным путем, предательски рушится, как только мы сталкиваемся с такой реальностью, как инвалидность. Независимо от того, случилось ли это с самыми близкими нам людьми или мы попали в ситуацию, связанную с этой категорией несчастья, наши чувства расстраиваются, и для того, чтобы привести их в норму, нужно время и понимание.

Профессионально общением с инвалидами занимаются врачи, психологи, психиатры. И еще волонтеры - люди с особыми свойствами психики. Системно-векторная психология Юрия Бурлана определяет эти свойства как зрительный вектор.

О векторах, о сходстве и отличиях системно

Восемь векторов складывают мозаику человеческой психики. Это знание позволяет понять любую модель поведения и переживаемые человеком чувства.

Если мы осознаем единство вида, это значит, что мы и инвалиды - его равноправные частицы. Каждый обладает группой свойств, заданных от рождения. Это векторы. Многие современные люди - полиморфы, то есть обладают сочетанием из трех-пяти векторов. Это объясняет, почему все люди разные. Так исторически сложилось в ходе эволюции, что каждый вектор задавал человеку свою видовую роль. Это было необходимым условием выживания вида. Детально это прослеживается на тренинге «Системно-векторная психология» Юрия Бурлана.

Здоровый человек, обладающий определенным набором векторов, по своим заданным свойствам не будет отличаться от того, кто волею судьбы оказался вне зоны стопроцентного здоровья, но имеет такой же набор векторов. Однако видимые отличия все же есть. Они находятся в диапазоне состояния (развития и реализации) вектора от минуса к плюсу. Состояние нормы мы не замечаем, а для инвалида «маршрут» в это состояние лежит через каждодневный ад, в котором все свойства психики подвергаются мощной изнуряющей атаке изнутри и снаружи.

Изнутри атакует боль, а снаружи - непонимание, агрессия или предательство близких.

Причины инвалидности

• генетические заболевания;

• врожденные аномалии развития;

• приобретенные возрастные;

• вследствие несчастного случая.

Генетические и врожденные аномалии развития со временем примиряют с неизбежностью переживать этот опыт битвы за жизнь или отказаться от инвалида, приняв самое горькое и страшное решение в своей жизни. А вот приобретенные с возрастом или вследствие несчастного случая требуют принципиально другого подхода.



Системное точное знание в психологии работы с инвалидами создает эмоциональный мостик с двусторонним движением, существенно облегчая взаимопонимание. Просто потому, что в этой драме чаще всего несколько действующих лиц. Каждый ее участник обладает своими особенностями. Знание этой информации исключит недоразумения в отношениях, поможет правильно их построить.

Психология общения с инвалидами

В общение с инвалидами психология вкладывает особые смыслы - это забота, бережное отношение, создание условий для жизни и работы. Конечно, в этом нуждаются и здоровые люди, все в этом нуждаются. А вот как мы создадим такой мир, зависит от нас, от каждого лично. Особенности психологии инвалидов нельзя раскрыть без понимания общих процессов, происходящих в мире людей. А этот мир сейчас стоит на грани. Наряду с самопожертвованием и бескорыстием существует предательство, когда бросают близких, попавших в беду. Это неизбежно влияет на общее ощущение уверенности в завтрашнем дне.

«… В основном нахожусь дома, ребенок-инвалид, сыночка, 16 лет. Вот ждем тепла, можно в парк будет ходить гулять, а там и люди, в выходные даже много. Признаюсь, грешным делом, не выдерживали нервы, срывалась на крик на ребенка и не всегда даже из-за нервов, многие кричат и используют это как методику, чтобы детки пошли. Но понимала, что я так больше его пугаю и он, наоборот, в ступоре от моего глупого правильного подхода к поставленной задаче, то есть сделать первый шаг. Но все равно продолжала двигаться этим путем.

Во время тренинга как-то само собой, как должное, крик превратился в понимание, и чем больше я нахожу правильных слов и подхода к нему, теперь уже в зависимости от выявленных мной в нем векторов, тем заниматься становится все проще и эффективнее. Причем так спокойно. Он стал осознавать важность своих действий, и, делая различные упражнения, мы как бы пользуемся методикой... путем страданий или наслаждения. И дивным образом сынуля получает наслаждение от некоторых упражнений и даже просит их повторить.
Он изменился, стал покладистее, мы на домашнем обучении, оценки стали лучше. Учителя хвалят, причем он начал задавать более осмысленные вопросы, появился интерес ко многим вещам, которые он с удовольствием со мной обсуждает. Я перестала его торопить, когда он пытается выразить какую бы то ни было мысль, речь стала более четкой и понятной, прошло пусть несильное, но все же явное заикание…»

Ольга П., Екатеринбург

«… У меня ребенок-инвалид по неврологии. Он мог по полдня кататься по дивану и орать не своим голосом, как будто его убивают. Не помогало ничего. Я просто закрывала дверь и шла готовить на кухню. Но результат был тот же. После тренинга я стала лучше его понимать, и ему стало лучше…»

Гость VK

«… Я радуюсь тому, что была мамой ребенка-инвалида. Я безмерно благодарна Полиночке за все то, чему она меня научила притом, что сама она была обделена: ни видеть, ни говорить, ни ходить, ни кушать самостоятельно, страдать от постоянной боли и практически не выходить из эпиактивности, она прошла со мной через мою отрешенность, равнодушие, боль, страх, отчаянье - к пьянящему чувству любви и благодарности за то, что доверили мне и выбрала она именно меня своей мамой…»

Наталья Ч., Осло, Норвегия

Как проявляются свойства векторов в критических ситуациях, как люди «добровольно» доводят себя до инвалидности, какие драмы переживают - об этом в следующей статье. А пока регистрируйтесь на бесплатный онлайн-тренинг Юрия Бурлана «Системно-векторная психология».

Автор Надежда Астахова
Редактор Янина Буракова
Корректор Екатерина Жаворонкова

Статья написана с использованием материалов онлайн-тренингов Юрия Бурлана «Системно-векторная психология»

Читайте также:

Полное отчаяние и безысходность наших дней
Как перестать опаздывать
Опоздание на поезд




Google

глобальные проблемы, психология бессознательного, закон жизни, человек и общество

Previous post Next post
Up