Количество дорожно-транспортных происшествий, и нередко со смертельными случаями, остается в России и Украине очень высоким по сравнению, к примеру, с той же Европой.
Естественно, многие задаются вопросом, а от чего же так происходит. И часто среди причин называют плохое состояние дорог. Дороги, мол, плохие, то ямы, то ухабы и, вот, водитель маневрируя совершает ДТП.
Казалось бы, ответ найден, но на него можно привести, как минимум, два возражения. Во-первых, плохое качество дорог, должно бы, по идее, вынуждать водителя снижать скорость и тем самым уменьшать вероятность аварии. А во-вторых, немало аварий случается и на трассах где качество покрытия не вызывает нареканий.
Впрочем, работники автомобильной инспекции в качестве основной причины аварий называют не качество дорог, а банальное несоблюдение правил дорожного движения водителями и пешеходами.
Получается, что причина высокой аварийности заключается в наплевательском отношении к правилам и законам.
А что же на Западе, где аварий случается значительно меньше, неужели все так неукоснительно соблюдают закон? Оказывается, большинство действительно соблюдают.
Когда какой-нибудь Джон Смит видит знак ограничения скорости, он снижает скорость до такой, что нарисована на знаке.
Когда некий Иван Кузнецов замечает установленный у дороги знак ограничения скорости он внимательно смотрит не стоят ли где у обочины люди с полосатыми жезлами, и если не стоят, то игнорирует знак. В лучшем случае не сбавляет скорость, а в худшем еще и добавит газу - мол, чего это они тут меня ограничивают, а не пошли бы они куда подальше. Кстати, наш человек очень не любит когда ему кто-либо указывает что и как делать.
Нет, конечно, это не означает, что все так поступают. Некоторые ботаники, маменькины сынки и просто слюнтяи все-таки подчиняются знакам дорожного движения.
Вот один человек (сутулый такой в очочках) увидел знак ограничения скорости до сорока километров и взял да и поехал с такой скоростью. А дорога узкая, встречное движение интенсивное, обогнать его трудно. Те, кто сзади ехали, и сигналили ему, и из окон высовываясь, слова всякие обидные кричали. Пришлось ему поневоле ехать быстрее. Но девушка, которую он вез, после этого случая перестала встречаться с ним.
- Ты бы еще и ремни безопасности пристегивал, - презрительно бросила она ему на прощание.
Ох уж эти ремни безопасности! Не любит их наш человек. Да и неудивительно, ведь они просто символизируют собой ограничение свободы.
А что делает все тот же наш человек после того как получает права? Он пытается раздобыть какую-нибудь корочку, которая возвысит его над остальными участниками движения и освободит его от необходимости держать ответ перед дорожными полицейскими за нарушение правил. Неудивительно, что бизнес по производству подобной липы процветает.
Вот, к примеру, совсем недавно, правоохранители демонстрировали на телеэкране, после проведения специального рейда по отъему таких документов, почти доверху заполненный липовыми «мандатами» средних размеров картонный ящик.
Откуда же такая чуть ли не всеобщая тяга, к представлению себя человеком необычным и могущественным?
Или вот взять еще страсть к огромным автомобилям, которая почти поголовно охвачены наши участники дорожного движения. Ведь и припарковать такой автомобиль трудно, особенно в больших городах и бензина он очень много расходует, что ужасно не экономично. Но, тем не менее, наши улицы заполнили эти легковушки размером со средней вместимости пассажирский автобус. Что заставляет людей приобретать такие автомобили?
А ведь в Европе, многие даже весьма состоятельные люди, стараются приобрести малолитражки. Это очень практично. И расход топлива минимален и парковаться намного легче. Так почему же кто-то предпочитает удобство и практичность, а кто-то внешнюю респектабельность?
А еще там, на Западе, вообще в норме вещей в полицию сообщить на соседа, который под запрещающий знак проехал или совершил еще какое-нибудь (даже мелкое) правонарушение.
И сообщивший, этого своего поступка стыдиться вовсе не будет, и даже к этому соседу в гости ходить не перестанет, если ходил до этого. И тот другой сосед, хоть и будет знать, кто помог полиции призвать его к ответственности даже обижаться не будет.
А если подобная ситуация произойдет у нас? Во-первых, тот, кто сообщит в полицию, будет считаться предателем, стукачом и иудой всю свою жалкую жизнь. И вообще, ни один уважающий себя человек руки ему не подаст, не говоря уже о том, кто станет жертвой его оповещения полиции.
Думаю, все согласятся с тем, что дело тут в различие российского и западного менталитета.
Системно-векторная психология объясняет это так. Личные свойства каждого человека определяются врожденным набором векторов. Но оказывается, что и в менталитете того или иного народа также присутствует психологический вектор. Именно он определяет общественные установки, нормы поведения и тому подобное.
Системно-векторная психология показывает, что России, Украине и еще целому ряду стран бывшего Советского Союза присущ уретральный менталитет (то есть менталитет, определяемый уретральным вектором). Тогда как у стран Запада менталитет кожный (определяется кожным вектором).
Это очень многое объясняет в судьбе разных стран, процессах, происходящих в общественной жизни и, в том числе, в поведении водителей на дорогах.
Уретральный вектор сформировался в условиях жизни на больших открытых пространствах. В личностном плане уретральный - это вектор вождя. Он ведет стаю в будущее, не ограниченный никакими рамками и законами. Он выше таких «мелочей». В нашем случае эти качества закрепляются в менталитете всего народа. Вот и подумайте, кто может указывать вождю, с какой скоростью ему ехать.
Тут важно не путать ментальные установки и личностные. Людей с уретральным вектором на самом деле очень мало. Но хоть векторальный набор у человека и другой, менталитет все равно диктует ему поведение в обществе.
Кожный же вектор, который определяет менталитет западных стран, определял охотника-добытчика. Именно люди с кожным вектором впервые изобрели и ввели закон в человеческой стае. Для этих людей свойственна экономия и вообще ограничение себя и других, в том числе и законом.
Представьте себе охотника, который вне пещеры неустанно добывает пищу, а в пещере экономно сохраняет ее (ну чтобы на дольше хватило). А теперь перенесите этого же охотника в современную жизнь. Вот это и будет человек с кожным вектором. Вот такие установки присутствуют в менталитете западных стран.
Вот эти-то ментальные различия между Россией и Западом, различия между свойствами кожного и уретрального вектора, определяют такое разное поведение на дорогах. Впрочем, не только это, а многое и многое другое (о чем, возможно, поговорим в следующий раз).
Никакие из векторов не являются хуже или лучше друг друга, но в данном конкретном случае определенные свойства уретрального вектора приводят к повышенной аварийности, а следовательно, и смертности, на наших дорогах.
Статья написана с использованием материалов тренинга по Системно-векторной психологии Юрия Бурлана.